Опыт работы психолога в сенсорной комнате с детьми с овз. Ранний возраст. Программа работы в сенсорной комнате Программа работы в темной сенсорной комнате

Сенсорная комната - это помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Посещение сенсорной комнаты для детей подобно погружению в сказку, у детей появляется радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  1. стимулирует все сенсорные процессы;
  2. создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  3. возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  4. корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  5. развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

  • самостоятельную реабилитационную процедуру;
  • способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям;
  • средство оптимизации реабилитационного процесса.

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Поэтому с помощью сенсорной комнаты возможно решение целого комплекса задач:

  1. решение проблем адаптации ребенка к условиям ДОУ, школы, санатория;
  2. создание положительного эмоционального фона, который помогает проводить более успешную реабилитацию после перенесенных психологических травм, заболеваний;
  3. диагностика различных нарушений;
  4. коррекция нарушений в познавательной сфере (повышение интереса к исследовательской деятельности, улучшение внимания, сенсорная активация);
  5. коррекция эмоционально-волевой сферы (гипертрофированные страхи, агрессия, тревожность, депрессивные настроения, раздражительность);
  6. релаксация, снятие мышечного и психического напряжения;
  7. коррекция поведенческих нарушений (трудности общения, повышенная агрессивность);
  8. развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений, сенсорной недостаточности;
  9. интеллектуальное развитие детей.

1. Столик для рисования песком "Мультиколор":

Столик предназначен для рисования детьми кварцевым песком. Возможен выбор цвета подсветки стола, а также четырех динамических режимов переключения цвета с помощью пульта управления.

2. LED- панель для рисования.

Стоит провести специальным маркером по поверхности доски и о чудо! Рисунок светится! Рисунок стирается обычным лоскутом материи.В наборе: флуоресцентные маркеры.


Наталья Долгополова
Ранний возраст. Программа работы в сенсорной комнате

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Танюша»

Адаптированная коррекционная программа сопровождения

детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС

Адаптированная методическая программа «Познаем окружающий мир» программа коррекции сенсорного развития детей раннего возраста разработана на основе Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР детского сада «Танюша» г. п. Федоровский, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013, № 30384)

Разработчик :

Долгополова Н. А. – педагог-психолог (высшая категория)

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…. 2

1.2. Структура программы… .

1.3. Специфика занятий….

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 1,5 – 3 лет…6

1.5. Организация психопрофилактической работы адаптационного процесса…7

1.6. Цель, задачи программы… .7

1.7. Принципы коррекционной деятельности по реализации программы… . 8

2.3. Психодиагностика….10

2.5. Комплекс игровых упражнений в светлой и полутемной сенсорной комнате… .12

3. Организационный раздел

программы… .16

3.2. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы… . 16

3.3. Система достижения детьми планируемых результатов освоения

общеобразовательной программы …17

3.4. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 17

3.5. Методическое обеспечение….18

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Авторская методическая программа «Познаем окружающий мир» – это программа коррекции сенсорного развития детей раннего возраста . Работа с детьми по данной методике направлена на решение проблем обучения и воспитания детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача – воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни. Программа реализуется на основе использования интерактивных аудиовизуальных средств.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно - развивающей работы в группах раннего возраста на основе полного взаимодействия и преемственности всех педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников.

Программа «Познаем окружающий мир» разработана в соответствии :

С Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

С СанПин 2.4.1.3049-13;

С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

С Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

С учетом примерной образовательной программы дошкольного образования : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Специальной программы «Сенсорное развитие дошкольников» . Авторы : Новосельцева Т. Ф., Дубовицкая Л. А., Голоднева Н. Н. - Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2010. – 94с.

В последние десятилетия увеличивается количество детей от 1 года до 3 лет, имеющих различные отклонения в развитии, в том числе психомоторного. Об этом свидетельствуют данные психолого-медико-педагогического обследования детей раннего возраста , которые проводятся ежегодно в нашем детском саду.

Идея ранней помощи ребенку с проблемами в развитии очень проста : помощь наиболее эффективна, если она начата как можно раньше. Современные научные исследования психологов, педагогов выявили критическое значение в развитии ребенка первых 2-3 лет жизни, роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и его развитии. Определилось особое направление в психологии – раннее воздействие на психическое развитие ребенка. Ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяют не только скорректировать имеющиеся отклонения в психическом развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

1.2. Структура программы

Программа раннего возраста «Познаем окружающий мир» состоит из 12 занятий, каждое из которых повторяется трижды. Каждое занятие имеет общие задачи, меняются только атрибуты и игровой материал занятия. Таким образом, полный объем программы составляет 36 занятий.

1.3. Специфика занятий

Данные занятия предназначены для детей раннего возраста , посещающих интегративную коррекционно-диагностическую группу, имеющих задержку психомоторного развития.

Программа коррекции психического развития детей раннего возраста «Познаем окружающий мир» содержит развивающую коррекционную работу по следующим областям :

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В зависимости от усвоения ребенком одного или нескольких разделов приоритеты отдаются неусвоенным или слабо усвоенным. Занятия проводятся в повторяющемся режиме. Все занятия носят игровой характер. Играя, ребенок познает свойства предметов, у него развиваются внимание, память, речевая активность, способность к общению, эмоциональная сфера.

Построение цикла занятий ведется с учетом результатов обследования уровня общего, психического, а также речевого, физического развития детей раннего возраста . Занятия проводятся в сенсорной комнате .

Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми раннего возраста в кабинете педагога-психолога имеется :

Музыкальный центр и набор аудиокассет;

Настенное зеркало;

Музыкально-цветовая картина;

Мягкие игрушки;

Специальный игровой материал;

Дидактические игры;

Бумага, карандаши, фломастеры, краски;

Цветные нитки, шнурки;

Столик для игр с песком и водой.

Все занятия данной программы имеют следующую структуру :

Ритуал начала занятия;

Игровые задания на развитие сенсорных функций , мелкой моторики, пальчиковые игры;

Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

Ритуал окончания занятия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 12-15 мин каждое.

Используются следующие виды занятий :

Индивидуальные;

Занятия детей в парах;

Подгрупповые.

Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.

1.6. Цель, задачи программы

Цель программы – коррекция сенсорных способностей , развитие восприятия и предметной деятельности детей раннего возраста .

Задачи :

Создавать положительный, эмоциональный настрой;

Формировать представление о себе, социальном окружении, предметном мире, окружающей

действительности;

Снижать импульсивность, тревожность, агрессивность;

Формировать невербальные и вербальные формы общения, средства и способы усвоения

социального мира;

Формировать социальные навыки и адекватное поведение в ближайшем окружении;

Развивать самостоятельность и познавательную активность;

Создать условия для адаптации детей в коллективе сверстников и взрослых с целью дальнейшей

интеграции в общество;

Создавать условия для стимуляции социальной активности семьи;

Основная задача коррекционного сопровождения детей раннего возраста в нашем детском саду заключается в работе «команды» педагогов, педагога - психолога в тесной связи с родителями по созданию социально – психологических условий для успешного развития каждого ребенка, не зависимо от уровня его способностей. Задачи изучения ребенка и оказания ему психолого-педагогической помощи переплетаются с отслеживанием результатов образовательной деятельности и оценки степени ее эффективности.

2.2. Психодиагностика

Цель : информация по уровню психофизического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса

Методики для проверки уровня нервно-психического развития детей предлагаются авторами : Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Н. А. Рычкова, Келлер И. Сами критерии развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) разработаны сотрудниками Центрального института усовершенствования (ЦОЛИУВ г. Москва) в 1984 г., Печора К. Л., Голубева Л. Г.

Согласно проведенным скрининговым исследованиям в детском саду на начало 2014 учебного года имеет место проявляющееся в разной степени недоразвитие у 70 % детей раннего возраста . Опираясь на концепцию модернизации образования, наши исследования показали увеличение числа детей с низкими показателями в развитии по результатам психолого - педагогического обследования : в сравнении - психофизическое развитие – 2013г. - 41,5 %;

Развитие психомоторики – 6 %;

Речевые проблемы - 39 %;

Развитие сенсорики – 49 % ;

Развитие памяти и внимания - 15,5 %;

Имеются проблемы в профессиональной компетентности педагогов д/с - недостаточные представления об особенностях психофизического развития детей раннего возраста , методиках и технологии организации воспитательно - образовательного процесса для таких детей.

Таким образом, мы фиксируем постоянно увеличивающееся количество детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии. Скрининговое исследование показало необходимость создания программы коррекционных занятий в светлой и полутемной сенсорной комнате , позволяющей проделать путь – от исправления дефектов, лежащих на пороге нормального развития, к созданию благоприятных условий полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.

Это нам позволяет :

o более точно конкретизировать цель психопрофилактической программы ;

o индивидуализировать методические приемы реализации программы ;

o выявить динамику психических функций ребенка в процессе психопрофилактической, коррекционной работы , оценить ее эффективность;

Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий : по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Длительность занятий 12 - 15 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений). Показывая детям оборудование, взрослый подводит детей к каждому из них и предлагает его опробовать. Главное, создать атмосферу доверия и ощущения безопасности в сенсорной комнате . Во время занятия звучит музыка, создающая расслабляющую атмосферу.

Комплекс игровых упражнений в светлой и полутемной сенсорной комнате

Занятие № 3

Цели : регуляция эмоционального состояния детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, обогащение сенсорного опыта , развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности, кинестетического анализатора, крупной моторики.

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие» : Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите : «Здравствуйте!» . Игра «Кто за кем?» .

Игра «Катаем шарики»

Цель : развитие внимания при наблюдении за движущимся предметом, зрительно-моторной координации,

Материалы : «прогон для шаров » , шары разной величины и цвета.

Ход упражнения : скат для шариков предназначен для перехода от действия к деятельности, установления причинно-следственных связей. Пускаем шар по ложбинке с установкой – следить глазами за движением шарика – 3 раза. Затем показываем детям, как можно схватить движущийся шар, и даем каждому ребенку несколько попыток схватить движущийся шар.

Допускается усложнение : использовании большего количества шаров или шаров разного веса и размера

Упражнение «Театр»

Цели : развитие отраженного восприятия, обогащение словарного запаса, сенсорного опыта .

Материалы : зеркало, настольный театр «Курочка Ряба»

Ход театрализации: «Курочка Ряба»

Жили-были дед - обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду

и баба - изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка.

И была у них курочка Ряба - для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка» ,

Снесла курочка яичко - округлите пальцы и соедините их кончики.

Да не простое, а золотое, Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку» ) - не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку» ) - не разбила.

Мышка бежала - (для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка» ,

Хвостиком махнула - (помашите указательным пальцем) - яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени) .

Дед плачет - закройте лицо руками.

Баба плачет - закройте лицо руками.

А курочка кудахчет : «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) - другое, не золотое, а простое.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Отдых на море»

Взрослый : «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны докатываются до ваших ног. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии».

Упражнение выполнять под спокойную, расслабляющую музыку

Ритуал окончания занятия. Игра «Кто за кем?» . Прощание с «веселками» .

Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними : «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

III Организационный раздел

3.1. Критерии оценки эффективности программы

Результатом проделанной работы является достижение детьми уровня психического развития, позволяющего нормальное обучение в школе, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, дружить, решать конфликтные ситуации с детьми и взрослыми.

Количественные показатели в работе с детьми :

Развить коммуникативную, познавательную сферу до 75 %

Коррекция речевых нарушений до 60 %

Реализовать личностный потенциал каждого дошкольника до 60 %

Охватить индивидуальной коррекционно-обучающей работой воспитанников ОВЗ-100%.

Ожидаемые результаты для педагогов :

Приобрести опыт работы с детьми , имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья до 75 %.

Уметь разрабатывать индивидуальные программы до 100 % ;

Работать с новым содержанием дошкольного образования до 100 %;

Повысить мотивации к исследованию до 70 %;

Ожидаемые результаты для родителей :

приобретать родительский опыт в воспитании ребенка с ограниченными возможностями и адекватно воспринимать его возможности и способности до 70 %;

реализовать единый индивидуальный подход к ребенку с целью максимальной коррекции отставания в обучении, для перехода на следующую ступень развития - 100 %.

Перспектива :

Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов. Применение в дальнейшем педагогами групп, рекомендуемых игр и упражнений.

Развитие детей дошкольного возраста

1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. Забрамной С. Д. Левченко И. Ю., М„ 2003. 05 – 157с.

2. Колос Г. Г, «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» .- М, АРКТИ, 2008 г. 03 – 79с.

3. Озерецкий Н. О., "Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста " Санкт-Петербург - 1999г.

4. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей» 1998 г. стр. 79

5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

коррекционно-развивающих

Е.Н.Мусина,

преподаватель педагогики,

В.А.Гареева,

преподаватель психологии


Пояснительная записка 5

Программа тренингов по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста 9

Программа занятий по коррекции гиперактивности у детей 5-6 лет 25

Литература 62

Программа занятий по коррекции тревожного поведения

Программа занятий на предупреждение психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста 71

Программа занятий игрового тренинга на повышение уверенности в себе, корректировке страхов, снятию телесного напряжения и тревожности у детей старшего дошкольного возраста 85

Программа занятий на психокоррекцию групповых отношений

для детей дошкольного возраста 100

Комплекс занятий на коррекцию агрессивного поведения

Программа занятий на коррекцию агрессивного поведения детей

Программа занятий на коррекцию тревожности у детей 6-7 лет 162

Программа развивающих занятий на формирование навыков общения для детей старшего дошкольного возраста 189

Программа занятий на коррекцию особенностей поведения

гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 208

Коррекционная программа на сближение и объединение детей дошкольного возраста 226



Комплекс тренинго-коррекционных занятий по развитию коммуникативных способностей у детей 5-6 лет 239

Программа психокоррекции эмоциональной сферы личности старшего дошкольника 250

Программа по коррекции страхов у детей 5-6 и 6-7 лет 263

Программа «Это-я» на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 285

Игровой тренинг на коррекцию застенчивости,замкнутости,

нерешительности у детей дошкольного возраста 295

Коррекционно-развивающая программа эмоционально-личностной сферы старшего дошкольника 310

Коррекционная программа развития детей с заниженной

Обучение детей дошкольного возраста элементами техники выразительных движений 372

Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения детей дошкольного возраста 400

Программа самочувствие на снижение уровня тревожности 410

Программа тренинга на обогащение эмоциональной сферы

дошкольника 5-6 лет 421

Психолого-педагогическое просвещение для

родителей и воспитателей 438

Программа занятий на обогащение эмоциональной сферы дошкольника 5-6 лет 441

Литература 455

Программа занятий на развитие двигательной активности

Программа занятий на коррекцию тревожности у детей 5-6 лет методом игровой терапии 467

Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения 483

Пояснительная записка

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Возрастные особенности детей - дошкольников, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого, подражательности, восприимчивости, создают опасность закрепления и интеграции негативных проявлений, обусловливают задержки и негармоничность развития, неуспешность и непродуктивность деятельности, нарушения в процессах самоопределения, реализации личностного потенциала, психологическую уязвимость ребенка.

Однако в силу тех же особенностей дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воздействие адекватны возможностям и особенностям ребенка.

Следовательно, возрастные особенности детей-дошкольников могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии ребенка в зависимости от условий его жизни и воспитания.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами, социально-педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии предполагает организацию специальных коррекционно-развивающих программ как комплексного, так и специального характера.

По мере развития личности у ребенка, как и у взрослого, повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевной и физической жизни. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его массой запретов. Тем самым они убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности.

Другой путь содействия росту произвольности психической саморегуляции основан на гимнастике психики ребенка.

Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на психологическую помощь детям-дошкольникам, а именно коррекцию страхов и тревожности, преодолению неуверенности в себе, гиперактивности, коррекции нарушений самосознания, самооценки, общения.

Цель программы: психологическое сопровождение естественного развития ребенка, создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, перестройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции общего хода развития и воссоздания полноценных обновленных контактов ребенка с миром.

Задачи:

– актуализация у ребенка новых форм переживаний;

– укрепление доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром;

– познание окружающего мира;

– расширение внутреннего опыта за счет выражения, переживания и осознания бессознательных мотивов и др.

– Обогащение приемов общения;

– формирование адекватного отношения к самому себе и другим;

– развитие самосознания, повышение уверенности в себе.

Кроме того, каждая программа по коррекции тех или иных нарушений имеет свои конкретные цели и задачи.

Программа основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии. Как самостоятельный метод она выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые тесно связаны между собой и реализуются как в спонтанной, так и направленной игре. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, детской тревожности, страха, неуверенности, нарушениях общения.

Цель занятий направлена на сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Занятия построены по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап решает не одну, а несколько самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

Большое внимание уделено предметно-развивающей среде, в которой предполагается проведение занятий, а именно созданию сенсорной комнаты. Сенсорная комната дает возможности получать различные стимулы – зрительные, слуховые, тактильные – и использовать эту стимуляцию длительное время. Различное сочетание всех этих стимулов может оказывать разное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка:

Тонизирующее,

Стимулирующее,

Укрепляющее,

Восстанавливающее,

Успокаивающее,

Расслабляющее.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной комплексной реабилитации доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Сенсорная комната в сочетании с работой психолога дает возможность:

Снять тревожные невротические переживания,

Избавиться от страхов,

Создать эмоционально спокойное состояние,

Активизировать пациентов,

Вызвать приятные и эстетические значимые переживания.

В зависимости от психоневрологического диагноза и поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

Самостоятельную реабилитационную процедуру;

Способ подготовки ребенка к другим медико-психологическим мероприятиям (предварительная релаксация);

Средство оптимизации, повышение мотивации комплексного реабилитационного процесса.

Психолог обязательно использует возможности сенсорной комнаты, органично вплетая их в групповые и индивидуальные занятия с детьми.

Коррекционно-развивающие занятия в нашем центре предполагается проводить как в индивидуальной, так и групповых формах. Групповые занятия проводятся по мере наполнения групп в количестве от 6-12 человек и проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия, их количество регулируется исходя из диагностики ребенка и желания родителей.

Программа тренингов по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Программа состоит из 13 занятий. Продолжительность 40–60 минут. Цикл рассчитан на 1,5 месяца. Количество участников 5-7 человек.

1) Выявление причины, характера и времени возникновения страха.

2) Раскрытие особенностей поведения ребёнка в конфликтной ситуации.

3) Актуализация и реконструкция страхов посредством ролевой трансформации.

4) Закрепление ребёнком новых моделей поведения в ситуациях, вызывающих страх.

Занятие 1

1. Приветствие: «Снежный ком». Один ребёнок называет своё имя, другой повторяет его имя и говорит своё, третий – называет их имена и добавляет своё и т.д. Последний участник перечисляет всех и заканчивает своим именем.

2. Рисование: Дети получают карандаши и чистый лист бумаги. Они должны нарисовать иллюстрации к «Книге страхов». Садятся за столы и придумывают свои картинки.

Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Затем пусть всем придумают, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал и стал менее страшным.

Цель: развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.

3. Тематические игры:

а) «Паровозик». Дети цепляются друг за друга, представляя собою вагончики, впереди – паровозик. Каждый должен почувствовать поддержку другого. Паровозик преодолевает в ходе игры различные препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, летает в космос.

Цель игры : Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы, чувства «МЫ», устранение страхов.

б) «Передача предметов». По кругу передаются воображаемые предметы. При этом развивается умение изображать, выразительные средства, наблюдательность.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение. Дети под спокойную музыку совершают произвольные танцевальные движения.

6. Домашнее задание: Детям предлагается тема: «Как я провёл день».

Занятие 2

1. Приветствие: Дети здороваются друг с другом за руку. Далее один ребёнок закрывает глаза и через рукопожатие определяет, чья это рука. Затем другой ребёнок и т.д.

2. Рисование: «Нарисуй свой страх». Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».

После того как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребёнок. Цель : снятие страхов. 3. Тематические игры:

а) «Передача чувств». Вместо изображаемых предметов передаются чувства. Воспитывается умение снимать барьеры.

Основная цель игры – достичь взаимопонимания.б) «Изображение животных». Изображается хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и, наоборот, трусливый медведь, и храбрый заяц.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Шалтай-балтай». Ведущий: «Шалтай–балтай сидел на стене, Шалтай–балтай свалился во сне».

Ребёнок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слове «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Цель: обучение приёмами саморасслабления детей.

6. Домашнее задание: Даётся тема, нарисовать своего любимого героя из любой сказки.

Занятие 3

1. Приветствие: Дети улыбаются, кивают друг другу головой и садятся на свои места.

Цель: Создание тёплой атмосферы.

2. Рисование: Дети рассаживаются за столами. Ведущий предполагает им нарисовать рисунок на тему: «Что страшного мне снится» или «Чего я боюсь днём». (Тема даёт возможность отобразить наиболее яркий страх).

3. Тематические игры:

а) «Игры с мячом»: футбол; регби; бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови»; подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.

б) «Забег в круг»: поочерёдное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение. Ребятам предлагается соревнование: кто сделает выше прыжок в воздухе. Каждому участнику даётся три попытки.

6. Домашнее задание: «Моё любимое время года».

Занятие 4

1. Приветствие: Детям даётся задание: жестами и мимикой поприветствовать друг друга.

Цель: Снятие телесных зажимов.

2. Рисование: «Рисунок по кругу» (не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка). Дети рассаживаются вокруг стола и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передовая его друг другу. В завершении групповое обсуждение результата рисования, обмен мнениями о замыслах рисования и о том, что получилось в результате.

3. Тематические игры:

а) «Борьба-соревнование»: метание мяча друг в друга. При этом нужно увернуться от него, защищаться рукой или картонным щитом.

б) «Лазанье наперегонки»: по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой психолога). Перепрыгивание верёвочки, небольшой ямы с песком.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: Дети берутся за руки и под спокойную музыку делают движения, которые показывает ведущий.

6. Домашнее задание: «Нарисовать свою семью».

Занятие 5

1. Приветствие: Детям предлагается изобразить приветствие движениями. Движения не должны повторяться.

Цель: Снятие телесных зажимов.

2. Рисование: «Чего я боюсь днём» (даёт возможность отобразить наиболее яркий страх; какой именно страх воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его).

3. Тематические игры:

а) «Пятнашки»: служит разминкой и содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Игра длится 5 минут. Психолог принимает участие в игре. Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре.

б) «Жмурки»: обстановка на игровой площадке та же. Дети стоят с условием не двигаться. Если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, похлопать в ладоши, покричать. Желательно угадать, кто попался. Победителем считается тот, кто больше нашёл участников игры. Эта игра способствует развитию выдержки и терпения.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение. Ребёнка просят свободно сесть на стул и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объявляет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребёнка, показывая, как это делается. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем сидящего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Цель: Обучение методам саморегуляции.

6. Домашнее задание: «Нарисуй, что тебе захочется».

Занятие 6

1. Приветствие: Предложить детям поздороваться с другими детьми. Как они хотят (кивком головы, улыбкой и т.д.).

Цель : Установление доброжелательной атмосферы в группе.

2. Рисование: «То, чего я уже не боюсь …».

Цель : Формирование активной позиции боящего.

3. Тематические игры:

а) «Быстрые ответы»: игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит психолог и держит в руках приз. В этом быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Ответивший на вопрос делает шаг вперёд, а те, кто не ответил, остаются на месте, но психолог облегчающими вопросами помогает им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы.

б) «Бег ассоциаций»: участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников в слух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает своё слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым, а свое собственное слово – уже четвёртое в этой цепочке – передаёт в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами. Фиксируется время.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: Дети встают в круг. Звучит весёлая музыка. Предлагается кому-нибудь начать танцевальные движения. Все остальные повторяют эти движения. Затем подобное повторяется по кругу (по «часовой стрелке», в течение 15-20 минут).

6. Домашнее задание: «Нарисовать свою комнату».

Занятие 7

1. Приветствие: Детям даётся задание поздороваться со всеми мимикой, изображая какое-нибудь животное.

Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на занятие.

2. Рисование: «Сны, которые я боюсь».

3. Тематические игры:

а) «Не может быть»: любой из участников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!».

б) «Антивремя»: каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Магазин», «Школа», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть её, описывая всё относящиеся к ней события «задом наперёд» - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

4. Просмотр диафильма – сказки.

5. Релаксационное упражнение: Детям предлагается представить себя «снежинками» и кружиться под музыку.

6. Домашнее задание: «Мой любимец (домашнее животное)».

Занятие 8

1. Приветствие: Детям даётся задание поздороваться друг с другом. Ребёнок поворачивается к тому, кто сидит справа от него, называет его по имени и говорит, что рад его видеть. Он (ребёнок, которого назвали только что) поворачивается к своему соседу справа, и делает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из них не поприветствует своего соседа.

Цель: создание положительно настроя.

2. Рисование: При детях ведущий рисует на ватмане лодку. Затем каждый ребёнок рисует себя в этой лодке.

Цель: снятие напряжения, внимание к партнёру.

3. Тематические игры:

а) «Кто первый»: дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает, что, как только он скажет определённое слово, все должны прыгать, как зайчики, и проскочить между стульями, чтобы, вернувшись, взять первым приз (конфету, картинку, значок). Пусковым словом может быть одно из названий животных, растений, цвета. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремиться быть первым. Это вызывает азарт, смех и веселье.

б) «Перевоплощения»: участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает указание от психолога превратиться в определённую вещь. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник даёт задание следующему по кругу.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: Исходное положение сидя. Руки и всё тело устремлены вперёд, пятку от пола не отрывать. Необходимо тянуться вперёд насколько можно. Затем лечь на спину и полностью расслабиться.

6. Домашнее задание: «Нарисуй танец, который больше всего тебе нравится».

Занятие 9

1. Приветствие: Дети, стоя в кругу и по часовой стрелке говорят друг другу комплементы.

Цель: Установление доброжелательной атмосферы в группе.

2. Рисование: «Я дома».

3. Тематические игры:

а) «Прятки» (проводится везде, где можно спрятаться; заранее разрабатывается маршрут).

б) «Кто громче»: дети должны кричать, соревнуясь в громкости. Когда выбирается самый громкий голос, все дети начинают кричать хором, пока не получится какая-то мелодия. Упражнение служит объединению группы.4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: Положение, сидя на стуле, глаза закрыты. Слушаем спокойную, тихую музыку, отдыхаем.

6. Домашнее задание: «Плохое и хорошее».

Занятие 10

1. Приветствие: Дети здороваются друг с другом, передовая по кругу свечку. При этом необходимо почувствовать тепло, которое от неё исходит. «Взять» себе немножко тепла, повернуться к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбаясь сказать, например: «Миша, я рад тебя видеть!». Цель: Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2. Рисование: «Семья».

3. Тематические игры:

а) «Турнир». Участники обговаривают правила игры-борьбы. Например, на одной ноге или не переступая линии, с оружием или без него. Назначается судья. В игре воспитывается произвольный контроль, корректируется эффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребёнок становится в разные позиции – соревнующегося, судьи, зрителя.

б) «Кораблик». Двое взрослых раскачивают за углы одеяло «гамак» - это кораблик. В нем лежит ребёнок. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребёнок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!». Игра повышает самооценку, используется метод внушения с целью создания уверенности в себе.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, вспоминая любимые движения.

6. Домашнее задание: «Свободная тема».

Занятие 11

1. Приветствие: «Назови своё имя». Дети садятся в круг. Ведущий даёт первому ребёнку цветок и называет своё имя. Затем этот ребенок передаёт цветок другому и тоже называет своё имя, после чего передаёт цветок третьему и т.д.

Цель: создание положительного настроя.

2. Рисование: «Что было бы со мной плохое (или хорошее)».

3. Тематические игры:

а) Упражнение 1: Посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своём лице.

Пиктограмма «страх».


Цель: Изучение выражения эмоционального состояния (страх) в мимике.

б) Упражнение 2: «История про девочку Галю». Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-Ш». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и сказала: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю. (В этой сценке 3 участника: Галю, гусь и бабушка. И дети начинают разыгрывать эту сценку.)

Цель: Научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Тень». Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются 2 ребёнка. Остальные – «зрители». Один ребёнок – «путник», другой – его «тень». «Путник» идёт через поле, а за ним на 2 – 3 шага сзади идёт его «Тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «Путника».

Желательно стимулировать «Путника» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге и т.д.

Цель: развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

6. Домашнее задание: «Добро и зло».

Задание 12

1. Приветствие: «Паровозик». Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет своё имя. После того как паровозик выберет одного из детей себе в замену, а сам станет вагончиком, и будет помогать новому паровозику, повторять его имя.

Цель: Настроить детей на работу в группе.

2. Рисование: Проективный рисунок «Нарисуй себя». Дети рассаживаются за столами. На каждом столе – краски, карандаши. Взрослый наблюдает за детьми, обеспечивая необходимый настрой, доброжелательно подбадривая. Затем рисунки развесить на стенке, посмотреть вместе с детьми.

Цель: формирование позитивной «Я» – концепции на основе выражения и осознания своих чувств, переживаний.

3. Тематические игры:

а) Упражнение 1: Показать ребятам карточки из игры «Азбука настроений». На них изображены попугай, рыба, кошка, мама, папа, мишка. Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и что надо сделать, чтобы его страх пропал.

Цель : Научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

б) Упражнение 2: «Сочинение историй». Из группы детей выбирается ребёнок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребёнка), другие дети – «зрители». Ребёнок рассказывает свою историю. Затем её продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и грамотные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребёнком. Затем предлагается продолжить историю ребёнка, потом – опять ведущий и т.д.

Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке 2-ой ребёнок называет своё предложение, продолжая ведущего, третье и т.п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.

Цель игры : Снятие страхов.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Свободный танец». Группа садиться в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть «хорошим танцором». Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте до тех пор, пока каждый желающий не использует возможности исполнить танец.

Необходимое условие: никого нельзя принуждать к участию.

Цель: Дать возможность каждому участнику проэксперементировать с танцевальными движениями перед другими.

6. Домашнее задание: «Нарисовать эмоциональное состояние (радость, грусть, удивление, страх)».

Занятие 13

1. Приветствие: Представьте себе, что вы разучились говорить, а можете только петь. Каждый из детей должен пропеть своё имя, а все остальные будут за ним повторять.

Цель : Создание позитивного настроения.

2. Рисование: «Подводный мир» (коллективное рисование).

Цель: единение группы.

3. Тематические игры:

а) «Страшные сказки»: гасится свет, и дети по очереди начинают рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок (а к этому занятию это уже достигается), дети воспроизводят свои реальные страхи, не испытывая их, без тревоги и напряжения.

б) «Хоровод»: дети встают в круг, берутся за руки, поют и ведут хоровод. Всё это совершается под музыкальное сопровождение. Затем хором говорят «до свидания».

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Мудрец». Представьте поляну, на ней большой дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос. «Выслушайте» ответ мудреца. Можно ограничится вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

Цель: Научить приёмам релаксации, снятие эмоционального напряжения.

6. Домашнее задание: Детям предлагается тема: «Как я провожу выходные».

1) Излишняя строгость родителей, как и вседозволенность, способствует появлению страхов у детей. Поэтому старайтесь выбрать «Золотую середину» воспитания ребёнка.

2) Не внушайте детям страхи своими угрозами вроде: «заберёт тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т.д.

3) Расширяйте круг общения вашего ребёнка со сверстниками.

5) Не угрожайте ребёнку лишением и недостаточной любви, усиливая этим страх и делая его всё более и более труднообратимым.

7) У вашего ребёнка могут быть тики. Нередко тики и гиперкинезы расцениваются взрослыми как гримасы, нарочное кривляние и баловство. Поэтому не пытайтесь беспрерывными замечаниями, запретами и наказаниями устранить их.

1) Не допускать развитие негативных тенденций общения в группе, поддерживать, защищать и воспитывать навыки адаптивного поведения у детей с неврозами – гуманная задача воспитателя.

2) Если в группе несколько расторможенных детей (дети с ММД, происхождение которой наиболее часто связано с алкоголизмом родителей), то нужно их по возможности развести по другим группам.

3) Воспитателю не нужно выделять в особенную группу или подгруппу детей с невропатией и неврозами, так и работать с ними отдельно, поскольку это вызывает предвзятое отношение у большинства сверстников.

4) Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления программы оказания помощи нервным детям.

5) Воспитатель не должен использовать полученную информацию в ущерб ребёнку, не должен ругать его перед всеми детьми, стыдить за проявление слабости, беспомощности и подчёркивать необходимость помощи.

6) Построить доверительную, психологическую ориентированную беседу (подразумевают у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями).

7) Следует уточнить не только источники положительных эмоций у детей, но и что мешает им нормально чувствовать себя, чем они недовольны, обеспокоены или обижены.

8) Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позиции в группе удается посредствам социометрии - опроса о предпочитаемом к отвергаемом выборе сверстников для совместной игры.

9) Следует проявить особую тактичность в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представление о них, интересуясь игрушками ребёнка, отношением взрослых к игре дома, прогулками на улице и т.д.

10) При групповой беседе не следует апеллировать конкретным проблемам отдельных детей, называть их фамилии, но необходимо отразить их так, чтобы родители сами узнали, о ком идёт речь.

Программа занятий по коррекции гиперактивности у детей 5-6 лет

Цель: развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.

Программа состоит из 16 занятий, каждое из которых рассчитано на 30 минут. При соблюдении режима проведения – две встречи в неделю (с интервалом в 3 дня). Цикл рассчитан на полтора месяца. Занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста (5-6). Число участников: 5-8 человек. Руководитель: воспитатель, психолог.

В состав группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети.

Занятия лучше проводить в музыкальном зале – там достаточно просторно, есть ковровое покрытие и мало отвлекающих моментов.

Структура занятий

Постоянные компоненты :

Приветствие.

Психогимнастика.

Игры на развитие внимания и контроля за импульсивностью.

Телесно-ориентированные упражнения.

Игры на управление двигательной активностью.

Заключительный этап (анализ).

Переменные компоненты :

Упражнения для развития крупной и мелкой моторки, рисование, подвижные игры, релакционные упражнения.

Занятие 1

Задачи :

1. Установление отношений психолога с группой;

2. Развитие произвольности и самоконтроля;

3. Развитие внимания и воображения;

4. Развитие согласованности движений.

Материалы к занятию : мяч средних размеров

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. “Йоговская гимнастика для малышей ” (2-3 мин)

Елена Павленко
Программа «Волшебная сенсорная комната» для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Темная сенсорная комната – это волшебная сказка , в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате , воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

Предлагаемая программа содержит занятия , направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, носят игровой характер.

Цель программы : расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков , коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.

Задачи :

1. создать эмоционально- положительный настрой в группе;

2. снять эмоционально-мышечное напряжение;

3. воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

4. развивать наблюдательность и внимание;

5. развивать речь детей , обогащать пассивный и активный словарь;

6. развивать общую и мелкую моторику,

7. развивать игровые навыки, произвольность поведения,тактильную чувствительность и зрительную координацию.

8. осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Принципы построения программы :

1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма основывается на утверждении «не навреди» , т. е. любая коррекционно-развивающая работа должна способствовать развитию ребенка, а не тормозить его ход.

2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии, т. е. индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития . Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

3. Принцип развития психики, сознания в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является деятельность.

4. Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что коррекционная работа осуществляется последовательно через определенные промежутки времени. При этом корректируется и развивается вся личность в целом, а не отдельные ее стороны.

5. Принцип активности предполагает включенность ребенка в ситуацию группового взаимодействия : попытки детей овладеть своим поведением, объяснить собственную точку зрения и чувства и т. д.

6. Принцип доверия – создание атмосферы доброжелательности, поддержки;

наличие у ребенка положительной установки на коррекционную работу.

7. Принцип сотрудничества предполагает принятие взрослым роли «партнера» в процессе совместной деятельности.

Длительность занятий 15-25 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий : по собственному желанию и с учетом специфики работы в темной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей , стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.

Форма проведения занятий : игровые упражнения.

Структура группового занятия :

1. Ритуал приветсвия

2. Разминка

3. Основное содержания занятий

4. Рефлексия

5. Ритуал прощания

Разработанная мною программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим работу с детьми в сенсорной комнате .

Оборудование :

1. пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» .

2. детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;

3. сухой душ;

4. пуфики-кресло «Груша» ;

5. проектор;

6. зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;

7. сухой бассейн;

8. музыкальный центр и набор музыкальных дисков.

Оценка эффективности : эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой ребенка, наблюдением за его поведением в различных ситуациях, отслеживанием его учебной деятельности.

Предполагаемый результат : улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков , познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Данная программа является адаптированной программой нейропсихологического развития и коррекции детей 6–12 лет с синдромом гиперактивности и дефицита внимания А.Л. Сиротюк.

Воспитанники учреждений интернатного типа (УИТ) на разных этапах онтогенеза пережили множество психологических травм: утеряны родители, дом, семья, близкие, друзья. Многие из них имеют перинатальные травмы, затяжные формы заикания, тики, энурез и другие системные расстройства

Предлагаемая программа – дополнительное средство помощи детям в системе лечебно-реабилитационных мероприятий, которые проводят ОУ.

В основу замысла программы положена комплексная реабилитация детей, когда психологическая коррекция и нейропсихологическая реабилитация ребенка в сочетании с социотерапевтическим воздействием позволяет ребенку быстрее адаптироваться и реализовать свое естественное стремление к развитию и самосовершенствованию.

Цель программы – реабилитация и коррекция психоэмоциональной сферы детей с посттравматическими расстройствами; компенсация нарушенных функций; профилактика формирования вторичных невротических нарушений.

Задачи программы:

  • восстановить психоэмоциональный статус (статокинетический баланс психических процессов);
  • развивать умения выражать свои эмоции (психомоторное взаимодействие с внешним миром);
  • перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремение к диалогу);
  • стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов);
  • формировать навыки стрессоустойчивого поведения.

Организационно-методические аспекты:

  1. Презентация возможности проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате, оснащенной специальным оборудованием, изготовленным ООО ПКФ «Альма» (встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу).
  2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.
  3. Программа рассчитана на 7-11 занятий с периодичностью встреч один раз в неделю по 1-1,5 ч. Желательно участие воспитателя или психолога, который будет обеспечивать поддержку ребенку в период между занятиями, а также устранит психотравмирующие факторы. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции или проведение занятий индивидуально.

Количественный состав групп . Оптимальное количество участников 7 человек, включая взрослых.

Качественный состав группы . Дети и подростки, воспитывающиеся в УИТ. В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы.

Противопоказания : обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.

Принципы комплектования группы и организации работы:

  • добровольное участие;
  • недирективность позиции взрослого;
  • учет психофизических особенностей детей;
  • индивидуализация, то есть актуализация максимума различий между участниками группы (противодействие псевдосплоченности «Мы товарищи по несчастью»).

Ориентировочная структура занятия:

  1. Ритуал приветствия. Разминка. Состоит из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  2. Основная часть направлена на решение задач данной программы. В нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация.
  3. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия). Ритуал прощания.

Формы работы . При реализации программы используются когнитивно-поведенческие, игровые методы и арт-терапевтические техники психологической коррекции, большое внимание уделяется дыхательным упражнениям и обучению самомассажу, особенно на первом этапе занятий.

Требования к ведущему:

  1. Психологическая компетентность (наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы).
  2. Наличие знаний и опыта работы с детьми с неврозоподобным состоянием, постстрессовыми расстройствами, системными расстройствами.
  3. Открытость в выражении чувств.

Оборудование сенсорной комнаты:

  • Пуфики-кресла по количеству участников.
  • Мячи-гиганты, мячи-ежики.
  • Пузырьковая колонна.
  • Светящаяся сеть.
  • Ковер «Млечный путь».
  • Проектор светоэффектов «Солар».
  • Музыка для релаксации и визуализации.

Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры; бланки для диагностических процедур по числу участников.

Оценка эффективности работы . Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса реабилитации и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.

Предполагаемый результат : умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.

Пример проведения занятия

I. Приветствие, знакомство с правилами работы группы.

II. Основная часть занятия.

Коррекционные упражнения

Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц. И. п. – сидя в кресле. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх? низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И. п. – сидя в кресле. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Глазодвигательное упражнение. И. п. – сидя в кресле. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях. Причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать пузырьковую колонну. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за рыбками, затем за предметом, перемещаемым взрослым, потом учится передвигать его самостоятельно, удерживая сначала в правой, потом в левой руке, а затем в обеих руках вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И. п. – сидя в кресле.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обоими вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти (8-10 повторений). Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или «про себя».

Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. И. п. – сидя в кресле. Закрыть глаза и последовательно слушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Функциональное упражнение с правилами «зайчики Солар». Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети сидят в креслах, или лежат на полу. Инструктор произносит команды: «зайцы» (дети в это время должны подтянуть ноги к животу ноги), «убегают» (дети протягивают руки к бликам на потолке), «попрощаемся» (дети встают и машут руками), «снова прибежали» (дети хлопают в ладоши), «Солар» (дети берутся за руки и ходят в хороводе под бликами прибора «Солар»). Затем игра повторяется, но ведущим становится один из детей.

Функциональное упражнение «Море волнуется…». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура – замри!»

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

Релаксационные упражнения:

«Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть в кресло, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами: «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но пока не все умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая, замедляется движенье, исчезает напряженье… И становится понятно – расслабление приятно».

Психолог-инструктор включает ковер «Млечный путь» и проводит релаксацию. В конце дети делятся своими ощущениями и впечатлениями от занятия. Договариваются о новой встрече.

Музыкальная коллекция в комплекте с музыкальным центром «Альма» позволяет использовать разные сюжеты для релаксации.

Релаксация «Лучики». Цель: расслабление мышц ног. Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются; Как хорошо, приятно стало. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загораем!

Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены. Включаем релаксационную музыку «Солнечный полдень». Дети закрывают глаза, и психолог проводит релаксацию «Загораем»

Релаксация «Кораблик». Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем»

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

«Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко».

Психолог проводит релаксацию «В море». Используется релаксационная музыка «Шум океанского прибоя».

Такая восьмичастная структура повторяется на каждом занятии. Меняется и усложняется содержание упражнений. При этом используются разные возможности оборудования.

Дыхательное упражнение. Используется ковер «Млечный путь». И. п. - сидя в кресле. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая, когда на ковре загорается синяя звездочка, вдыхая, когда загорается красная звездочка.

Когнитивные упражнения:

«Визуализация цвета». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И. п. – сидя на полу. Дети смотрят на пузырьковую колонну с рыбками. Психолог-инструктор обращает внимание на смену цвета воды. Детям предлагается мысленно заполнить свое тело каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание детей на сохранении цвета ярким и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более четкими. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

«Визуализация трехмерного объекта». И. п. – сидя на полу, глаза закрыть. Детям предлагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) и изучать каждую часть объекта, представив ее мысленно. Затем необходимо также мысленно изменить размер, форму, цвет. Потом предлагается представить трехмерным ковер «Млечный путь» и отправиться в космическое путешествие на звезду своей мечты

Коммуникативное упражнение «Головомяч». Цель: развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять с помощью голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться по комнате, удерживая мяч головами.

III. Заключительный этап занятия. Ритуал прощания.

Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.