Малороссы. В. Розанов Малороссы и великороссы Племя росс великороссы малороссы белорусы

В объятиях украинского национализма.

«Наименование «Малороссия» исторически обусловленное и единственно верное.» П.П. Толочко

Кто хочет подробно разобраться в феномене «украинского» отщепенства, давайте узнаем – кто такие «малороссы», и как большевики с «запломбированных вагонов» сделали с них укров. Так согласно переписи 1897 года в Полтавской губернии проживало 94% этнических малороссов и ни одного украинца.

В 1919 году начальник штаба Восточного фронта, немецкий генерал Гофман, пытаясь перехватить пальму первенства у большевиков, писал: «В действительности Украина – это дело моих рук, а вовсе не плод сознательной воли русского народа. Я создал Украину…»

«Украинцам», особенно «оранжевым» и «свидомым», почему-то не нравится слово «малоросс». Не нравится и слово «Малороссия». Обуреваемые свирепой злобой ко всему «москальскому» эти «самостийники» совершенно не знают ни подлинной истории своего народа, ни происхождение слов «малоросс», «Малороссия», «Украина». А ведь эти слова придуманы вовсе не москалями, а жителями Руси. Этим словом широко пользуется Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году.

«Кому из вас любима целость отчизны вашей Окраины Малороссийской…» В письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, написанном в январе 1654 года, находим следующие строки: «А замысел ваш добь удаться и буде, а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию монарха Российского, заслушны быть признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской ».

Если термин русские впервые письменно упоминается в ноябре 1053 года Илларионом Киевским – первым русским митрополитом, автором знаменитого «Слова о Законе и Благодати», то термин Малая Русь, Малороссия возник в 1335 году, когда Московское Княжество было в Золотой Орде. Малороссиею назвал княжество Галицкое и Волынское князь Юрий Второй, назвавший себя «князем всея Малая Россия». «Москали» к названию «Малороссия» не имеют никакого отношения. Но все жители до начала ХХ века – и Малой Руси, как и Большой, - одинаково считали себя русскими. «Слава Богу, что мы русские» - эти слова сказал Н. Гоголь. «Украина» употреблялась как географическое понятие, где проживала часть русских людей называемая малороссами .

Ничего, конечно, обидного в названии «Малая Русь» нет. Малыми – в истории назывались страны, откуда выходил народ – его национальная колыбель. Великими – центр территориального завершения государственной консолидации, достигшие особенно пышного расцвета, богатства и могущества. Отсюда – Малая Греция (Афины) и Великая Греция (Эллада), великая Италия (после Рима), Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва). Имя «Малороссия» не содержит в себе ничего обидного или позорного для обитателей юга России. Малороссией называется колыбель русского народа; недаром Киев – «мать городов русских», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтении, является более почётным, чем «великоросс», ибо оно означает дословно: малоросс – первый русский, самый древний в своем генеалогическом корне.

Наименование нашего народа – Русь известно с глубочайшей древности… «Мы – единый русский народ!» Украина обозначает не что иное, как окраину, окраинные земли государства. Кто хоть немного знаком с историей, с документами, написанными в то время, когда о «самостийных» сепаратистах слыхом не было слышно, когда ни о каком «украинском народе» ни один человек не слыхал, тот знает, что в старинных бумагах часто употребляются выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина. В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поется: «Как во Сибирской во Украине Да во Даурской стороне…» Из песни, как известно, особенно старинной, слов не выкинешь. Для сегодняшних сепаратистов напомню, что в то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю. Малороссов, подъелдыкивая врагам России, конечно можно называть украинцами. И Киев, в случае удачи, сепаратисты могут переименовать в Мазепинск, Петлюровск, Бандеровск. Но от этого Киев не перестанет быть матерью городов русских. Малороссия есть древнее первоначальное название части России. И отказываться нам, малороссам, от исторического имени своей Родины нет никакого смысла. Сепаратисты же могут называть себя как угодно. Он, баба Параска, поматюкалась несколько дней на Майдане за доллары, и на тебе – символ революции на Козьем болоте с орденом. Или выскочила молодица с бордели ул. Рипербан, одела венок на голову - украинка…

Малоросс, первый, самый древний русский. Не для того мои предки складывали свои головы в боях с турками, татарами, поляками; погибали на каторжных галерах, в подземельях польских замков, не для того они дрались под Полтавой на стороне Петра, сражались на Бородинском поле в Полтавском полку Паскевича, чтобы потомки их отказались от всего национального наследства своих предков. Во имя чего это делать? Во имя того, чтобы стать паном в бутафорской Украине, игрушкой враждебных России политических сил?

Я стою на том, что Малороссия - древняя прародина великой России, всегда обливалась кровью в объятиях сепаратистов, несших ей руину. Я всегда хочу быть сыном свободной великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. Мне противны оранжевые агенты иностранных разведок, ставшие «владой» государства, не зависящего от «москалей», но зависящего от «вашингтонского обкома». Желают ли малороссы жить в оккупации, быть игрушкой в руках чуждых нам по религии и культуре «панов-министров» и «панов-магистров», находящихся на содержании иностранных разведок?

Что же касается типов оккупации, предоставлю слово современному писателю С. Сидоренко. «Тот оккупационный режим, который правит теперь Украиной, кардинально отличается от всех прежних захватчиков, нашествия которых довелось пережить малороссийскому народу за долгую его историю.

У всех прежних были к нам в основном материальные притязания. Монголо-татары, например, довольствовались тем, что получали с нас дань.

И немцы, когда они посещали нас или только к нам собирались, - хотя и поддерживали всякого рода гибельные для нас идеологические проекты – и Ленина, и Грушевского с Петлюрой, и Скоропадского, и Бандеру… - на самом деле больше интересовались вещами глубоко прозаическими: хлебом, салом, углем, рабсилой…

И правившая у нас в ХХ-м веке Компартия – при всех духовных потерях, которые мы понесли за семьдесят лет ее правления, – делала упор, в основном, на перераспределение собственности…

Да и стоящий уже у нас у порога козлобородый Дядюшка Сэм, держащий в руке увесистый калькулятор и бьющий от нетерпения копытом, - интересуется в первую очередь тем, что способен пересчитать его калькулятор.

А вот для тех, кто уселся на нашу шею в 1991-м году и основательно на ней закрепились в конце 2004-го года и майданного переворота 2014 – главное: переделать нас духовно, вытравить из нас русскую душу, изменить духовный облик края, где зародилась великая культура, давшая миру Пушкина, Гоголя, Достоевского…

Эти пришли по нашу русскую душу…»

Потому вслед за А. Царинным я утверждаю сегодня, что политические украинцы – это особый вид людей. «Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом – кем угодно, но только не русским. Слова Русь, русский, Россия – действуют на него, как красный платок на быка. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский»…

Сегодня со стороны Запада и местной пятой колоны трумтадрантов, для уничтожения, на Малороссию направлен тот же идеологический арсенал и в том же объеме, что и на Россию. Хотя своим напором на Малороссию и Россию, глобалисты сами же подтверждают отсутствие «Украины» и существование Малороссии, Слобожанщины, Новороссии… В «матери городов русских» утверждают, что «Украина» якобы не есть Малая Русь? А что же тогда вытравливание ее ведется теми же способами, что и травля России? Вброшен термин «украинская национальная идея» состоящая в насаждении искусственного языка, а люди продолжают говорить на русском языке. Вымучивается искусственная история, ничего кроме горького смеха не вызывающая. Не говоря о «кучмовско-черномырдинском бреде: «Украина не Россия»…

Под предлогом создания "украинской политической нации" в стране воцарились идеология лабазников и деспотия крупного капитала. С политической элитой, состоящей из мошенников, уголовников, неонацистов и дураков страна обречена на прозябание, неуклонное вымирание и дальнейшую сомализацию. Пришло время спросить себя, почему мы, малороссы, ненавидим свою «русскость» как что-то чуждое. Подъелдыкивая грантоедным амбициям «профессиональных украинцев» и «самостийной» большевицкой отрыжке? Ведь мы не укры, мы ничего не украли. Земли Малороссии – это Россия!

Николай Яременко

Кто такие малороссы? «Наименование «Малороссия» исторически обусловленное и единственно верное.» П.П. Толочко Кто хочет подробно разобраться в феномене «украинского» отщепенства, давайте узнаем – кто такие «малороссы», и как большевики с «запломбированных вагонов» сделали с них укров. Так согласно переписи 1897 года в Полтавской губернии проживало 94% этнических малороссов и ни одного украинца. В 1919 году начальник штаба Восточного фронта, немецкий генерал Гофман, пытаясь перехватить пальму первенства у большевиков, писал: «В действительности Украина – это дело моих рук, а вовсе не плод сознательной воли русского народа. Я создал Украину…» «Украинцам», особенно «оранжевым» и «свидомым», почему-то не нравится слово «малоросс». Не нравится и слово «Малороссия». Обуреваемые свирепой злобой ко всему «москальскому» эти «самостийники» совершенно не знают ни подлинной истории своего народа, ни происхождение слов «малоросс», «Малороссия», «Украина». А ведь эти слова придуманы вовсе не москалями, а жителями Руси. Этим словом широко пользуется Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году. «Кому из вас любима целость отчизны вашей Окраины Малороссийской…» В письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, написанном в январе 1654 года, находим следующие строки: «А замысел ваш добь удаться и буде, а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию монарха Российского, заслушны быть признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской». Если термин русские впервые письменно упоминается в ноябре 1053 года Илларионом Киевским – первым русским митрополитом, автором знаменитого «Слова о Законе и Благодати», то термин Малая Русь, Малороссия возник в 1335 году, когда Московское Княжество было в Золотой Орде. Малороссиею назвал княжество Галицкое и Волынское князь Юрий Второй, назвавший себя «князем всея Малая Россия». «Москали» к названию «Малороссия» не имеют никакого отношения. Но все жители до начала ХХ века – и Малой Руси, как и Большой, - одинаково считали себя русскими. «Слава Богу, что мы русские» - эти слова сказал Н. Гоголь. «Украина» употреблялась как географическое понятие, где проживала часть русских людей называемая малороссами. Ничего, конечно, обидного в названии «Малая Русь» нет. Малыми – в истории назывались страны, откуда выходил народ – его национальная колыбель. Великими – центр территориального завершения государственной консолидации, достигшие особенно пышного расцвета, богатства и могущества. Отсюда – Малая Греция (Афины) и Великая Греция (Эллада), великая Италия (после Рима), Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва). Имя «Малороссия» не содержит в себе ничего обидного или позорного для обитателей юга России. Малороссией называется колыбель русского народа; недаром Киев – «мать городов русских», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтении, является более почётным, чем «великоросс», ибо оно означает дословно: малоросс – первый русский, самый древний в своем генеалогическом корне. Наименование нашего народа – Русь известно с глубочайшей древности… «Мы – единый русский народ!» Украина обозначает не что иное, как окраину, окраинные земли государства. Кто хоть немного знаком с историей, с документами, написанными в то время, когда о «самостийных» сепаратистах слыхом не было слышно, когда ни о каком «украинском народе» ни один человек не слыхал, тот знает, что в старинных бумагах часто употребляются выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина. В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поется: «Как во Сибирской во Украине Да во Даурской стороне…» Из песни, как известно, особенно старинной, слов не выкинешь. Для сегодняшних сепаратистов напомню, что в то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю. Малороссов, подъелдыкивая врагам России, конечно можно называть украинцами. И Киев, в случае удачи, сепаратисты могут переименовать в Мазепинск, Петлюровск, Бандеровск. Но от этого Киев не перестанет быть матерью городов русских. Малороссия есть древнее первоначальное название части России. И отказываться нам, малороссам, от исторического имени своей Родины нет никакого смысла. Сепаратисты же могут называть себя как угодно. Он, баба Параска, поматюкалась несколько дней на Майдане за доллары, и на тебе – символ революции на Козьем болоте с орденом. Или выскочила молодица с бордели ул. Рипербан, одела венок на голову - украинка… Малоросс, первый, самый древний русский. Не для того мои предки складывали свои головы в боях с турками, татарами, поляками; погибали на каторжных галерах, в подземельях польских замков, не для того они дрались под Полтавой на стороне Петра, сражались на Бородинском поле в Полтавском полку Паскевича, чтобы потомки их отказались от всего национального наследства своих предков. Во имя чего это делать? Во имя того, чтобы стать паном в бутафорской Украине, игрушкой враждебных России политических сил? Я стою на том, что Малороссия - древняя прародина великой России, всегда обливалась кровью в объятиях сепаратистов, несших ей руину. Я всегда хочу быть сыном свободной великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. Мне противны оранжевые агенты иностранных разведок, ставшие «владой» государства, не зависящего от «москалей», но зависящего от «вашингтонского обкома». Желают ли малороссы жить в оккупации, быть игрушкой в руках чуждых нам по религии и культуре «панов-министров» и «панов-магистров», находящихся на содержании иностранных разведок? Что же касается типов оккупации, предоставлю слово современному писателю С. Сидоренко. «Тот оккупационный режим, который правит теперь Украиной, кардинально отличается от всех прежних захватчиков, нашествия которых довелось пережить малороссийскому народу за долгую его историю. У всех прежних были к нам в основном материальные притязания. Монголо-татары, например, довольствовались тем, что получали с нас дань. И немцы, когда они посещали нас или только к нам собирались, - хотя и поддерживали всякого рода гибельные для нас идеологические проекты – и Ленина, и Грушевского с Петлюрой, и Скоропадского, и Бандеру… - на самом деле больше интересовались вещами глубоко прозаическими: хлебом, салом, углем, рабсилой… И правившая у нас в ХХ-м веке Компартия – при всех духовных потерях, которые мы понесли за семьдесят лет ее правления, – делала упор, в основном, на перераспределение собственности… Да и стоящий уже у нас у порога козлобородый Дядюшка Сэм, держащий в руке увесистый калькулятор и бьющий от нетерпения копытом, - интересуется в первую очередь тем, что способен пересчитать его калькулятор. А вот для тех, кто уселся на нашу шею в 1991-м году и основательно на ней закрепились в конце 2004-го года и майданного переворота 2014 – главное: переделать нас духовно, вытравить из нас русскую душу, изменить духовный облик края, где зародилась великая культура, давшая миру Пушкина, Гоголя, Достоевского… Эти пришли по нашу русскую душу…» Потому вслед за А. Царинным я утверждаю сегодня, что политические украинцы – это особый вид людей. «Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом – кем угодно, но только не русским. Слова Русь, русский, Россия – действуют на него, как красный платок на быка. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский»… Сегодня со стороны Запада и местной пятой колоны трумтадрантов, для уничтожения, на Малороссию направлен тот же идеологический арсенал и в том же объеме, что и на Россию. Хотя своим напором на Малороссию и Россию, глобалисты сами же подтверждают отсутствие «Украины» и существование Малороссии, Слобожанщины, Новороссии… В «матери городов русских» утверждают, что «Украина» якобы не есть Малая Русь? А что же тогда вытравливание ее ведется теми же способами, что и травля России? Вброшен термин «украинская национальная идея» состоящая в насаждении искусственного языка, а люди продолжают говорить на русском языке. Вымучивается искусственная история, ничего кроме горького смеха не вызывающая. Не говоря о «кучмовско-черномырдинском бреде: «Украина не Россия»… Под предлогом создания "украинской политической нации" в стране воцарились идеология лабазников и деспотия крупного капитала. С политической элитой, состоящей из мошенников, уголовников, неонацистов и дураков страна обречена на прозябание, неуклонное вымирание и дальнейшую сомализацию. Пришло время спросить себя, почему мы, малороссы, ненавидим свою «русскость» как что-то чуждое. Подъелдыкивая грантоедным амбициям «профессиональных украинцев» и «самостийной» большевицкой отрыжке? Ведь мы не укры, мы ничего не украли. Земли Малороссии – это Россия! Николай Ерёменко

Малороссы представляют вторую по численности народность в России. Перепись 1897 г. определяет их число в 22 млн. с лишком или 17,8% всего населения. Они занимают обширную область на юго-западе и на юге России, где они являются господствующей по численности народностью, а кроме того, значительные малорусские поселения имеются и в других губерниях, не исключая и Сибири.

Приблизительно область, занятую малороссами, можно определить следующим образом. На северо-западе в Гродненской губернии малороссы составляют абсолютное большинство населения в Кобринском и Брестском уездах и относительное в Бельском. Большинство населения они составляют также в выделенной из Царства Польского Холмской губернии. Далее, они составляют абсолютное большинство во всех без исключения уездах Волынской, Подольской и Киевской губерний, причем по отдельным уездам этих трех губерний число их колеблется от 56,2%.

В Киевском уезде до 89,4%. На левом берегу Днепра они составляют абсолютное большинство населения во всех уездах Черниговской губернии кроме четырех северных (Мглинского, Новозыбковского, Стародубского и Суражского), причем в занятых ими уездах этой губернии они составляют от 86,1 до 96,3% населения. Надо, впрочем, иметь в виду, что вопрос об этнографической границе между малороссами и белоруссами возбуждает среди ученых некоторые разногласия. Наиболее чистой малорусской губернией является Полтавская, где ни в одном уезде число малороссов не спускается ниже 80,3%, а в Зеньковском уезде достигает 98,1%; по всей же губернии малороссы составляют 93,0% населения.

В Харьковской губернии малороссы равным образом составляют абсолютное большинство населения во всех уездах, но здесь уже заметнее примесь великороссов в число малороссов по всей губерниb понижается до 80,6%. В Курской губернии они имеют перевес над великороссами в трех уездах: Грайворонском, Путивльском и Ново-Оскольском, но перевес этот незначителен; в остальных уездах Курской губернии малороссы значительно уступают по численности великороссам, а в самых северных и совсем отсутствуют.

В Воронежской губернии малоросское большинство имеется в четырех уездах: Острогожском, Богучарском, Бирюченском и Валуйском в последнем совсем незначительное; в Павловском, Бобровском, Новохоперском и Коротоякском уездах они находятся в меньшинстве, но все же составляют заметную величину; в Нижнедевицком и Землянском уездах имеются лишь единичные малоросские селения, а в Воронежском и Задонском уездах они совсем отсутствуют. Из так называемых Новороссийских губерний малороссы составляют абсолютное большинство во всех уездах Екатеринославской губернии, кроме Мариупольского, где их 13, 8%, но есть малорусские поселения и в других округах. В Черноморской губ. они составляют от 9 до 24% населения.

В Закавказье число малороссов ничтожно. В Сибири более значительные поселения имелись в Томской, Тобольской и Енисейской губернии, в Амурской области и в южной части Приморской области, в Средней Азии - в Акмолинской и Семиреченской области. Но в общем, число малороссов в Сибири и в Средней Азии было в 1897 г. невелико, 223 тыс. в Сибири и 101 тыс. в Средней Азии. Таково было положение дел в 1897 г. Но массовое переселенческое движение 1906-1911 г.г. захватило главным образом южные малороссийские губернии и значительно повлияло на относительную численность малороссов в различных местностях.

Достаточно сказать, что за период времени с 1897 по 1911 годов Полтавская губерния, давшая 254 тыс. переселенцев в Сибирь и Среднюю Азию стоит по числу выселенцев на первом месте; второе - занимает Черниговская губерния с 210 тыс. переселенцев, на третьем стоит Курская губерния и т. д., Киевская дала 140 тыс. переселенцев. Харьковская - 135 тыс., Екатеринославская - 113 тыс., и т. д., и т. д. В общем итоге после переписи выселилось в Сибирь и Среднюю Азию значительно больше миллиона малороссов, т.е. приблизительно в четыре раза больше того числа, их, что жило там раньше. Это обстоятельство не усилило малороссов на новых местах, потому что и в Сибири и в Средней Азии они все-таки и теперь составляют скромное меньшинство всего населения и значительно уступают по численности великороссам. Но на старых местах жительства положение малороссов стало вследствие переселений менее прочным, чем раньше.

Если взять те уезды, в которых малороссы составляли в 1897 г. абсолютное большинство всего населения и которые занимают одну сплошную область, лежат как бы в одной меже, то окажется, что в этой области жило тогда 83,2 % всего числа малороссов, а с присоединением соседних участков уездов, где нет малорусского большинства, получим, что 85-90% малороссов жило в той области, которую можно назвать Малороссией. Теперь в тех же самых пределах живет лишь 75-80 % общего числа малороссов, что дает уже значительно большее рассеяние народа. Да и самые границы Малороссии, возможно, теперь сузились, так как приходится считаться с допустимостью предположения, что в некоторых уездах с малорусским большинством теперь это большинство перешло на сторону великороссов.

Во всяком случае для суждения об относительной численности малороссов в различных местностях цифры 1897 г. сильно устарели, и это обстоятельство надо помнить. Малороссы так же, как и великороссы, не представляют полного единства на всем протяжении занимаемого ими пространства. Среди них тоже различается три основных говора: южно-малорусский, северно-малорусский и карпато-угорский, с подразделениями на подговоры. Имеются также большие различия между малороссами отдельных местностей в бытовом отношении и, конечно, весь уклад жизни кубанского казака совершенно иной, чем у гродненского крестьянина. Есть среди малороссов различия также в обрядах, обычаях, костюме и т. п.

Но при всем том ни одна группа среди малороссов не обособляет себя в своем сознании от остального народа и не противопоставляет себя другим подобным же группам. В этом отношении можно говорить о единстве национального сознания у малороссов, но надо в то же время иметь в виду, что это национальное сознание малороссов не всегда побуждает их противопоставлять себя великороссам, что оно в значительной мере является общерусским национальным самосознанием, а не более узким малоросским.

Правда, за последняя десятилетия наблюдалось сильное националистическое движение, резко противопоставлявшее малороссов великороссам и добивавшееся создания самостоятельной Украины, но это движение было представлено главным образом в интеллигентной среде. Малороссийское дворянство, особенно крупные землевладельцы, было совершенно чуждо этому движению, и члены Государственных Дум, проходившие по спискам землевладельцев, числились преимущественно в рядах октябристов и националистов в общерусском, а не специально малороссийском смысле слова, и неоднократно выступали против даже самых скромных пожеланий малороссийской автономии.

Буржуазия на Украине, состоящая из элементов очень различных по национальному происхождению, тоже совершенно лишена националистической окраски и жила до сих пор общегосударственными интересами. Слабо представлено националистическое движение и среди духовенства, не представляющего впрочем в Малороссии влиятельной группы населения. Наконец, что касается малорусского крестьянства, то и оно чуждо узкого национализма и противопоставления себя великороссам. К специально национальным вопросам крестьянство относится в общем в значительной мере равнодушно, а великорусский язык оно противопоставляет малорусскому, как язык городской, язык образованных классов, языку деревни. События 1917 и 1918 г.г., конечно, не могли не отразиться на настроении широких народных масс, но в данный момент было бы очень трудно учитывать их влияние.

Во всяком случае среди малороссов есть партии, добивающиеся полной самостоятельности и независимости Малороссии в ее этнографических весьма широких границах. Но надо иметь в виду, что не вся область, занятая малороссами теперь, занята ими с давних пор. В Новороссии губернии Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, не говоря уже про Кубанскую область и Ставропольскую губернию, малороссы - сравнительно очень недавние переселенцы. И эти области были присоединены к России и открыты для переселения малороссов усилиями не одних лишь малороссов, а всего русского народа, всего русского государства. Поэтому в данном случае вопрос об этнографических границах приходится разрешать в известной связи с вопросом об исторических правах на ту или другую местность.

Ранее, возникли за рубежами нашего отечества. Ну в самом деле кто из русских в здравом уме станет делить Мать-Родину и назначать Всея князя для отдельной части. Однако следом за Мало и ВеликоРоссией в истории как бы логично возникают и жители - Мало и ВеликоРоссы.
Современная Украина, до 1917 года Малороссия, это разговор особый. Единой она была чисто формально изначально. Эту формальность «обеспечивало» многое, но только не внутренние факторы. Последним хранителем этого недоразумения псевдогосударственного образования была мощь СССР. Не стало СССР и формальные взаимоотношения самоликвидировались. То, что складывалось не путем эволюции, а волюнтаризмом вождей и враждебным для России окружением, нежизнеспособно в принципе. События твердой рукой можно направлять, но ломать через колено… Вот и сегодня Украина ищет поддержку где угодно в НАТО, в ЕС, требует кредиты, льготные цены в торговле, но при этом сама свои проблемы решить не может. Почему? Потому что изначально она создавалась не как суверенная страна, а как карта в международной игре против России.

А ещё в советские времена были доступны фотокопии разных анкет молодого Володи Ульянова будущего Ленина. Там, в графе национальность значилось - великоросс. Позднее в 1914 году в своей работе «О национальной гордости великороссов» уже Владимир Ильич ведет речь исключительно о великороссах и великорусских, повторяя это слово в статье 28 раз, и только один раз поминает слово «русские». Источник: «Социал-Демократ» № 35, 12 декабря 1914 г., http://libelli.ru/works/26-3.htm
Для начала исправим укоренившуюся ошибку. Принято считать, что «русский» это национальность. Кто-то видит здесь прилагательное. И кого к кому приложили? А ведь действительно приложили во всех смыслах и не только в грамматическом.
На самом деле «Русские» это этнокультурная общность, состоящая из многих родов. Генетики в понятии «русские» видят целый букет потомков словен ильменских, кривичей, вятичей, уличей, меря, мурома, … . Сегодня понятие «русский» выводят из Северо-восточной Руси.
Еще не существовала наука генетика, а в царской России прекрасно понимали, кто это «русские». Императору Российскому приписывают любопытные слова:
На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору популярной на Западе русофобской книги о России, обратился император Николай I:
— Вы думаете, все эти люди вокруг нас — русские?
— Конечно, Ваше Величество.
— А вот и нет. Это — татарин. Это — немец. Это поляк. Это — грузин, а вон там стоят eврeй и молдаванин.
— Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?
А вот все вместе они русские !
Теперь так считают и за границей, называя население страны, репатриантов или туристов из России именно русскими, не различая евреев, грузин, украинцев… . Из России значит русский.
Такого взгляда придерживался и И. Сталин, заявляя, - Я русский грузинской национальности.
На лицо как бы парадокс. А может подвох?
Другой Ульянов, который Николай Иванович историк и писатель (1904-1985), дает такое разъяснение.
« Слово "великорус" означает этнографическую группу, стоящую на низком культурном уровне. Понятие создано украинским сепаратизмом (Галичины), революционным движением до 1917 года и российскими либералами.
"Русский" представляет собой категорию историческую, активный творческий слой народа - носитель души и пламени нашей истории...
Это русские, - говорит Н.И. Ульянов, - выработали образованный слой населения, это они создали литературный язык, литературу, музыку, театр, науку...».

Когда же в обращении появилось «русский» как моно национальность? С точки зрения этнографии в этом понятии следует различить два этапа: до 17 века и после 1917 года.
Понятие «Русские» после 1917 года появилось усилиями большевиков, поскольку до этого в отчетных бумагах царской России писали: "русских столько-то, включая столько-то великороссов, столько-то малороссов, столько-то белорусов и столько-то казаков ". А потом великороссы превратились в русских , а малороссы и белорусы русскими быть перестали, затуманили и происхождение казаков. Причина показана в той самой работе Ленина, упомянутой в начале статьи, там сказано: «экономическое процветание, и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами». «Лозунг национальной культуры есть буржуазный обман.. . Может великорусский марксист принять лозунг национальной, великорусской, культуры? Нет... Наше дело - бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов ». Иными словами Великороссию надо освободить от великороссов, а главное, ограничить население изучением революционного процесса и Истории ВКПб, позднее КПСС. Что и реализовали, придя к власти.
Великорусский шовинизм Ленин считал большим злом и называл Сталина "грубым великорусским держимордой". .
Обратившись к архивным материалам можно заметить, что в паспортах царской России графа национальность была не главной. В иных формах она вообще отсутствовала. После имени и фамилии следовали «звание», «вероисповедание», «род занятий».
Этот взгляд на национальности, по началу разделял и В.И. Ленин. Разрабатывая теорию о праве наций на самоопределение, он был убежден, что первостепенное значение имеет единство пролетариата, а национальные чувства должны со временем отмереть. Основные ленинские принципы по этому вопросу содержатся в материалах VII Всероссийской конференции РСДРП(б) в апреле 1917 г. Но реальная жизнь внесла коррективы, и.
12 декабря 1917 года ещё до знаменитого IV -го Универсала1918 года создали государственное образование под названием УССР, кроме того, на территории бывшей Российской империи создаются и другие национальные республики и автономии. Подробнее про Украину . Украина как республика была создана ещё до принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года. И только позднее (30 декабря 1922 г.) образован союз республик СССР.
Теперь на Украине в благодарность за начало её современной государственности сносят памятники отцу-основателю. Что же они учили в школе вместо родной истории? А учили они вот что.
После 1917 года возникла сознательная пересортица с национальными понятиями. « Имя России снято с фасада страны и заменено буквами СССР. Каждая из русских ветвей объявлена самостоятельным народом. Малороссия названа Украиной, Белоруссия осталась Белоруссией, но та часть России, которую этнографы считали заселённой великорусами, не получила названия «Великороссия», она стала РСФСР». Вот почему в показанной работе Ленина о «русских» речь не идет. Вождь избегал такого понятия. В СССР это продолжалось до середины 30-х годов. Советские власти только в декабре 1932 года издали указ «Об установлении паспортной системы». Но и в этом случае основная масса населения крестьяне паспортов была лишена до 60-х годов. Кстати, в этой связи, когда пролетарский поэт Маяковский писал: "Я достаю из широких штанин...", то имелся в виду ЗАГРАНПАСПОРТ, потому что простому населению приходилось доставать из штанин иные документы. С 1918 года это Трудовая книжка и с 1923 - Удостоверение личности. В названных документах графа национальность отсутствовала. Ленин марксист графу национальность не признавал.
После прихода к власти Сталина слово «русский» медленно выходит из небытия. Именно Сталин провозгласил тост за русский народ на праздновании Победы. Это как видим не только дань уважения народу за Победе. Это возвращение русским их законного места в истории. Но идеи Ленина в области национальной политики ещё долго будут управлять канцелярией. Вплоть до второй половины прошлого века в свидетельстве о рождении ребенка национальность родителей не указывалась, а в современном паспорте России графа национальности опять исчезла. В который раз приступили к формированию иванов, родства не помнящих.
Только в позднее советское время в БСЭ автоматически поставили знак равенства между понятиями «русский» (из глубины истории») и «великоросс» (из 17 века).
Теперь славянскую часть жителей современной России именуют русскими, оставляя за бортом её украинскую и белорусскую ветви. Результат - усиление националистических настроений внутри и между историческими ветвями русского народа. Через колено нельзя решить национальный вопрос, ибо это вопрос национальной культуры.
«Понятия Русский и Русский язык - суть ровесники русского государства и русской истории. Оно всегда означало нечто более широкое, чем та территория, с которой его ныне связывают».
«По словам Проспера Меримэ, «Русский язык усский языксамый богатый из языков Европы. Он создан для выражения наитончайших оттенков. Одарённый удивительной силой и сжатостью, которая соединяется с ясностью, он сочетает в одном слове несколько мыслей, которые в другом языке потребовали бы целой фразы». Создан он всеми тремя ветвями русского народа, а не одной московской его частью и называть его «великорусским» языком москалей - антинаучно и несправедливо».
Источник: (ссылку открывать из окна поисковика).

С.М. Соловьев и В.О. Ключевский считали: в старину была Русь, а великороссы как народ появились только в XVII веке. По современным исследованиям это произошло ещё позднее. Не успел очередной народ сложиться в канцелярских бумагах, как уже в 20 веке его ликвидируют большевики.
Но вернемся от теорий марксистов в глубины истории.

Великороссы возникли не просто так из ниоткуда. Они появляются в середине 17 века как термин, составлявший часть пары малоросс + великоросс , разумеется, с красивым обоснованием от придворных историков. Но рождена пара опять не в пределах Руси, а как последствие «бегства князя Даниила Галицкого от Византии на Запад» (И. Паславский). Изначально эта пара терминов звучала не на русском языке, а на греческом и латыни: по ср. греч. Микро и Макро Россия, что не прижилось. А вот латынь дело иное. При переводе с латыни стараниями переводчиков Rutenia minorum превращена в Россию Малую.
После перевода иноземных терминов на русский язык мы и получили известные теперь Малороссию и Великороссию, с чем уже в свое время начнет бороться Ленин и его соратники, но конечно с позиций марксизма. Загадка понятия «русский» обрастает многими слоями.
Ищем истоки.
Мышление, повернутое на историю, обрабатывает калейдоскоп информации.
Рюрик, князь Святослав, Владимир… и вот Даниил Галицкий, 1253 год. Мама Даниила родом из Византии, дочь византийского императора Исаака II Ангела. Как видим династические браки русских князей и византийских царевен заключались не единожды и не дважды.
Мать попросила сына принять папскую корону, и тот послушался, ибо за ней стоял мощный клан Каматиров, поддерживавших политическую линию никейского императора на союз с папой. Возможно, Даниил Галицкий решил объединить Русь с помощью авторитета папы и опоры на своего родственника (зятя) Великого князя Владимирского Андрея, брата Александра Невского.
Даниил принял от папы Иннокентия IV не только латинскую корону, но в придачу и латинский титул Rex Russiae, Король Руси. Коронация проходила с претензией на всю Русь. Только вот какую? Речь тут идет скорее о заимствовании этнонима. К Руси себя относили и относят русины карпатские, признанные ООН как национальное меньшинство. Отсюда и слово «Русь» на картах, которые так любят демонстрировать на украинских форумах. Но Карпатская Русь не Галичина, хотя это кому-то очень хочется для связки с т.н. Киевской Русью. Вот подробности на карте, http://otvet.mail.ru/question/81036739
Относящую себя к русской культуре Карпатскую Русь как и восток нынешней Украины лишают родной культуры, права считать себя русскими и права говорить на родном русском языке. Вот на таком основании свидомые пытаются доказать что современная Украина это Русь и есть, только разумеется с украинским языком. В огороде бузина, в Киеве дядька. Утверждение с логикой явно не дружит.
Вероятно, по этой причине события векового прошлого уже современные исследователи стали дружно величать Киевской Русью, хотя, во-первых, коронация Даниила латинская, а во-вторых, юрисдикция князя ограничивалась реальностью Галиции и Волыни. Что явно не соотносится с карпатскими русинами. К тому же споры вокруг карпатских русов в науке далеко не завершены.

Уния, на которую согласился князь Даниил, принимая римскую корону, предполагала, по сути, разрыв церковных связей с Византией.
В те события активно вмешался другой русский князь Александр Невский. Он отказался от предложенной и ему папской короны, принял побратимство с сыном Батыя Сартаком и получил от названного отца (Батыя) Неврюеву рать.
Немного сослагательной фантазии.
А представьте на минуточку, что Александр согласился на корону папы, не замечая подвоха. И что? На Руси два короля в одном государстве. Столкновение породило бы не только искры, но и огонь какой мог уничтожить всю Русь и малую и великую. Но Бог не попустил этого кошмара. Сегодня тот проект достали из нафталина и вновь пытаются столкнуть Русь с Украиной. Результат надо полагать будет тот же. Образно говоря, над Русью распростерт омофор (покров) Бородицы, что реализуется политикой страны.

По свидетельству историка С.М. Соловьева: «не было в то время на Руси политиков более различающихся по геополитическому видению, чем Даниил Галицкий и Александр Невский». В результате противостояния Александра и Даниила на Руси сохранился сложившийся статус-кво, русская Церковь взяла курс на автокефальность и объединение русских княжеств под своим патронатом, а Александр стал её святым.
Столкновение русских гигантов, задуманное в Риме, провалилось. Говоря словами егешников: Туман с коронами рассеялся, и перед Даниилом и Андреем предстало «Иго» в виде татарской конницы Неврюя под командой князя Александра Невского.

После Даниила титул Rex Russiae, Король Руси сменяется более скромным. Очередной Галицкий князь Юрий II Болеслав в латинских грамотах именовал себя только "князем всей Малой Руси " (dux totius Rutenia minorum), что отразилось в грамоте к великому магистру немецкого ордена Дитриху в 1335 году.
Так в XIII веке зародилось противостояние «обиженной» Александром Невским Галичины, лишенной претензий на всю Русь, что упорно не замечают уже современные украинские историки.
Так возникли «непонятные» Малая и Великая Русь и населявшие их такие же маловразумительные Малороссы и Великороссы. А подоплека одна - скрыть русские истоки, русскую культуру и её историю.

Рекомендуемая литература: РУССКОЕ И ВЕЛИКОРУССКОЕ, Николай Ульянов, http://www.rus-sky.com/forum/viewtopic.php?p=7627#top , ссылку открывать из окна поисковика.

Продолжение следует.


Территория Малороссии

За более чем вековой срок потворства украинским националистам было множество попыток придумать (именно придумать) множество версий происхождения украинцев из неведомо откуда, поскольку все исторические документы никаких украинцев не упоминают. Были, есть и всегда будут этнические русские, белорусы и малороссы , последние как русские люди жившие у окраины Руси и России. Ссылки по истории Малороссии вы найдете в самом низу, а я тут выложил довольно сжатый экскурс в историю появления термина Малороссия и значения слова Малороссия в исторические периоды.

Даже сегодня основной работой по вопросу украинского национализма остается монография американского ученого Николая Ульянова от 1966 года

Как и схема переименований районов при клике - увеличивается в размерах.

Надо сразу оговориться, что в переименованиях административных единиц в истории юго-запада Киевской Руси царит чехарда (смотрим схему переходов районов в разные государства), причиной чему является большая раздробленность после нашествии монголо-татар, опустошивших южные земли Руси.

Рис.1 Границы Малороссии с сайта Руинверс Рис.2 с сайта ardini.info

На картах Российской империи в 19 веке Малороссия отнесена к европейской части России как регион, однотипный русской Новороссии, располагавшейся южнее.

До конца 19 века слово Малороссия - скорее разговорное, так как в официальных документах упоминаются лишь малороссийские губернии наравне с новороссийскими.

Если слово Малороссия еще используется для обозначения юго-западных земель, то наименование Украина во времена Российской империи официально вообще не используется, хотя на иностранных картах уже появляется латинизированное наименование Ukrain , потому что так южные земли распавшейся Киевской Руси называют на картах Речи Посполитой (Польши), а ранее Великого княжества Литовского. Рис.3 Английская карта с сайта Karty.by

Рис.5 На более старой карте по клику увидите расчленение территории Малороссии границами сразу 3-х государств между Австро-Венгрией (как части королевства Венгрии), Королевством Польши и Великим княжеством Литовским. При этом Московское царство (Владимирско-Суздальская Русь ) даже не имеет общих границ с Малороссией. Новгород и Московия в это время - это улус Джучи в составе Золотой Орды.

Краткая история Малороссии

История Малороссии начинается не с появлении самого слова Малороссия, а с распространения этого наименования на территорию юга уже распавшейся Киевской Руси, составляющей юго-запад всего Русского пространства, так как оно никогда Киевской Русью не ограничивалось. Непосредственно после разорения Киевской Руси вселенский патриарх православной церкви в Константинополе (столице Восточной Римской империи Византии) принимает решение о разделение церковных епархий на Русском пространстве на две части - Малая Русь (калька с греческого Μικρὰ Ῥωσσία - в переводе Малороссия или Малорусия ) для южных земель и Великая Русь - для северных территорий (с резиденцией в Новгороде), в смысле mega - «большем по размеру». Дело в том, что теперь эти земли уже находились в составе разных государств. Земли Галицко-волынского княжества-королевства, переходили из Венгерского королевства в состав Речи Посполитой, а после раздела Польши - снова в состав Австро-Венгрии. Так как границы Малороссии отсутствовали как таковые, то и границы и жителей это региона как малороссиян (южнорусский народ) определяли по прихожанам церквей, принадлежащих епархии Малой Руси .

В русском языке именно с XIV века название Малороссия , данное для определения территориальной единицы в церковно-административном плане переходит в неофициальное название территорий Поднепровья в XV—XVI веках, а позднее и Левобережной части после вхождения её на правах автономии в состав Русского царства, после присяги украинских казаков на Переяславкой раде в XVII веке. (Наименование Малая Русь лежит в череде иных географических названий, как Белая и Черная Русь.)

Малороссия Википедия определяет через понятие Малая Русь :

1. Ма́лая Русь (калька со ср.-греч. Μικρὰ Ῥωσσία), Малая Россия — церковно-административное определение византийского происхождения появившееся в начале 14-го столетия для обозначения епархии в Галицко-Волынском княжестве. ВикипедиЯ

Позже, производное от этого определения - Малоро́ссия, и реже Малоруссия в разное время употреблялось для обозначения разных регионов:

  • а) в XIV—XV веках — земель Галицко-Волынского княжества

  • б)с XVI века — всех восточнославянских (русских) земель в составе Речи Посполитой (позже из них выделили Белую Русь).

В России с XVII до начала XX века применялось как название:

  • исторического региона Российской империи

  • Малороссийской губернии — название двух административно-территориальных единиц Российской империи, существовавших в разное время в XVIII веке

Наименование Великая Русь не приобрело широкое употребление, а слово "великоросс" появляется только в 19 столетии, так как Московия сохраняет прямое наследование государственности от Киевской Руси, а этносу, государствообразуещему Россию, в период Московского царства принявшего самоназвание "московиты", указом Екатерины возвращается их истинное историческое наименование - русские , как продолжателям основного массива русского этноса .

С XVIII до начала XX века в административном делении Российской империи использовалось лишь название Малороссийская губерния (позже малороссийские губернии ), переносимое на несколько разных регионов юго-востока России. Однако в обиходной речи слово Малороссия часто использовалось неофициально для обозначения этого исторического региона теперь уже "у края" России. Наименования «малоросс » или «малорус » поначалу не имело никакого этнического расового смысла - это было лишь наименованием жителя территории, равно как и «украинец», да и современное наименование «Украина» - типичное для древней Руси самоназвание русских на старорусском языке, живущих «у окраины» от Руси.

Латинизированное польское слово Ukrain и старинное русское слово УОкраины имело один смысл. Самоназвание «украинец» имело лишь географический смысл и было свойственно казакам и другим группам вольных людей, селившимся по всем направлениям по окраинам Русского пространства, так как по составу они и было в основном из русских, ведущим отсчет от центра, которым они очевидно считали Русь. Аналогичное слово Ukrain использовалось шляхтой и в польском языке - порой в уничижительном смысле как «жителей удаленных земель от центра» - а позже оно закрепилось как наименование южных русских земель, включенных в состав Речи Посполитой.

Однако надо отметить что впервые наименование «украинец» в качестве наименования с этническим смыслом применили австрийцы для обозначения жителей Галиции с целью противопоставления галичан их этнической сущности как русских. Даже наименование «Украина» впервые было принято официиально в Австро-Венгрии для названия региона из Галиции и нескольких других оккупированных австрийцами русских земель. При этом насильственная украинизация русских земель австрийцами вызывала сильное национальное движение русинов и других групп этнических русских, которые наотрез отказались называться украинцами. Однако основная часть населения Галиции приняла самоназвание «украiнци» и идеологию «украинчества», особо не понимая смысл украинизации как разрыв и противостояние со своей исторической родиной.

Кроме того, надо отметить, что «самостийничество» запорожских казаков, сложившихся как военное сословие на юго-западе Руси после захвата ими власти на всей территории Малороссии стало подпитывать «украинчество», так как казаки, на словах признавая свою принадлежность к Руси, НО постоянно стремились иметь полную свободу от царской администрации. Ни о каком независимом государстве казаки даже и не помышляли - но, объявляя себя «защитниками» южных рубежей России, они стремились сохранить личную независимость от всяческих повинностей и обязательств перед Москвой.

Подобные настроения казаков вполне смыкались с австрийской агитацией о появлении совершенно новой народности, идею о существовании которой порожденную австрийцами, с усердием продолжили поляки, так как цель украинчества оставалась постоянной - сделать «украинцев» врагами России. Пока жители Малороссии называли себя русским - это сделать было невозможно, так как они и считали себя частью русского народа, но, вот переименование в новый придуманные для этого специально этнос - "украiнци " - давало таковую возможность.

Великороссы, малороссы и белорусы

Малороссы

До октябрьской революции в Российской империи за коренным населением Малороссии закрепилось наименование малоросс , имевшее этнический смысл большей частью в культурном плане.

Рис.8 В одежде малороссиян заметно татарское влияние через казаков runivers.ru

После взятия монголо-татарами Киева в 1240 году всяческая политическая жизнь в южных землях просто умерла, а центр экономической жизни сместился на север. В степях вокруг Киева нередки набеги отрядов кочевников, потому жизнь в очаге Киевской Руси становится просто небезопасной. Очевидно, что непосредственно после набега татар жители покидали этот край, боясь попасть в полон и быть уведенными в рабство, тем более что осевшие недалеко в Крыму татары формируют свою Орду.

Последующее пополнение населения идет с двух сторон - кочевники и люди из Средней Азии, сопровождавшие татар в их походе теперь селятся между местными, а позднее литовские князья и польские паны, захватившие землю в собственность, переселяют сюда крестьян с севера. Население Малороссии пополняется и беглыми крепостными из Московского Царства.

На юге на землях, пограничных с татарским Крымом, самоорганизуется группа казаков, вначале для самообороны, а с ростом численности и организованности - уже как разбойное пиратское государство, которое само способно совершать грабительские набеги на соседей. Собственно на этническую принадлежность казака никто не обращает внимание - лишь бы умел держать саблю.

Из коренных русских, оставшихся после разгрома Киева, и пестрого этнического пополнения формируется облик малороссиян, в котором преобладает темноволосый тип, хотя генетические исследования показывают их полное сродство с русскими и белорусами.

Под именем Малороссии разумеются обыкновенно нынешняя Черниговская и Полтавская губернии, но в историческом смысле понятие Малороссии гораздо шире; она обнимала собою, сверх того, теперешний Юго-Западный край (то есть губернии Киевскую, Подольскую и Волынскую), заходя порой и в теперешнюю Галицию, Бессарабию, Херсонщину. Рекой Днепром Малороссия делилась на правобережную и левобережную. На указанной территории в удельно-вечевой период существовали княжества Чернигово-Северское, Переяславское, Киевское, Волынское, Подольская земля, отчасти княжества Галицкое и Туровское. Татарское нашествие разорило и обессилило территорию позднейшей Малороссии. Количество населения уменьшилось до того, что Погодин выставил гипотезу, будто бы все оно ушло куда-то на север, а на место его явилось новое население из-за Карпат. Но М. А. Максимович в своей статье «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении ее новопришлым народом» («Сочинения», том I), а вслед за ним В. Б. Антонович в статье «Киев, его судьба и значение с XIV по XVI столетие» («Монографии», I) рядом фактов доказали, что полного запустения малорусской территории после татарского нашествия не было, что население ее никуда не уходило и никакой народ в южную Русь не переселялся, хотя частичной колонизации отрицать нельзя. После Батыева нашествия, когда власть русских князей на юге ослабела, южная Русь подпала под власть Литвы (см. Литовско-русское государство), а когда Литва по Люблинской унии 1569 г. окончательно соединилась с Польшей — то под власть Польши. При литовских князьях возникло казачество, с появлением которого и начинается политическая жизнь малорусского народа .

— Россия. История: Малороссия // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона . — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

В сельской местности в ходу был малороссийский говор , причем разительно отличавшийся в разных краях земли в связи с разными заимствованиями от ближайших народов. Элита и малороссийская интеллигенция была трехязычной, считая русский, польский и местный говор - так как сама Речь Посполитая была двуязычной - жители Литвы говорили на прежнем киевском старорусском языке (из которого потом пошел белорусский), да и русины в австрийской Галиции сохраняли свой старорусский говор. Воссоединение Малороссии с Россией сделало государственным только русский, литературным по причине присутствия большого числа поляков в малороссийской интеллигенции был еще и польский язык, но преобладающим был русский. Причем, интеллигенция даже не могла себе представить последующий переход с такого развитого языка могучей культуры, как русский язык, на местечковый деревенский говор, который был положен большевистскими украинизаторами в основу украинской мовы. До революции попытки создать самостийный язык из деревенского говора были осмеяны культурными малороссиянами.

Собственно мало кто спрашивал у жителей этническое самоопределение, потому статистические данные были довольно обобщенные.

Например, в описаниях народов России, первый выпуск которой датируется 1878 годом, дается краткое описание количества и уклад жизни малороссов, как одного из четырех народов, обозначенных в издании.

Рис.6 и Рис.7 В конце 19 века число малороссов составляло около 11 миллионов

Казаки

Куда относить казаков (Рис.9 с сайта runivers.ru) вообще было не очень ясно - ведь рядом было Донское казачество, которое было, безусловно «русским», но украинское казачество перемешалось с местным населением и говорило на местных говорах. Сегодня потомки запорожских казаков уже относятся к малороссийскому этносу. С захватом власти на всей Малороссии казаки стали элитой общества малороссиян.

Собственно слово казак не было этническим - оно характеризовало вооруженного вольного человека, а быт и принципы хозяйствования (круг работ женщин казачек) совпадал с бытом живущих рядом местных сельских неказаков. Яркое отличие в одежде было явно заимствовано вначале от татар, а позднее от турков, как одеяние пригожее для военных походов. Сами запорожские казаки однозначно считали себя не только "русскими", но и гордо называли себя защитниками святынь Руси и веры православной.

Среди населения Малороссии ничем не выделялись поляки, которые уже считались внутренним народом, так как много помещиков сохранило свои поместья, да и часть Польши уже была в составе Российской империи. Поэтому в городах многие знали и польский язык.

Великороссы

Наименование великоросс имело место как противопоставление жителей Московии с исторически разошедшимися ветвями прежде единого русского народа - малороссами и белорусами. В конце 19 века оно даже становится модным на волне подъема интереса к самоопределению наций - но упоминается скорее не русскими авторами, а мелькает в украинских изданиях.

Типичный национальный облик великоросса описать довольно сложно (Рис.8,9,10), так как местных особенностей на порядок больше - и тут различий между группами русских на Великой Руси гораздо больше, чем с жителями Малороссии или Белоруссии. Язык у великороссов - понимаем всеми в любой части России, но говор северных русских отличается оканьем, а южных - аканьем. Развитый литературный язык сегодня уже практически нивелировал остальные различия.

Белорусы

По летописям народы Прибалтики долго сопротивлялись принятию христианства, оставаясь верными своим идолам. Собственно для Киевской Руси эти земли были далекой провинцией и только опустошение южных земель делает северные княжества Русского мира значимым в политике того времени. Русские князья Литовской Руси наперегонки с польскими панами начинают захват практически брошенных земель вокруг Киева, которые еще не подобраны Галицко-волынским князем. Коренные земли Литовской Руси издревле заселены славянами вперемежку с еще многими народностями. Знать и большая часть населения говорит на русском языке и собственно находится в неразрывной связи с Владимиро-Суздальской Русью. Князья Литовской Руси остаются в основном сродственниками русским князьям из рода Рюриковичей, ведь известно, что Иван Грозный являлся сыном Елены Глинской, бывшей племянницей князю литовскому. Однако Московское Царство даже в статусе данника Золотой Орды не становилось младше по отношению к Литовской Руси. Принципы устройства империи Чингисхана позволяют таким улуса как Владимиро-Суздальская Русь сохранять самостоятельную государственность. Пока внутри этой Руси поднимается Московское княжество, централизуя под себя все остальные княжества, северо-западные княжества, сохранившие независимость, захватывают южные очаги бывшей Киевской Руси, образуя еще одна Русь, получившую в истории название Литовская Русь . Эта западная Русь, претендующая на наследство Киева, получает официальное наименованная как Великое княжество Литовское , но вскоре ради противостояния против Московской Руси и прибалтийских немецких орденов входит в союз с Польшей, располагавшей военной силой и имевшей почти республиканское государственное строение из вольной шляхты. В это время польское сословие вооруженного дворянства организует королевство, очень похожее на бандитскую республику Запорожской Сечи, в которой короля избирают голосованием шляхты. Союзное государственное образование получает название Речь Посполитая и становится самым крупным государством в Европе. Переписка Ивана с Курбским характеризует отношения между двумя соседними империями, где пограничные вассалы порой перебегают в соперничающие империи.

Оторванность русских людей в Белой Руси на территории Речи Посполитой от основного массива народа на Руси Московской позволяет сохранить им более ранний вариант русского языка, практически старорусский, похожий на современный церковный. Имеет место влияние польского языка по причине попыток ополячивания, но позднее литературным языком становится русский, благодаря чему даже сегодня белорусский язык остается больше семейным. Все более-менее значимые произведения созданы на русском или на польском языках.

Национальное самоопределение у белорусов вообще приходит очень поздно - лишь в 19 веке. После революции большевики провели попытку белорусизации населения в националистических тонах, что сегодня иногда проявляется в отношениях между независимой Белоруссией и Россией.

Национальная одежда и быт в восточных районах почти не отличается от русских аналогов, но в западных частях многие детали указывают на близость с Литвой и Польшей. (Рис.10)

Много веков вообще в среде русских не выделяли малороссов или белорусов из собственного этноса, как и сегодня - лишь по фамилии еще можно как-то выделить, но даже и не факт.

Сродство русских с украинцами и белорусами имеет место, но, как видим, в последнее время националистическая элита Украины ведет раскольническую деятельность, усилено противопоставляя украинцев этническим русским, которые составляют треть населения этой страны.

Малороссия-Украина

Российское общество до 20 века даже не подозревало о существовании «украинчества», так как при царе эту идеологию поддерживало всего лишь несколько интеллигентов в Киеве и Львове, большей частью из этнических поляков. В конце 19 века волна народничества породила интерес к национальным особенностям, на которой возникает интерес к культуре малороссиян. Большевики, пришедшие к власти по своему невежеству в антироссийской сущности «украинчества», объявляют его национально-освободительным движением и после революции допускают к формированию основ социалистической республики Украина неприкрытых украинских националистов.

Благодаря собственному недопониманию большевики усугубили свое невежество выбором слова Украина в наименование республики. Тут надо всего лишь на секунду задуматься о смысле этого слова, как любому станет ясен сепаратистский смысл этого слова по отношению России, как провозглашение независимости этой части от единого русского народа и единой страны России.

Невежество российского общества при царе было усугублено многократно - что стало причиной бурного расцвета и территориальной экспансии антирусской идеи «украинчества» с ничтожного по размерам очага в Галиции после ее присоединения к Малороссии на огромную территорию, только теперь уже руками украинской местной элиты, вынужденной идти раскольническим путем по стопам Мазепы, т.е. буквально самостийническим сепаратистским путем казаков. Идеология «украинства» после распада СССР была взята на вооружение местной элитой, так как позволяла вообще разорвать пуповину с Россией, элита которой была для местной - самым опасным соперником. То, что для этого придется заставить народ отказаться от всех святынь, связывающих народ Малороссии с Россией - мало смущало "национальную" украинскую элиту.

Надо понимать что ситуация - народ русский един, а существуют ТРИ отдельных государства - Россия, Украина и Белоруссия - постоянно ставит перед местными элитами задачу для оправдания существования отдельного самостийного государства из тех же этнических русских, НО ОТЛИЧНОГО - от России как первоосновы. Поэтому местные элиты постоянно изыскивают этнические различия - чем больше, тем лучше, чтобы можно было противопоставить народ Украины (и Белоруссии тоже) тому же самому народу в России (элиту которой местная, очевидно боится как самую опасную для нее).

Появление национальной республики Украины в составе СССР стало потворством распространению идеологии «украинчества» на присоединенных исконно русских территориях в результате заигрывания большевиков с национально-освободительным движением. Коммунисты, даже не отдавали себе отсчет, что они переносят представления о национально-освободительном движении на жителей одной из республик собственного государства. Они считали, что поддерживают украинский национализм, который таковым никогда не был, это было лишь прикрытие не осуждаемым особо словом, а было старинное сепаратистское движение против России, порожденное еще австрийцами. Это был пример оглупления руководства КПСС под действием идеологических штампов. В головах советских партийных бонз просто не укладывалось, что они поддерживают украинский сепаратизм . Никто даже не задавался вопросом - а этот национализм-сепаратизм - он от кого? Ответ был бы очевиден уже давно, но советская наука под воздействием идеологии даже не изучала украинство , имеющего уже столетия единственную цель - оторвать малороссийский народ от России. Однако антироссийская и антирусская сущность украинства стала очевидной в момент получения независимости Украины в результате Беловежского сговора.

Даже сегодня единственным полноценным научным трудом по вопросу украинства остается монография эмигранта Николая Ульянова, изданная в Нью-Йорке в 1966 году под названием Происхождение украинского сепаратизма в которой он доказал, что нет украинского национализма (это абсурд - национализация русских от русских), а есть враждебное, а точнее сепаратистское движение против всего русского и россйского. Как мы видим, основателям украинства удалось таки реализовать свои замыслы (теперь уже через поддержку США) по разжиганию ненависти "украинцев" против России.

Заблуждения и идеологические штампы делали руководителей СССР идеалистами в национальном вопросе и слепыми в отношении идеологии «украинчества» . Сегодня украинчество проявило свою истинную сущность - это настоящая змея, взращенная на невежестве большевиков об истинном характере это сепаратистского движения против России.

Малороссия как историческая область Российской империи

Термин Украина начинают использовать лишь в конце 19 века, но "после 1917 года исторический термин Малороссия и производные от него слова были практически выведены из историкографического употребления в УССР, РСФСР и СССР в рамках идеологического обеспечения советской политики". Думаю дальше так же можно продолжить цитатой из Википедии:

После ликвидации гетманщины в 1764 году из части Левобережной Украины была создана Малороссийская губерния с административным центром в городе Глухове. В 1775 году Малороссийская и Киевская губернии были объединены, губернский центр перенесён в Киев. В 1781 году Малороссийская губерния была разделена на три наместничества (губернии) — Черниговское, Новгород-Северское и Киевское. В 1796 году Малороссийская губерния была воссоздана, губернским центром был назначен Чернигов, после чего её в 1802 году разделили снова на две губернии: Полтавскую и Черниговскую. Названия Малороссия, малороссийский, малороссияне употреблялись относительно всего юго-западного края на протяжении XIX и начала XX века.

Название Малороссия до 1917 года полуофициально использовалось для собирательного обозначения Волынской, Киевской, Подольской, Полтавской и Черниговской губерний. Именно так Левобережную Украину, матерью и «Малороссией» назвал Григорий Сковорода, а Слободскую Украину — своей родною тёткой, что указывало на отсутствие в термине «Малороссия» уничижительного оттенка.

Тарас Шевченко в своём личном дневнике написанном на русском языке (в 1857—1858 гг.) использует 17 раз слова «Малороссия/малороссийский» и только 4 раза «Украина» (при этом он не использует прилагательное «украинский» вообще); одновременно, в письмах единомышленникам-украинофилам 17 раз «Украина» и 5 раз «Малороссия/малороссийский», а в своей поэзии употребляет только термин «Украина».

Культурная и историческая специфика Малороссии , равно как региональный патриотизм малороссов, были вполне приемлемы в глазах сторонников концепции большой русской нации до тех пор, пока не входили с этой концепцией в противоречие. Более того, в первой половине XIX века малорусская специфика вызывала живой интерес в Петербурге и Москве как более красочный, романтичный вариант русскости.

На протяжении всего периода нахождения Украины в составе Российской империи термин Малороссия использовался в качестве синонима Украины, как в обиходе, так и (в основном) на официальном уровнях. При этом, уже во второй половине 19 века, название Украина становится более широко используемым в обиходе, частной и общественной жизни и практически полностью вытесняет все другие обозначения (в т.ч. и термин "Малороссия").

Украина после 1917 года

После 1917 года исторический термин «Малороссия» и производные от него слова были практически выведены из историкографического употребления в УССР, РСФСР и СССР в рамках идеологического обеспечения советской политики.

В советское время вплоть до 1980-х годов термин «Малороссия» носил практически негативный оттенок.

В украинской исторической литературе периода УССР, термин «Малороссия» также использовался довольно редко.

Термин Малороссия на Украине

Как в советской так и в независимой Украине термин «Малороссия» в историографии используется редко. В качестве исторических обозначений обычно используются исторические названия регионов Украины (Полтавщина, Черниговщина и т. д.). Допускается, однако, использование термина «Малороссия», как упоминание прошлых административно-территориальных единиц.

Данная словарная Малороссия написан специально для пояснения положений раздела Статьи о ситуации на Украине в рубрике Цивилизация России . Страница имеет постоянную ссылку : http://design-for.net/page/malorossija