Шаламов замер краткое содержание. Варлам шаламов - одиночный замер. "Житие инженера Кипреева"

Рассказы В. Шаламова посвящены тяжёлой жизни заключённых в ГУЛАГе, их тюремного быт. В мире ГУЛАГа главную роль играют начальники и так называемые «блатные», жизнь пленников лагерей полностью зависит от случая, каким бы он ни был. Автор очень ярко и достоверно описывает ужасное существование заключённых: вечный голод, жестокое обращение начальства, частые болезни и постепенно наступающая деградация.


Надгробное слово
Данный рассказ автор посвящает товарищам, бывшим с ним в лагерях. Шаламов описывает судьбу своих друзей, их страдания и надежды, мучительные смерти. Немногие из тех, кого вспоминает автор, выжили и сохранили своё прежнее мировоззрение.

Житие инженера Кипреева
Автор, живущий на основе принципов нравственности, сказал себе, что честь и достоинство человека заключаются в готовности встретить смерть в любое время. Но потом он осознаёт, что невозможно узнать заранее, как ты поведёшь себя в критическую минуту, сможешь ли выстоять.
Инженер-физик по фамилии Кипреев вёл себя на допросе очень достойно: он выдержал физическое насилие. Но из-за намерения избить следователя инженера посадили в карцер. От Кипреева требовали подписать ложные показания и шантажировали - грозили арестовать супругу. Однако инженера не удалось сломать, он стоял на своём. Иногда Кипреева освобождали от тяжёлых работ, потому что он чинил некоторые предметы, которые вышли из строя. Благодаря случаю герой остаётся в живых. Тем не менее, он внутренне потрясён.


На представку
Шаламов в своём рассказе говорит о том, что расправа в лагере затрагивала всех без исключения и приводит пример. Один из «блатных» во время игры в карты терпит поражение и предлагает игру на «представку», что значит в долг. Полностью охваченный игрой он при всех приказывает одному из заключённых, обычному интеллигенту, отдать ему свой свитер. После отказа интеллигента кто-то из «блатных» убивает его, а свитер мертвеца достаётся игроку в карты.


Ночью
Заключённые ГУЛАГа приходят на могилу своего товарища, снимают с него бельё. Они хотят продать вещи мертвеца для того, чтобы на следующий день купить продовольствие. Сначала заключённые испытывают отвращение. Но затем они забывают о том, что делают, ведь завтра появится возможность поесть и, возможно, покурить.


Одиночный замер
Автор сравнивает заключение в ГУЛАГе с растлением. Заключённый, исхудавший и слабый, работает очень медленно и, конечно, не даёт процентную норму. Одним из таких людей является некий Зек Дугаев, он ослабевает от рабочего дня, длящегося 16 часов. Весь день Дугаев выполняет одну и ту же работу. Вечером смотритель замеряет работу - она составляет 25 процентов. Дугаеву этот показатель кажется огромным. У него ужасно болит всё тело, он уже не ощущает голода. Затем следователь спрашивает Дугаева про его имя, фамилию, срок и причину заключения. На следующий день заключённого увозят в неизвестное место, огороженное забором. Измученный Дугаев понимает, что его жизнь кончена. Единственное, о чём жалеет этот человек - то, что он проработал последний день своей жизни.


Дождь
Некий Розовский кричит работающему рядом рассказчику о том, что смысла жизни просто не существует. Розовского пытается прервать конвоир, но бесполезно. Потерявший смысл жизни человек пытается броситься на конвоиров, но тут к нему бежит рассказчик. Для того чтобы спасти Розовского, он говорит конвоирам, что его товарищ заболел. Потом Розовский хочет покончить с собой и бросается под вагонетку. После суда его просто посылают в другое место.


Шерри Бренди
Заключённый - поэт, один из самых признанных в двадцатом веке, мучительно и долго умирает. Он лежит в темноте двухэтажных нар. Поэт думает о страшных вещах, например о том, что его хлеб украли. Он готов искать этот хлеб, бороться за него. Но силы пропадают с каждой минутой. Когда поэту приносят хлеб, он жадно кусает его испорченными зубами. О его смерти начальство не узнаёт ещё в течение двух дней. Хитрые соседи поднимают руку мертвеца для того, чтобы заполучить его долю хлеба во время раздачи.


Шоковая терапия
Пленник ГУЛАГа Мерзляков, довольной крупный человек, чувствует упадок сил из-за того, что слишком много работает. В какой-то момент он настолько ослабел, что упал на землю. Из-за того, что Мерзляков не хочет больше нести бревно, его избивают конвоиры и другие заключённые. Несмотря на то, что вскоре Мерзляков выздоравливает, он хочет оттянуть время до выхода на работу. Заключённый жалуется на своё плохое состояние. В итоге Мерзлякова посылают в хирургическое отделение центральной больницы, затем - в нервное. Он изо всех сил старается показаться больным, потому что не хочет, чтобы его разоблачили во лжи и вновь отправили в тюрьму.
Но Мерзлякова обследует врач Петр Иванович, всегда разоблачавший тех, кто симулировал. Петр Иванович очень гордится тем, что настолько профессионально работает. Врач сразу понимает намерения Мерзлякова и хочет открыть всю правду. Для этого Петр Иванович делает своему пациенту рауш-наркоз, благодаря которому Мерзлякова стало возможным разогнуть. После этого заключённый проходит шоковую терапию, в результате которой его поведение похоже на поведение эпилептика. Посел этих мучений Мерзляков умоляет о том, чтобы его выписали.


Тифозный карантин

Пленник ГУЛАГа по фамилии Андреев заболевает тифом. Это избавляет его от тяжёлых работ и предоставляет возможность выжить. Андреев хочет сделать всё возможное, чтобы надолго остаться в транзитке. Тогда у него появится шанс не быть отправленным в так называемые золотые забои, где царят кошмарные условия. Заключённый долго скрывается: на перекличке выздоровевших он не отзывается. Наконец настаёт время выписки. Андреев уверен, что ему уже удалось избежать самого худшего, потому что командировки, скорее всего, теперь будут не столь дальние. Но тут заключённые видит отъезжающий грузовик с людьми, которых направили в ближние, и понимает всю горечь своего положения.

Аневризма аорты
Особое место в рассказах Шаламова занимают болезни. Автор причисляет ужасное состояние исхудавших заключённых к виду болезни, хотя официально это было не так.
Дежурный врач Зайцев обращает внимание на поступившую в больницу Екатерину Гловацкую, очень красивую женщину. Зайцев осведомлён о близких отношениях красавицы с заключённым по фамилии Подшивалов, который руководит кружком художественной самодеятельности. Несмотря на это, врач не оставляет надежды. Зайцев обследует Гловацкую, он забывает о своём интересе по отношение к ней, им овладевает профессиональная озабоченность. Врач выясняет, что женщины больна аневризмой аорты, при которой велика вероятность смертельного исхода. Врач составляет рапорт о серьёзной болезни Гловацкой. Но начальник больницы считает, что Зайцев лжёт для того, чтобы не разлучать Гловацкую и Подшивалова. Красавицу выписывают, и она погибает во время погрузки в машину.


Последний бой майора Пугачёва
Шаламов в своих рассказах также уделяет внимание людям, способным повлиять на ход событий, а не просто спастись, во что бы то ни стало. В начале 1940-х годов среди заключённых оказывались те, кто воевал и побывал в плену у немцев. Эти люди кардинально отличаются от остальных пленников ГУЛАГа, они могут пойти на риск ради свободы. Они видели смерть, проливали свою кровь. Но они не были измучены лагерными условиями, в этом и заключалась из «вина». Майор Пугачёв, один из таких смелых и решительных людей, понимает, что в таких условиях ему и его товарищам не выжить. Поэтому он собирает группу, состоящую из разведчика, танкиста, фельдшера и лётчиков с целью осуществления побега. Но сбежать они смогут только в том случае, если не будут участвовать в общих работах. Поэтому те, кто участвует в заговоре, постепенно продвигаются в обслуживающий персонал. Наконец наступает весна - пора осуществлять побег.


Ранним утром лагерный повар пришёл за ключами от кладовой. Дежурный, ничего не подозревая, открывает дверь, и его убивают. Та же участь постигает дежурного, пришедшего позднее. Затем участники побега убивают охрану и забирают себе оружие. Заключённые просыпаются. Заговорщики держат их под прицелом, в это время запасаются продовольствием и надевают форму военных. Выйдя из лагеря, они «ловят» на террасе грузовик и едут, пока в машине не заканчивается бензин. Далее заговорщики отправляются в тайгу. Возглавлявший побег - Пугачёв - вспоминает о своём немецком плене, о приезде в лагерь немцев «власовских» эмиссаров, считавших, что пленники - это изменники Родины. Поначалу Пугачёв не верил эмиссаров, но потом убедился в этом. В первую ночь после осуществления побега майор понимает, что товарищи, согласившиеся пойти с ним - самые достойные люди. Немного позже разворачивается жестокий бой беглецов и солдат, их нашедших. В результате практически все сбежавшие из тюрьмы погибают, одного оставляют для того, чтобы вылечить и затем расстрелять. Организатору побега удаётся бежать. Тем не менее, он осознаёт, что рано или поздно будет пойман. Однако майор Пугачёв ни о чём не жалеет. Он стреляет в себя.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Колымские рассказы». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Есть всюду свет... Человек в тоталитарном обществе Виленский Семен Самуилович

ВАРЛАМ ШАЛАМОВ Одиночный замер

ВАРЛАМ ШАЛАМОВ

Одиночный замер

Шаламов, конечно же, писатель великий. Даже на фоне всех великанов не только русской, но и мировой литературы… «Колымские рассказы» - это громадная мозаика… каждый камешек его мозаики сам по себе произведение искусства. В каждом камешке предельная законченность… Шаламова надо перечитывать. Твердите, как некую молитву.

Виктор Некрасов. Сталинград и Колыма.

Вечером, сматывая рулетку, смотритель сказал, что Дугаев получит на следующий день одиночный замер. Бригадир, стоявший рядом и просивший смотрителя дать в долг «десяток кубиков до послезавтра», внезапно замолчал и стал глядеть на замерцавшую за гребнем сопки вечернюю звезду. Баранов, «напарник» Дугаева, помогавший смотрителю замерять сделанную работу, взял лопату и стал подчищать давно вычищенный забой.

Дугаеву было двадцать три года, и всё, что он здесь видел и слышал, больше удивляло, чем пугало его.

Бригада собиралась на перекличку, сдала инструмент и в арестантском неровном строю вернулась в барак. Трудный день был кончен. В столовой Дугаев, не садясь, выпил через борт миски порцию жидкого холодного крупяного супа. Хлеб выдавался утром на весь день и был давно съеден. Хотелось курить. Он огляделся, соображая, у кого бы выпросить окурок. На подоконнике Баранов собирал в бумажку махорочные крупинки из вывернутого кисета. Собрав их тщательно, Баранов свернул тоненькую папиросу и протянул ее Дугаеву.

– Кури, мне оставишь, - предложил он.

Дугаев удивился - они с Барановым не были дружны. Впрочем, при голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается, и Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедой. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтоб крепкое основание ее было заложено тогда, когда условия быта еще не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантских заповеди: не верь, не бойся, не проси…

Дугаев жадно всосал сладкий махорочный дым, и голова его закружилась.

– Слабею, - сказал он. Баранов промолчал.

Дугаев вернулся в барак, лег и закрыл глаза. Последнее время он спал плохо, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные - буханки хлеба, дымящиеся жирные супы… Забытье наступило нескоро, но всё же за полчаса до подъема Дугаев уже открыл глаза.

Бригада пришла на работу. Все разошлись по своим забоям.

– А ты подожди, - сказал бригадир Дугаеву. - Тебя смотритель поставит.

Дугаев сел на землю. Он уже успел утомиться настолько, чтобы с полным безразличием отнестись к любой перемене в своей судьбе.

Загремели первые тачки на трапе, заскрежетали лопаты о камень.

– Иди сюда, - сказал Дугаеву смотритель. - Вот тебе место. - Он вымерил кубатуру забоя и поставил метку - кусок кварца.

– Досюда, - сказал он. - Траповщик тебе доску до главного трапа дотянет. Возить туда, куда и все. Вот тебе лопата, кайло, лом, тачка - вози.

Дугаев послушно начал работу.

Еще лучше, думал он. Никто из товарищей не будет ворчать, что он работает плохо. Бывшие хлеборобы не обязаны понимать и знать, что Дугаев - новичок, что сразу после школы он стал учиться в университете, а университетскую скамью променял на этот забой. Каждый за себя. Они не обязаны, не должны понимать, что он истощен и голоден уже давно, что он не умеет красть: уменье красть - это главная северная добродетель во всех ее видах - начиная от хлеба товарища и кончая выпиской тысячных премий начальству за несуществующие, не бывшие достижения.

Никому нет дела до того, что Дугаев не может выдержать шестнадцатичасового рабочего дня.

Дугаев возил, кайлил, сыпал, опять возил и опять кайлил и сыпал.

После обеденного перерыва пришел смотритель, поглядел на сделанное Дугаевым и молча ушел… Дугаев опять кайлил и сыпал. До кварцевой метки было еще очень далеко.

Вечером смотритель опять явился и размотал рулетку. Он смерил то, что сделал Дугаев.

– Двадцать пять процентов, - сказал он и посмотрел на Дугаева. - Двадцать пять процентов. Ты слышишь?

– Слышу, - сказал Дугаев.

Его удивила эта цифра. Работа была так тяжела, так мало камня подцеплялось лопатой, так тяжело было кайлить. Цифра - двадцать пять процентов нормы - показалась Дугаеву очень большой. Ныли икры, от упора на тачку нестерпимо болели руки, плечи, голова. Чувство голода давно покинуло его. Дугаев ел потому, что видел, как едят другие, что–то подсказывало ему: надо есть. Но он не хотел есть.

– Ну, что же, - сказал смотритель, уходя. - Желаю здравствовать.

Вечером Дугаева вызвали к следователю. Он ответил на четыре вопроса: имя, фамилия, статья, срок. Четыре вопроса, которые по тридцать раз в день задают арестанту. Потом Дугаев пошел спать. На следующий день он опять работал с бригадой, с Барановым, а в ночь на послезавтра его повели солдаты за конбазу и повели по лесной тропке к лесу, к месту, где, почти перегораживая небольшое ущелье, стоял высокий забор с колючей проволокой, натянутой поверху, и откуда по ночам доносилось отдаленное стрекотанье тракторов. И, поняв, в чем дело, Дугаев пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день.

Не позже 1955 г.

Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

Одиночный источник; прямое фронтальное освещение Источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива Им, например, является электронная импульсная лампа рефлектором диаметром 20 см, излучающая направленный не

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Одиночный источник; прямое освещение под углом 45° Источник света передвинут приблизительно на 45° влево от камеры и приподнят на 45° над головой натурщицы. Его положение отрегулировано так, что тень от носа попадает в треугольник, образованный складками кожи,

Из книги Есть всюду свет... Человек в тоталитарном обществе автора Виленский Семен Самуилович

Одиночный источник; прямое освещение под углом 90° Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Одиночный источник; прямое освещение сверху При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди фотографируемой. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от

Из книги автора

Одиночный источник; прямое освещение снизу При подсветке снизу от источника, расположенного перед натурщицей на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся

Из книги автора

Одиночный источник; прямое освещение сзади При подсветке сзади, т. е. расположении источника света точно позади натурщицы и скрытого за ее головой, создается силуэтное (контурное) изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах.

Из книги автора

Одиночный источник; рассеянное освещение Освещение, как и в случае портретной съемки, можно значительно улучшить, если использовать большой полупрозрачный (просвечивающий) зонтик Однако в этом случае еще остаются глубокие тени с нерезкими краями, которые, как

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Шрифт:

100% +

Варлам Шаламов
Одиночный замер

* * *

Вечером, сматывая рулетку, смотритель сказал, что Дугаев получит на следующий день одиночный замер. Бригадир, стоявший рядом и просивший смотрителя дать в долг «десяток кубиков до послезавтра», внезапно замолчал и стал глядеть на замерцавшую за гребнем сопки вечернюю звезду. Баранов, напарник Дугаева, помогавший смотрителю замерять сделанную работу, взял лопату и стал подчищать давно вычищенный забой.

Дугаеву было двадцать три года, и все, что он здесь видел и слышал, больше удивляло, чем пугало его.

Бригада собралась на перекличку, сдала инструмент и в арестантском неровном строю вернулась в барак. Трудный день был кончен. С головой Дугаев, не садясь, выпил через борт миски порцию жидкого холодного крупяного супа. Хлеб выдавался утром на весь день и был давно съеден. Хотелось курить. Он огляделся, соображая, у кого бы выпросить окурок. На подоконнике Баранов собирал в бумажку махорочные крупинки из вывернутого кисета. Собрав их тщательно, Баранов свернул тоненькую папироску и протянул ее Дугаеву.

– Кури, мне оставишь, – предложил он. Дугаев удивился – они с Барановым не были дружны. Впрочем, при голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается, и Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание ее было заложено тогда, когда условия, быт еще не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся и не проси…

Дугаев жадно всосал сладкий махорочный дым, и голова его закружилась.

– Слабею, – сказал он.

Баранов промолчал.

Дугаев вернулся в барак, лег и закрыл глаза. Последнее время он спал плохо, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные – буханки хлеба, дым

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Вечером, сматывая рулетку, смотритель сказал, что Дугаев получит на следующий день одиночный замер. Бригадир, стоявший рядом и просивший смотрителя дать в долг «десяток кубиков до послезавтра», внезапно замолчал и стал глядеть на замерцавшую за гребнем сопки вечернюю звезду. Баранов, напарник Дугаева, помогавший смотрителю замерять сделанную работу, взял лопату и стал подчищать давно вычищенный забой.

Дугаеву было двадцать три года, и все, что он здесь видел и слышал, больше удивляло, чем пугало его.

Бригада собралась на перекличку, сдала инструмент и в арестантском неровном строю вернулась в барак. Трудный день был кончен. В столовой Дугаев, не садясь, выпил через борт миски порцию жидкого холодного крупяного супа. Хлеб выдавался утром на весь день и был давно съеден. Хотелось курить. Он огляделся, соображая, у кого бы выпросить окурок. На подоконнике Баранов собирал в бумажку махорочные крупинки из вывернутого кисета. Собрав их тщательно, Баранов свернул тоненькую папироску и протянул ее Дугаеву.

– Кури, мне оставишь, – предложил он.

Дугаев удивился – они с Барановым не были дружны. Впрочем, при голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается, и Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание ее было заложено тогда, когда условия, быт еще не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся и не проси...

Дугаев жадно всосал сладкий махорочный дым, и голова его закружилась.

– Слабею, – сказал он. Баранов промолчал.

Дугаев вернулся в барак, лег и закрыл глаза. Последнее время он спал плохо, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные – буханки хлеба, дымящиеся жирные супы... Забытье наступало не скоро, но все же за полчаса до подъема Дугаев уже открыл глаза.

Бригада пришла на работу. Все разошлись по своим забоям.

– А ты подожди, – сказал бригадир Дугаеву. – Тебя смотритель поставит.

Дугаев сел на землю. Он уже успел утомиться настолько, чтобы с полным безразличием отнестись к любой перемене в своей судьбе.

Загремели первые тачки на трапе, заскрежетали лопаты о камень.

– Иди сюда, – сказал Дугаеву смотритель. – Вот тебе место. – Он вымерил кубатуру забоя и поставил метку – кусок кварца. – Досюда, – сказал он. – Траповщик тебе доску до главного трапа дотянет. Возить туда, куда и все. Вот тебе лопата, кайло, лом, тачка – вози.

Дугаев послушно начал работу.

«Еще лучше», – думал он. Никто из товарищей не будет ворчать, что он работает плохо. Бывшие хлеборобы не обязаны понимать и знать, что Дугаев новичок, что сразу после школы он стал учиться в университете, а университетскую скамью променял на этот забой. Каждый за себя. Они не обязаны, не должны понимать, что он истощен и голоден уже давно, что он не умеет красть: уменье красть – это главная северная добродетель во всех ее видах, начиная от хлеба товарища и кончая выпиской тысячных премий начальству за несуществующие, небывшие достижения. Никому нет дела до того, что Дугаев не может выдержать шестнадцатичасового рабочего дня.

Дугаев возил, кайлил, сыпал, опять возил и опять кайлил и сыпал.

После обеденного перерыва пришел смотритель, поглядел на сделанное Дугаевым и молча ушел... Дугаев опять кайлил и сыпал. До кварцевой метки было еще очень далеко.

Вечером смотритель снова явился и размотал рулетку. – Он смерил то, что сделал Дугаев.

– Двадцать пять процентов, – сказал он и посмотрел на Дугаева. – Двадцать пять процентов. Ты слышишь?

– Слышу, – сказал Дугаев. Его удивила эта цифра. Работа была так тяжела, так мало камня подцеплялось лопатой, так тяжело было кайлить. Цифра – двадцать пять процентов нормы – показалась Дугаеву очень большой. Ныли икры, от упора на тачку нестерпимо болели руки, плечи, голова. Чувство голода давно покинуло его.

Дугаев ел потому, что видел, как едят другие, что-то подсказывало ему: надо есть. Но он не хотел есть.

– Ну, что ж, – сказал смотритель, уходя. – Желаю здравствовать.

Вечером Дугаева вызвали к следователю. Он ответил на четыре вопроса: имя, фамилия, статья, срок. Четыре вопроса, которые по тридцать раз в день задают арестанту. Потом Дугаев пошел спать. На следующий день он опять работал с бригадой, с Барановым, а в ночь на послезавтра его повели солдаты за конбазу, и повели по лесной тропке к месту, где, почти перегораживая небольшое ущелье, стоял высокий забор с колючей проволокой, натянутой поверху, и откуда по ночам доносилось отдаленное стрекотание тракторов. И, поняв, в чем дело, Дугаев пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день.

Урок литературы в 11 классе

«Лингвостилистический анализ рассказов В.Шаламова «Ягоды», «Одиночный замер»»

Цели урока:

1. Образовательные:

*совершенствование навыка лингвостилистического анализа текста;

*формирование умения анализировать текст художественного стиля;

*активизация познавательно-исследовательской деятельности учащихся .

2. Развивающие:

*дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;

*развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;

*совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;

*развитие социальной компетентности учащихся .

3.Воспитательные:

*способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Технология: технология критического мышления; технология проблемного обучения, мастерская ценностных ориентаций.

Задачи:

*выявить главную идею рассказов В.Шаламова «Ягоды»

*повести лингвостилистический анализ рассказов «Одиночный замер»

*проанализировать языковые (выразительные) средства.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Методы: проблемно-поисковый, проблемный

Вид урока: семинар-практикум

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

На доске:

Все, что было дорогим,- растоптано в прах; цивилизация и культура слетают с человека в самый короткий срок, исчисляемый неделями.

Печи Освенцима и позор Колымы доказали, что искусство и литература - нуль...

В.Шаламов

На приставной доске: (понятия записываются в ходе урока)

Тоталитаризм

Подавление

Уничтожение личность

Песчинка

Государственная машина

Лагерь

Модель общества

В конце урока с этими словами составить предложения – выводы.

На левом крыле:

Рассказ

Композиция

Средства художественной выразительности

Ход урока:

1. Слова учителя

Дома вы познакомились с рассказами В.Шаламова. Читали ли вы ранее произведения этого автора?

Сегодня мы откроем для себя мир шаламовской прозы, мир жестокий и беспощадный и до предела правдивый. Чтобы понять мотивы написания таких произведений, необходимо познакомиться с краткой биографией автора.

2. Презентация , подготовленная учеником – биография В.Шаламова

3. Беседа

Что потрясает в биографии писателя?

Он сидел в лагерях на Колыме 20 лет, был политзаключенным. Следовательно, все, о чем он писал, было пережито и прочувствовано самим автором. «Колымские рассказы» - личный опыт.

Что мы знаем о тех временах, лагерях?

4.Сообщение ученика о системе наказаний в лагерях.

Итак, какие рассказы вы прочитали.

-«Одиночный замер», «Ягоды».

Какая тема объединяет эти рассказы?

Главная тема - существование человека в лагере.

Где происходит действие?

На севере. Колыма, самые суровые лагеря.

Кто в центре повествования?

Зеки (блатные, политзаключенные), надсмотрщики.

Какой интонацией проникнуто повествование?

Интонация бесстрастная, обыденная, без эмоций. Такая интонация придает рассказам ноту обреченности.

Как правило, в любом прозаическом художественном произведении есть все типы речи: повествование, описание, рассуждение. Что есть в рассказах В.Шаламова? Докажите.

Есть повествование и описание.

Почему в рассказах В.Шаламова отсутствует рассуждение?

Зек не может рассуждать. Он винтик, «никто», «лагерная пыль».

В каких эпизодах встречается описание?

Эти эпизоды связаны с описанием еды. Это сильная эмоция в условиях постоянного голода. Прослеживается явная параллель: еда = жизнь, человек = животное.

Есть ли повествование?

Да, это основа рассказов. Жизнь зека состоит из череды действий, направленных на сохранение и поддержание собственной жизни: изнуряющей, бессмысленной работы, борьбы с постоянным голодом и холодом, действий по добыванию еды.

Какова проблематика рассказов?

1.Проблема противостояния человека и тоталитарной машины государства. 2. Проблема изменения (деформации) ценностных ориентиров человека в лагере.

3. Проблема цены человеческой жизни.

5.Анализ рассказа «Одиночный замер»

Жанр заявлен В Шаламовым в названии сборника - ”Колымские рассказы”

Что такое рассказ? Обратимся к словарю.

Рассказ - малый эпический жанр, прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.

Какова классическая композиция рассказа?

Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Соответствуют ли рассказы В. Шаламова классической форме?

Нет. Вступление отсутствует, кульминация смещена к концу произведения.

Это намеренное отступление от литературных канонов. Шаламов был убежден, что литература умерла (та, которая “учит” - литература Достоевского, Толстого).

Повествование о последнем дне героя рассказа обыденно, без эмоций. Смерть Дугаева - это статистика.

Почему в рассказе нет вступления и заключения?

В. Шаламову необходимо показать суть, не отягощая её предысторией героя. В условиях лагеря совершенно неважно, кем был человек раньше. Шаламов пишет о человеке, который стоит у черты, разделяющей жизнь и смерть.

Окружающие безразличны к судьбе товарища. (Зачитать 1 абзац рассказа, проанализировать поведение напарника и бригадира)

Что чувствует Дугаев в лагере?

Основное чувство - голод. Именно он определяет ход мыслей героя (зачитать отрывок). Второе – безразличие (зачитать отрывок).

В лагере человек тупеет, превращается в животное. Дугаев не умеет красть (а это в лагере “главная северная добродетель”), поэтому быстро слабеет. Он старается выполнить норму (“Никто из товарищей не будет ворчать, что он не выполнить норму”). Когда Дугаев узнает, что выполнил только 25%, он удивляется, потому что “работа была так тяжела”. Он так устал, что даже “чувство голода давно покинуло его”.

Найдите кульминацию рассказа и его развязку.

Кульминация и развязка совмещены в последнем абзаце (зачитать). Когда Дугаев понял, зачем его ведут к высокому забору с колючей проволокой, он “пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день”.

6.Анализ рассказа “Ягоды”

Что объединяет рассказы “Одиночный размер” и “Ягоды”?

В рассказе “Ягоды” Шаламов рисует лагерные будни, как и в “Одиночном замере”. Герой, от лица которого ведется повествование, как и Дугаев, цепляется за жизнь, хотя понимает, что его жизнь и жизнь товарищей ничего не стоит.

1.В лагере каждый сам за себя.

2.Голод - мучительное острое ощущение, толкающие человека на риск и необдуманные поступки.

3.Все нравственные качества человека уступили место физиологическим потребностям - есть, спать, быть в тепле.

Зачем Рыбаков, товарищ рассказчика, набирал ягоды в баночку?

Если Рыбаков наберет полную банку, ему повар отряда охраны даст хлеба. Предприятие Рыбакова сразу становилась важным делом” Добыть еду - самое важное дело в лагере.

Почему Рыбаков не просил о помощи в сборе ягод?

Ему пришлось бы делиться хлебом, а “лагерная этика” не предполагает таких человеческих поступков. Следовательно, еще раз подтверждается мысль Шаламова, что в лагере каждый сам за себя.

Какой эпизод интонационно и содержательно выделяется из общего повествования?

Эпизод описания ягод. Это настоящая поэзия. Рассказчик с интонацией гурмана и знатока рисует ягоды. Ничто в жизни зека не вызывает столь сильных эмоций. Только еда.

Проанализируйте эпизод, повествующий о смерти Рыбакова.

Рыбакова застрелил конвоир Серошапка за то, что зек нарушил границы обозначенной зоны. Серошапка сделал это буднично, без сожаления. Конвоир знал, что Рыбаков не убежит, но убил зека с первого выстрела.Автор акцентирует внимание читателя на том, что Рыбаков убит первым выстрелом, который должен быть предупредительным. Второй был произведен формально – положено сделать два выстрела. Ни конвоир Серошапка, ни зеки не думали о соблюдении законности, потому что лагерь – территория беззакония, а «цена лагерной пыли – нуль»

Смерть товарища – заурядное событие. Нет ощущения потери, беды. Человек – ничто. Баночка с ягодами – ценность, так как ее можно выменять на хлеб.

Еще раз прочитайте слова В.Шаламова о цивилизации и культуре. Стало ли понятно после знакомства с рассказами, почему автор придерживается такой точки зрения? В ответе используйте опорные слова, записанные на доске в течение урока.

В.Шаламов так считает, потому что лагерь доказал, что физические и духовные силы человека в столкновении с машиной тоталитарного государства ограниченны. Силы зла ломают и разрушают личность, потому что возможности человека конечны, а зло может быть беспредельным.Художник не побоялся показать страшное в человеке. Показав «расчеловечивание» мира, Шаламов оказался пророком: жестокость нарастает повсюду, при этом никогда не эстетизировал бесчеловечность. Он стремился, чтобы читатель увидел и оценил, что это такое в реальной жизни. Все дозволено - страшная реальность истории человечества, которой необходимо противостоять - к такому убеждению приводит читателя автор «Колымских рассказов»

Домашнее задание: отзыв на рассказ В.Шаламова «Сгущенное молоко»