Черты романтизма в мцыри примеры. В помощь школьнику. Жажда жизни, которая сильнее обстоятельств

Урок литературы в 8 классе 23.01.12.

Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Литературный конфликт.

Задачи урока:

1) образов-е :

  1. знания : знакомство с особенностями лермонт-го ром-зма; литерат-ым конфликтом в ром-ом произвед-ии
  2. умения и компетенции : обучение анализу худ-го текста, умению находить в образе черты ром-го героя.

2 ) общеучебные : умение формулировать устный ответ по теме и на основе осмысления прочитанного анализировать и обобщать.

3) воспитательная задача : формирование мировоззренческой позиции, осмысление понятий внутренний мир, душа, духовность, конфликт личности ; обогащение эмоционального диапазона, умение сострадать, сопереживать.

Оборудование:

  1. текст поэмы
  2. мультимедиапроектор
  3. ноутбук
  4. экран

Ход урока

I Оргмомент.

II Вступление. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы снова обратимся к образу Мцыри. Но рассмотрим его с позиции романтический традиций и новаторства.

Любое эпическое (и лиро-эпическое) произведение характеризуется наличием конфликта. В том числе и в романтическом произведении.

Конфликт – что означает это понятие ? (столкновение личности и общества, противоречие во взглядах, позициях)

Слайд 1 Обратимся к эпиграфу нашего урока (прочитать: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…!») О ком эти слова? (О Мцыри )

Что такое душа? (внутренний мир человека, его переживания, чувства ). Попробуем увязать эти 2 понятия: внутренний мир героя и конфликт, понять, как они взаимосвязаны в лермонтовском произведении

Назовите основные, опорные понятия сегодняшнего урока (внутренний мир героя, литературный конфликт) слайд 2

III Работа по теме урока

Лермонтов не даёт нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре. Почему? (потому что жизнь была скучной, однообразной, в молитвах и постах, без ярких впечатлений ) слайд 3

Символом чего явился для Мцыри монастырь? (он стал «пленом», «тюрьмой», символом неволи, заточения «с кельями душными»)

Но как уже в детстве проявилась «огненная душа» мальчика? (он вынослив, « без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетел», «он дик», недоверчив, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал»)

Можно ли утверждать, что потом он жил в постоянном конфликте с обществом монахов, окруживших его заботой и лаской? (нет, потому что они полюбили его, хотели ввести его в своё братство, искали его, выхаживали, а он привык к ним)

Мцыри после привык, смирился, но смирилась ли его душа ? (Нет. Потом, после побега, он в своей исповеди скажет: « Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы»

«Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнёс :

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной»)

Так что было скрыто с детства в «огненной душе» Мцыри? Какой «одной, но пламенной страсти» он посвятил свою жизнь? (желанию быть свободным , сбежать в тот мир «тревог и битв, где в тучах//прячутся скалы, //где люди вольны, как орлы»; «…Я цель одну //– пройти в родимую страну// – имел в душе»)

Получил он эту свободу. В чём воплотилась она? (в буйной могучей природе, с которой он слился; в красоте молодой грузинки, воспоминаниях детства, возможности сразиться, испытать свою силу:

Он видел « пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом…»

«Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты …»

«Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз ,

Седой, незыблемый Кавказ …»

«И вспомнил я наш мирный дом

И пред вечерним очагом

Рассказы долгие о том,

Как жили люди прежних дней,

Когда был мир ещё пышней.»

«Кругом меня цвёл Божий сад…»

Таким образом, мы видим, что другой мир Мцыри воспринимает с восторгом, воодушевлением. Но принял ли его этот мир его так, как он хотел? (не совсем.Сначала он встретил его грозой, не давал проходу в чаще – и Мцыри заблудился, потом испытывал голодом, жаждой и наконец, сражением с барсом

«Мне стало страшно ; на краю

Грозящей бездны я лежал,

Где выл, крутясь, сердиты й вал;

Туда вели ступени скал;

Но лишь злой дух по ним шагал…»

« Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом…»

«…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…»

«…палил меня

Огонь безжалостного дня.»)

Противопоставлял ли Мцыри себя этому миру? Или он хотел стать частью его? (Природа сродни самому Мцыри: прекрасна, сильна, величественна. Он «рукою молнию ловил», «обняться с бурей был бы рад», сравнивает себя со зверем)

След-но, не здесь находится основа литературного конфликта!

Вернёмся к внутреннему миру Мцыри, его душе. Что узнал о себе Мцыри, попав на свободу? (что он способен на сильные чувства, бесстрашен, целеустремлён. Но ему не суждено найти дорогу к далёкой родине:

«Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!»

«…понять не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей…»

«И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда »

Почему? В чём трагедия Мцыри?

(«На мне печать свою тюрьма оставила …» Реальность оказалась сильнее.)

4) Вывод

Так, значит, основной конфликт произведения – противоречие между душевными порывами, устремлениями, идеалами героя и реальностью. Слайд 4

А к чему стремился Мцыри? (к свободе ) Что значила для него свобода?(родина – в конечном итоге) Слайд 5

Почему Мцыри погибает? (для него нет жизни без родины и без свободы, тем более, когда он уже вкусил всю сладость её)

IV Обобщающая беседа

Прочитаем продолжение высказывания В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности » Слайд 6

Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.

Вам знакомы и другие произведения Лермонтова. В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.

Так в чём заключается главный конфликт произведения?

(в столкновении между идеалами героя и действительностью)

V Рефлексия

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

(письменно)

2)Зачитывание ответов (2-3 работы).

3)- Впечатления от урока? (можно предложить зачитать некоторые отзывы о произведении, о Мцыри)

VI Объяснение д/з. Нацеливание на работу на след. уроке

Будем расширять свои знания о чертах романтического произведения на примере произведения Лермонтова, познакомимся с другими приёмами создания романтических образов. Для этого нам понадобятся ваши знания таких приёмов, как олицетворение, сравнение, метафоры. Постарайтесь найти по одному примеру в тексте поэмы

(Для «слабых учеников» : карточки с текстами из поэмы и вопросами, помогающими раскрыть метафору, найти олицетворения, сравнения)

VII Итоги урока. Оценивание.

1. Найди в главе 6 описание горных хребтов. С чем сравниваются они? Какое сравнение подобрал поэт для описания Кавказа?

2. Перечитай главу 11. Как Лермонтов передаёт звуки, которые слышит Мцыри?

3. Найди описание барса. Какими эпитетами воспользовался поэт, чтобы показать его величественную красоту и мощь?

Эпиграф к уроку: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…! В.Г.Белинский

конфликт – столкновение Внутренний мир – душа, чувства, переживания

Жизнь в монастыре Однообразие Нет ярких впечатлений Отказ от радостей земного бытия Добровольное заточение Мечты Мцыри Разнообразие жизненных впечатлений Свобода, воля Родной край, семья, друзья Служение идеалу

конфликт мечты реальность

свобода = родина

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности.» (В.Г.Белинский)


Задачи: Рассмотреть поэму Лермонтова "Мцыри" как романтическую. Выявить черты романтизма и реализма в поэме. Проанализировать образ Мцыри. Психологизм поэмы Лермонтова "Мцыри". Раскрыть роль эпиграфа к поэме. Обобщить изученный материал.

Термины: романтизм, реализм, образ, психологизм, двоемирие, сюжет, конфликт, антитеза, финал произведения, ритм, рифма, мужская рифма, риторические фигуры, инверсия, повтор, эпитеты, сравнения, метафоры, психологизм.

Форма урока: Урок-исследование

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

2. Слово учителя. История создания поэмы "Мцыри".

Идея произведения, во главе которого будет юный монах проявляется у Лермонтова еще в юности. В дневнике юного Лермонтова мы видим следующие стоки: "Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится - Идеалы". Много времени прошло, пока автор смог найти идеалы, за которые бы мог умереть герой.

Поэме "Мцыри" предшествует поэма "Исповедь". В ее основе герой (тоже монах), который умирает из-за любви. Через несколько лет Лермонтов пишет еще одну поэму "Боярин Орша". Главный герой также монах.

Эту историю Лермонтов услышал от первого источника, пожилого монаха. Он рассказал ему историю своей жизни, как его пленного мальчика привез в монастырь генерал, как он не мог смириться со своей судьбой и не раз пытался сбежать на родину, одна из таких попыток чуть не стоила ему жизни, в конечном итоге он смирился со своей судьбой. Благодаря этой истории и родилась поэма

"Мцыри". Лермонтов, как мы можем заметить, почти не изменяет историю, толк о финал. Мцыри не смиряется со своей судьбой и даже умирая просит похоронить его с видом на родину.

Завершил поэму "Мцыри" Лермонтов в 1839 году.

3. Романтическая поэма "Мцыри". Черты романтизма и реализма.

Как вы знаете поэма "Мцыри" считается романтической. Давайте дадим определение романтической поэме. Запишем определение в тетрадь.

"Романтическая поэма - многочастное стихотворное произведение крупной формы, отражающее идейно-художественные принципы романтического мироощущения"

Отметим с вами, что поэма является главенствующим жанром у романтиков.

Связь с произведениями "Исповедь" и "Боярин Орша" придает "Мцыри" черты прежних романтических героев, что также усиливает ее романтичность. Эта поэма относится к вершинному романтическому произведению, она завершает тему романтической героики. Как и все романтические поэмы во "Мцыри" присутствует один герой, а написана она в форме исповеди.

Поэма "Мцыри" написана четырехстопным ямбом с мужскими окончаниями, как в Байроновских стихах. На поэму Лермонтова повлияло произведение Байрона (переведенное Жуковским) "Шильонский узник".

Построение ранних поэм Лермонтова - романтическое. В центре мы видим одного героя, который рассказывает об истории своей жизни, в сюжете нарушена хронологическая последовательность (в поэме "Мцыри" она не нарушена).

Какие вы видите черты романтического в поэме? Найдите эти черты в тексте, прочитайте. (Битвы, мы видим, что Мцыри сражается с барсом (хотелось бы отметить, что барсы не водятся на Кавказе, что является еще одной чертой романтизма). Особое место занимает описание природы (раскрывается психологизм героя), также мы видим природные явления - грозу, монахи в страхе молятся, в этот момент Мцыри убегает из монастыря. Поэме присуща гиперболизация чувств главного героя. Исповедь, субъективное начало, исключительные обстоятельства, вселенский масштаб, тема рока (Мцыри стремится на родину, но не может туда попасть), родина Мцыри - загадка, герой- одиночка. В поэме присутствует экзотика - мы видим чеченского (скорее всего, т.к. Лермонтов точно не упоминает о его национальности) мальчика, место действия - Кавказ.)

Давайте запишем какие черты романтизма мы нашли в этой поэме:

Битвы, природа, гиперболизация чувств, исповедь, субъективное начало, исключительные обстоятельства, вселенский масштаб, дальние страны, тема рока.

Эта поэма романтическая, поэтому в ней ярче всего выражается именно романтический метод, хотя и прослеживаются реалистические начала.

Какие реалистические черты вы можете назвать в этой поэме? (у героя есть своя биография, подчеркнута его национальность, автор раскрывает его личность (психологизм), выделяет особые черт. Еще одной чертой реализма является хронологичность сюжета (реальный мир, с прошлым, настоящим и будущим.), также мы видим реалистическую предысторию (в первых главках), социальная и психологическая мотивация (он человек другой национальности и ему чужд мир русских). Отличие его от романтических героев в том, что он не призирает людей, он любит свою родину и свой народ. Мцыри не имеет фантастических черт, главный герой не имеет таинственности).

Давайте запишем в тетрадях черты реализма: Реальный мир, предыстория, социальная и психологическая мотивация, не имеет фантастических черт, нет таинственности в главном герое.

4. Эпиграф к поэме.

Эпиграф к поэме взят из 1 Книги Царств 14 главы. Звучит он так: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю". Эти слова произносит сын царя Саула, Ионофан.

История: "Однажды, во время битвы с врагами войско Саула выбилось из сил и нуждалось в пище и отдыхе. Но Саул, ослепленный яростью битвы, заклял своих подданных. Он велел никому не "вкушать хлеба, доколе я не отомщу врагам моим". Никто из подданных Саула не рискнул ослушаться царя. Ионофан же не знал о заклятии своего отца, поэтому он обмакнул в мед палку, бывшую у него в руках, и съел немного меда.

Бог рассказал Саулу о нарушенном его сыном запрете. Тогда Саул пришел к Ионофану и спросил его: "Расскажи мне, что сделал ты?" Ионофан рассказал отцу о своем поступке и возмутился несправедливостью запрета: "Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду". За это Саул приговорил его к смерти: "… ты, Ионафан, должен сегодня умереть!". Ожидая смерти, Ионофан и произносит известные слова, послужившие эпиграфом к поэме "Мцыри": "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю". В них звучит не смирение, а печаль. Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвется из-за нелепого решения Саула. Казни все же не состоялось: народ вступился за Ионофана и отменил несправедливое решение царя."

Как вы думаете, что обозначает этот эпиграф? (эпиграф выражает идею произведения. Мед - это свобода. Вкусив свободу, главный герой умирает).

5. Антитеза. Образ Мцыри. Психологизм.

На прошлом уроке мы говорили с вами об антитезе в творчестве Лермонтова. Вспомним, что антитеза является составляющей частью художественного мира Лермонтова. Какую антитезу вы видите в этом произведении? Подтвердите примером из текста. ("Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Антитеза здесь: "воля - тюрьма").

Разберем образ Мцыри. Что вы можете сказать об образе Мцыри? Что больше всего вам понравилось/или не понравилось в этом образе?

В поэме "Мцыри" мы видим сильный образ, образ романтического героя-одиночки, также это образ узника, человека, который не сломался и все еще имеет цель, он остался един с собой и верен своей родине. Также в образе Мцыри мы видим отражение автора, его личности, как замечал в своих статьях В.Г. Белинский. Мцыри - образ обобщенный. Он отражает жажду свободы своего времени, своего поколения. Он - образец борца своего времени.

Образ борца будет присутствовать во всем творчестве Лермонтова, и перейдет в произведения Горького и Некрасова.

Что же такое психологизм? Давайте дадим определение термину "психологизм" и запишем еще в тетрадь. "Психологизм - это способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний".

Как вы можете охарактеризовать психологизм Мцыри? В поэме "Мцыри" мы видим героя-одиночку он избегает общество, в котором он находится, причиной является ощущение героя несправедливости жизни. Отчуждение героя является добровольным.

Одна из главных психологических особенностей в "Мцыри" - это одиночество главного героя. Герой противопоставляет себя окружающему миру, реализуется оно через образ монастыря, который он считает своей тюрьмой. Нагнетается одиночество чувством безвыходности, безысходности главного героя. Сама судьба не дает ему добраться до своей родины, он проделал долгий путь, но все равно вернулся к своей "тюрьме".

Герой поэмы - это сильная и свободолюбивая личность, борец за свою свободу и независимость. Главная сила героя заключается в том, что "тюрьма", в которую он попал, не смогла его сломать, он не смирился со своей судьбой, и даже перед своей смертью он все равно мечтает, чтобы его похоронили там, где он сможет видеть свою родину. Описание природы в поэме отражает духовный мир героя.

В поэме "Мцыри" мы можем заметить, что эпиграф, взятый из библейского сюжета: "Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю", отражает характер героя, но показывает его свободолюбие, его трагическую обреченность.

Обратите внимание, что психологизм и образ - это неотъемлемая часть художественного мира и творческого метода произведения.

Сегодня мы с вами узнали о художественном мире поэмы "Мцыри". Узнали, что эта поэма преимущественно романтическая, но все же не лишена реалистических элементов. Поняли значение эпиграфа к поэме. Проанализировали образ-одиночки и затронули тему психологизма в литературоведении.

7. Мини-сочинение (минут 10)

Пользуясь знаниями, которые вы получили на сегодняшнем уроке, давайте напишем мини-сочинение. Тема: "Мцыри как романтический герой", напишите свое мнение о произведении и герое.

8. Домашнее задание.

Найдите в словаре и запишите в тетрадь определение слова "Мцыри". Задания №10 (почему Лермонтов отказался от первоначального эпиграфа) и 11 (подготовить выразительное чтение фрагмента наизусть) в учебнике на стр. 207 (Учебник Чертова)

Поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» напоминает мне исповедь души в последние минуты жизни. Когда человек выливает все свои переживания, страдания и грусть за всю прожитую жизнь. Казалось бы, здесь нет ничего красивого, тем более романтичного, но это не так.

Вся исповедь молодого послушника монастыря пропитана романтизмом. То как он описывает природу, за которой всегда тоскует, родные места, за минутные пребывание, где он бы отказался и от рая, и от вечности. Своих родных сестер и отца. Все насыщенно любовью и грустью одновременно. Даже в сцене, где он борется с барсом, есть страсть. А насколько нежно и трепетно он описывал грузинку, которая спускалась к реке по воду. Она ему даже снилась.

Все три дня, которые он был вне монастыря, стали самыми свободными и красочными. Хоть бедному послушнику пришлось много пережить, но, то, что он видел, не с чем не сравнится. Именно это и придает, казалось бы, трагичной поэме романтического настроя. В этой поэме автор показал, что как хорошо к человеку ни относись и не ухаживай за ним, все равно счастья в стенах он не найдет. Ему нужна свобода, чистое небо, пение птиц, журчание реки и возможность дышать полной грудью. Вот это романтично и прекрасно.


Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» включает в себя такие черты романтизма, как двоемирие, нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, возвышенные мотивы и поступки персонажа, трагическая обречённость судьбы героя, экзотический пейзаж Кавказа, вычурный стиль произведения, а также вершинная композиция, которая придаёт загадочность сюжету.

Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре.

Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв

Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу. Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырём). Его возвышенными мотивами является познание жизни своих предков, того края, «где люди, вольны как орлы».

Стоит отметить, что отчаянная смелость, глубокая патриотичность, свободолюбивый нрав, вера в мечту и безрассудство характеризуют юношу как нетипичного персонажа. Даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи: «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». В таинственном экзотическом лесу, который сначала казался ему близким и родным, Мцыри ослабевает из-за усталости и голода. Его напористость и твёрдое движение к цели показывают духовную мужественность персонажа, а героизм его личности просматривается в битве с диким барсом (нетипичное обстоятельство). Полужевой юноша находит в себе силы, для того чтобы сразиться со зверем:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Необходимо добавить, что фантастическая победа героя над диким животным порождает множество предположений о возможности такой схватки. Например, по мнению Э. Г. Бабаева, битва с барсом – это всего лишь сон Мцыри, так как олицетворяет внутреннюю борьбу героя. Однако умирает юноша не из–за полученных ран, а из–за жажды свободы, выраженной в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму». Хотя Мцыри провёл всего три дня на воле, он успел познать жестокость природы и трудности человеческой жизни, перенасытился вольностью, предоставленной судьбой, не смотря на её короткий миг. О трагической развязке можно узнать уже из эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-ая Книга Царств). Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ

Горы для Лермонтова, как и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Помимо всего прочего, поэма наполнена огромным количеством средств выразительности речи. Так, эпитеты («пылающую грудь», «сумрачные стены», «огненная страсть», «туманной вышине», «гордый глас») передают состояние души героя и красоту окружающей его среды. Сравнения («Как серна, гор пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник») подчёркивают духовное состояние Мцыри. Прибегая к помощи метафор, автор передает переживания Мцыри, жажду свободы (смерть их навеки заживит, бой закипел). С помощью анафоры происходит нагнетание ритма. Часто используются риторические вопросы, обращения и восклицания.

Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.

Таких образом, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» обладает основными чертами романтизма. Однако в произведении можно заметить и принципы реализма: например, поэт точно определяет хронотоп поэмы. Так, действие происходит в монастыре, который расположен близ Мцхэте, на месте слияния двух рек: Арагвы и Куры.

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о "мастерах"романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в "Старухе Изергиль". Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри", которая наряду с его "Демоном", стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина "Кавказский пленник", а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что "Мцыри" – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он "занемог" и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим "оковам" - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью "там". Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на "черное" и "белое", поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского "Шильонский узник". Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением "вздыхает" о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После "взрыва" чувств произошел "взрыв" силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице "цветка". Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира "келий душных и молитв". И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира "келий душных и молитв" и чудесного мира "тревог и битв" – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на "родину", найти утраченный "рай".

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.