Презентация современный учитель какой он. ". Современный учитель. Каким ему быть

Общество должно спасти педагогов от запредельной нагрузки

Стремительно летит время в школе. Казалось бы, только вчера был праздник знаний, трогательные первоклашки с огромными букетами торжественно шли на свой первый урок, а сегодня я сижу на открытом уроке в первом классе. Урок - открытый для родителей. Расположившись на задних партах, они, включив свои смартфоны, наблюдают за тем, чему научились их дети за первые две недели в школе.

Пользоваться гаджетами во время урока им не воспрещается. Каждый имеет право запечатлеть своего ребенка, вступившего на дорогу знаний. Дорога эта, как известно, не имеет конца, ибо каждому из нас приходится учиться всю жизнь. Но первые шаги - это особая ступень, когда с самого начала закладываются основы не только знаний, как было еще в недавнем прошлом, но и способы их добычи и систематизации. Снятое на смартфоны разойдется по чатам среди родственников и друзей, за что родители первоклашек получат вожделенные лайки, останется в архивах семей, а спустя десятилетия будет продемонстрировано детям нынешних первоклашек в качестве назидательного родительского примера изначально серьезного отношения к учебе, буквально с первых шагов обучения. Все эти приятные возможности фиксации каждого мгновения жизни стали возможны благодаря миру высоких технологий.

Не скрою, не только и не столько для услады родительских чувств по всей школе проводятся открытые уроки. Их, родителей, так, как сегодня, не учили. На первых порах трудно понять, что это за урок. Знакомство с окружающим миром? Математика? Родная речь?

Звучит нежная музыка, на интерактивной доске падают листья, в небе устремляется на юг журавлиный клин... Ясное дело: знакомство с окружающим миром, говоря по-старому, природоведение. А вот и нет. От определения признаков золотой осени дети переходят к подсчету количества птиц в стае. Бродя по лесным дорожкам, оперируют понятиями прямая и ломаная линия, луч и отрезок. Еще в каждой группе идет работа с виртуальными термометрами, во время которой все до единого дети понимают, что одни и те же цифры, находясь выше или ниже нуля, фиксируют разную температуру воздуха.

Разделение класса на группы приучает детей к командной работе, наглядно демонстрируем им преимущества взаимодействия, а в итоге формирует те самые «мягкие навыки» слаженной коммуникации, которые столь ценятся сегодня в разработке и внедрении инновационных проектов.

Краем глаза наблюдаю за лицами бабушек и дедушек, которые, разумеется, не упустили возможность посмотреть в деле своих горячо любимых внуков. Недоумение постепенно сменяется восторгом. Ностальгические воспоминания о меле, тряпке и счетных палочках перестает тешить их сознание. Следовательно, меньше будет претензий к школе, которая учит «не тому и не так». Не так, как учили их в добрые старые советские времена.

Наблюдая за ходом урока, который филигранно проводит Ирина Викторовна Нурмухаметова, я думаю о том, как за последние годы невероятно усложнился труд учителя. Ему необходимо как рыба плавать в цифровой среде, адекватно используя ее достижения, а вместе с тем развивать у детей навыки живого общения, сотворчества, командного взаимодействия и других важных умений вне цифровой среды. Он головой отвечает за безопасное поведение в электронно-цифровом пространстве. Но это еще не все.

Реализация концепции инклюзивного образования привела к невероятному усложнению контингента учащихся массовых общеобразовательных школ. Сегодня повсеместно наблюдается ситуация, когда в одном и том же классе находятся сохранные дети, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями, имеющие специфические диагнозы, неизбежно влияющие на познавательную сферу. Им всем мы обязаны обеспечить равные возможности для получения полноценного образования. В ближайшем будущем таких детей меньше не станет.

По данным Роспотребнадзора и Минздрава, в России сегодня только 12% потенциально здоровых детей, примерно 250 тысяч детей, находящихся на длительном и тяжелом лечении в детских больницах и на дому, свыше 650 тысяч детей-инвалидов, из которых большинство имеют ментальные нарушения, еще больше имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья в различных нозологиях. Эта тенденция к изменению контингента зародилась не сегодня, но именно сегодня она стала актуальным проблемным полем работы педагога и явно обозначила дефициты педагогической профессии. Очевидно, что доминантный упор на предметные и профильные квалификации педагога не будут способствовать успешной реализации задач дошкольного и школьного образования.

Современному педагогу важно уметь сопровождать любого ребенка в процессе обучения, то есть владеть универсальными знаниями тьютора, ориентироваться в стратегиях коммуникаций с любым ребенком и его родителями (законными представителями), а также с коллегами, уметь гибко корректировать рабочие программы и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты на основе имеющихся и выявленных в ходе учебно-воспитательного процесса особых образовательных потребностей детей.

Для решения совокупности сложившихся задач педагогам приходится, не отрываясь от учительского стола, овладевать дополнительными компетенциями. Сегодня учитель уже не может быть только предметником: историком, физиком, химиком, - ему приходится овладевать специальными психолого-педагогическими компетенциями, требующими изучения основ дефектологии, психологии и других актуальных областей.

Серьезной проблемой является усложнения контингента учащихся в связи с миграцией населения. Для значительной части детей в школах России русский язык является неродным, и дома на нем не разговаривают. Сложившаяся ситуация требует от педагогов овладения новой компетенцией: обучение русскому языку как неродному.

Сознательно оставляю за скобками такой важнейший пласт работы педагога, как воспитание, которое не ограничивается рамками урока и требует отдельного времени, а также огромного напряжения душевных сил. Надеюсь, любому вменяемому взрослому очевидно, что в современных условиях решение воспитательных задач не менее, а может быть, даже более важно, чем решение задач обучающих. И здесь требования к учителю со стороны общества неимоверно возрастают. Родители справедливо требуют от школы в целом и педагогов в частности не формального соблюдения своих должностных обязанностей, а подлинного горения.

Продолжаю наблюдать за мастерской работой Ирины Викторовны. Она в том счастливом среднем возрасте, когда накопленный опыт и мастерство сочетаются с отменным здоровьем и нерастраченными жизненными силами. Это великий «возраст акме», когда человек достигает в своей профессии вершины достижений. Отсюда неподдельное горение, увлекающее детей и завораживающее «зрителей» открытого урока. И только нам, профессионалам, понятно, какая колоссальная подготовка предшествует такому уроку. Здесь на одном вдохновении далеко не уедешь.

Поэтому, отдавая должное мастерству учителя, я напряженно думаю: а надолго ли ее хватит? И захотят ли молодые студенты (некоторые из них в качестве практикантов присутствовали на уроке), понимая, какие океаны пота надо пролить, какие Гималаи свернуть, прежде чем научишься так работать, сменить нас на многотрудном педагогическом поприще?

Сегодня появились технократические оптимисты, утверждающие, что в скором будущем роль педагога будет сведена к минимуму. Достаточно будет нажать кнопку - и компьютер будет транслировать детям оптимальный сценарий урока. А искусственный интеллект обеспечит независимую объективную проверку знаний. Со всей ответственностью утверждаю: этого не будет НИКОГДА.

Ибо никакие достижения высоких технологий не заменят личного, глаза в глаза, контакта учителя с ребенком. Поэтому, если общество всерьез заинтересованно в повышении качества работы учителя, его стоит поберечь.

Объем и сложность задач, которые приходится решать современному педагогу на марше в сжатые сроки, неизбежно приводит к профессиональному выгоранию. По данным исследований известного социолога, академика Владимира Собкина, профессиональное выгорание среди педагогов в два раза выше, чем выгорание среди сотрудников МВД.

Помимо невероятного усложнения содержания работы раннее выгорание учителя имеет еще одну внешнюю причину. Майские указы Президента РФ, цель которых повышение материального благосостояния учителя, гласят, что зарплата педагога должна быть не ниже средней оплаты по региону. Зарплата, а не ставка! В мегаполисах, где школы фактически являются крупными комплексами с большим контингентом учащихся, и регионах-донорах сохраняется возможность избежать перегрузки учителя. Во всех остальных ситуация тревожная: там вынуждены увеличивать нагрузку учителя до тридцати часов в неделю и выше. К чему приводит такая недельная нагрузка учителя русского языка или математики (помимо прочего она предполагает проверку до десяти тысяч заданий и тестовых работ в месяц)? Правильно - к вынужденной халтуре. О качестве образования в такой ситуации следует забыть.

Приближается день учителя. Хочется надеяться, что наши законодатели, объективно проанализировав ситуацию, сделают подарок педагогам, обеспечив им необходимые условия для качественной работы.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно… Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя. Л. С. Выготский Роль учителя в современной школе

Главная цель Повышение качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Главная задача Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Каким должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Учитель, влюблённый в свой предмет. Учитель, уважающий личность учащегося. Учитель, способный воспринять точку зрения ученика. Учитель - психолог. Учитель, владеющий современными ИКТ. Учитель - соратник.

Профессиональные качества современного учителя Требования к учителю Качества учителя Модель учителя

Профессиональные качества современного учителя общепедагогическая психолого-педагогическая социально-педагогическая педагогическая эрудиция

Профессиональные качества современного учителя владение педагогической диагностикой

Профессиональные качества современного учителя владение педагогической технологией

Профессиональные качества современного учителя педагогические инновации

Педагогические инновации По видам деятельности: педагогические управленческие По характеру вносимых изменений: радикальные комбинаторные По источнику возникновения: внешние внутренние

Профессиональные качества современного учителя Научно – исследовательская работа (НИР) по педагогике

Какую роль играет школьный учитель на современном этапе развития образования?

Учитель От государства: Требования к уровню компетентности учителя (аттестация) От государства: Требования к модели выпускника (стандарты и т.д.) От администрации: Отчёты, справки От науки: Положения современной дидактики От ученика: Индивидуальный подход От родителей: Ожидания

Первая модель Вторая модель Третья модель

Современный учитель Каким ему быть?

Основные требования к педагогическим кадрам 1) Квалификация соответствующего уровня и профиля 2) Конкурентоспособность на рынке труда 3) Компетентность 4) Ответственность 5) Свободное владение своей профессией 6) Ориентирование в смежных областях деятельности 7) Владение современными педагогическими и информационными технологиями 8) Способность к постоянному профессиональному росту 9) Социальная и профессиональная мобильность

компетенция компетентность

1. Владение содержанием и методологией предмета 2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса 3. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса 4. Владение приёмами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями 5. Владение приёмами, социализирующими и развивающими ребёнка средствами учебного предмета 6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация) 7. Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент) 8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта Система профессиональных компетенций учителя

Анализ уровня компетенций учителя можно проводить 3 способами: 1) способом самооценки 2) способом экспертной оценки путём прямого наблюдения за работой учителей на уроках и целевого анализа этих уроков 3) тестированием уровня знаний и умений по некоторым компетенциям

Учитель ХХ Ι века

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель ХХ Ι века

Умеет находить общий язык со своими учениками

Должен идти в ногу со временем

Должен иметь хороший словарный запас, чувство юмора

Должен быть современным интеллигентным человеком

Не ждите вознаграждения за свою работу

Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите.

Сохраняйте в себе детскость

Примите всё то, что есть в ребёнке

Помогай и одобряй труд ребёнка

Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Учись сам.

Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг

Педагогика нежности – требование сурового времени

Современный учитель и качество образования Личностно – ориентированный подход на уроках

Основные средства субъективизации: 1) Систематическое использование опережающего отражения окружающей действительности почти на всех структурных этапах урока 2) Целенаправленное развитие логического мышления учащихся 3) Повышение речевой активности школьников

Что это даёт? Ученик предопределяет виды и содержание учебной деятельности Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством Широкое включение устной речи в учебную деятельность стимулирует внимание, память и мышление ученика

Для реализации личностно – ориентированного обучения в практике используют различные методы: исследовательский проблемный эвристический

Кто он – современный учитель? В российских школах 1 млн. 264 тыс. педагогов 1 млн. 99 тыс. (87%) - женщины Во Франции – 57 % В Японии – 32 %

Кто он – современный учитель? Средний возраст учителей – 43 года Столько же молодых (до 30 лет) 50,7% - люди от 31 до 46 лет Каждый десятый - пенсионер

Кто он – современный учитель? Около 40 % учителей не бывает: Почти 70 % не желают менять свою работу на другую

Кто он – современный учитель? У никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный, у меющий хорошо давать материал Ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора И скренний, и ндивидуальность Т актичный, т олерантный, т ерпеливый Е стественный, е диномышленник Л юбящий детей. л юбящий свою работу Очень мягкий, как мягкий знак и само слово! У Ч И Т Е Л Ь

Результаты анкетирования «Учитель глазами ученика»

Какими же должны быть мы – учителя современной школы?

Педагогическое кредо


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности личностного и профессионального развития учителя в современной школе

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации

Реформы должны идти снизу. Настоящая реформа рождается в душе учителя

1 сентября 2011 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца п ервыми "обновку" примерили ученики начальной школы с егодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек у российской школы женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч- пенсионного возраста учительская профессия остается мало популярной и практически непрестижной

КТО СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ В ШКОЛЕ: в большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради ж енщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей х ронически больные школой

Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один…

человек воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого педагог не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше - он может лишь до некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким это видится педагогу

Основная парадигма в работе учителя дать каждому ребёнку возможность проявить себя ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь

ВЫ- УЧИТЕЛЬ учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью учитель эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других учитель– это человек преданный своему делу и своим ученикам учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний учитель, когда надо, артист, художник, потребуется – писатель, певец учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни он не архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества Рузвельт

Давать знания не облагороженному человеку - то же самое, что давать саблю сумасшедшему Д.И. Менделеев

«Уважаемый учитель, я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные учёными-инженерами; детей, отравленных учёными-врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин и детей, расстрелянных и сожжённых выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу Вас: помогите своим ученикам стать человечными. Ваши усилия не должны привести к появлению учёных чудовищ, умелых психопатов. Чтение, письмо, арифметика важны, только если они служат человечности».

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: верить в ребёнка верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность верить и помнить- в классе нет лентяев и бестолковых учеников уважать ребенка и помнить- у каждого ребенка свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями

Спросил Молоток у Моря: «Отчего камни на твоём берегу такие гладкие? А я свои, сколько ни бью, - всё острые и колючие...» «А я их ласкаю!» - ответило Море Притча

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: верить в свою искру Божию принимать ребенка таким, каков он есть искать в ребенке задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты

Человек перестаёт чего-то хотеть, когда думает, что он не может ничего добиться и ни на что не способен. Только добро порождает добро

Давайте жить во всём Друг другу помогая, Тем более что жизнь Короткая такая…

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не силовой, а гуманной, творческой верить в себя, свои силы и творить И тогда вера учителя передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир.

Есть притча: «После сильного шторма на берегу океана сидел старец и размышлял о жизни. А вдоль побережья шла маленькая девочка с корзинкой в руках. Она собирала в неё морских звёзд, выброшенных на берег разбушевавшейся стихией. Набрав полную корзину, девочка заходила в воду как можно глубже и выбрасывала в неё морских звёзд. Затем девочка продолжала свой путь по берегу. Когда она поравнялась со старцем, он подошёл и сказал: «Всех не спасёшь. Для чего тогда?..» Девочка посмотрела на старца, подняла очередную звезду и сказала: «Всех не спасу, но эта будет жить...» Вошла в воду, бросила её на глубину и пошла дальше собирать морских звёзд в корзину».

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить Плутарх

Посмотрите на своих учеников! Это Дети Света! Звёздные дети! Так станьте же для них Звёздным Учителем! Дети Света нуждаются в Учителе Света. Ищите свет, и он к вам придёт. Ваша устремлённость - это шаг к свершению Ш.А. Амонашвили

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть, и вопрошал у каждого встречного: - Имеешь ли сердце? Люди недоумевали и спрашивали: - Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь ли сердце»? Он отвечал им: - Лишь бы люди не забыли о сердце, остальное приложится!

Без сердца что поймём? Как пожалеем, как полюбим, Как чуткими и добрыми мы будем? Как боль чужую разделить мы сможем, Как слабому в беде его поможем? Без сердца мы лишь куклы заводные, Бездушные, красивые, пустые. Я лучшей в жизни похвалой считаю, Когда сердечным человека называют…

Вспоминайте иногда замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

УЧИТЕЛЯ: люди уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал, честные, человечные, чуткие, с чувством юмора, искренние, индивидуальности, тактичные, толерантные, терпеливые, естественные, единомышленники, любящие детей, любящие свою работу

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. В.Гёте

В нашей жизни все неповторимо, Так ведется издавна, в веках, Только лишь одно бесспорно, зримо: Кто учил – живет в учениках…


Современный учитель. Каким ему быть?

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Сегодня, в год Учителя, уважаемые коллеги, давайте вместе с вами попробуем нарисовать наш с вами портрет.

1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.

В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч- пенсионного возраста.

Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной - у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя.

Кто они - современные учителя?

  • В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.
  • Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.
  • Хронически больные школой.
  • Знающие, что лучшее средство от старости - общение с детьми.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Школа - моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.

Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель:

  • это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец.

Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Мое педагогическое кредо.

Три моих « всегда» и три моих «никогда»

  • Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
  • Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
  • Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
  • Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
  • Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
  • Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

  1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
  2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе - как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
  3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
  4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
  5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога - работа на отдаленное будущее.
  6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
  7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
  8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
  9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
  10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку - сочиняй вместе с ними. И так во всем…
  11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
  12. Педагогика нежности - требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?

Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Поздравляю всех вас с Годом учителя и началом учебного года! Желаю всем коллегам побольше оптимизма, удачи, творческих поисков и находок, быть небезразличными к детям.

Свое выступление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил - живет в учениках».

Современный ученик – это восьмое чудо света, оснащенное мобильником, ноутбуком и получающее драйв от прослушивания рэпа, при этом ставящее опыты над своим дневником. Современный ученик – это восьмое чудо света, оснащенное мобильником, ноутбуком и получающее драйв от прослушивания рэпа, при этом ставящее опыты над своим дневником. Идеальный ученик – это девятое чудо света. В настоящее время ведётся всемирный розыск такого ученика под девизом «Вымирающий вид».


Современный учитель – это человек, который умудряется исправлять все опыты над дневником восьмого чуда света и в то же время успевает организовать всемирный розыск девятого чуда света. Современный учитель – это человек, который умудряется исправлять все опыты над дневником восьмого чуда света и в то же время успевает организовать всемирный розыск девятого чуда света.




Учителя нужны для того, чтобы... Традиционные ответы: «учить детей разным наукам, воспитывать их» - 55% Традиционные ответы: «учить детей разным наукам, воспитывать их» - 55% Позитивно ориентированные ответы («выводить в люди», «учить этикету», «чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности», «учить уму-разуму, жизни», «учить общению и хорошему поведению», «наставлять на правильный путь», «пополнять наш лексикон») -15% Позитивно ориентированные ответы («выводить в люди», «учить этикету», «чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности», «учить уму-разуму, жизни», «учить общению и хорошему поведению», «наставлять на правильный путь», «пополнять наш лексикон») -15% Негативно окрашенные ответы: «прикалываться над ними», «вбивать в головы знания и читать нотации», «жаловаться директору и родителям», «кто сказал, что они нужны?» -30 % Негативно окрашенные ответы: «прикалываться над ними», «вбивать в головы знания и читать нотации», «жаловаться директору и родителям», «кто сказал, что они нужны?» -30 %


В моём понимании идеальный учитель должен быть... - понимающим (75%); -уважающим своих учеников (53%); -внимательным, готовым оказать помощь(35%); -справедливым в требованиях (80%) – -интеллигентным, образованным» (45%); -умеющим доступно излагать материал (49%); -быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%); -быть авторитетом,примером (10%); -красивым, добрым (23%); -обладать чувством юмора (40%); -идеальных учителей нет (10%)


Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает... несправедливое оценивание учеников (80%) несправедливое оценивание учеников (80%) грубость учителей (38%), грубость учителей (38%), плохое настроение, срываемое на школьниках (10%), плохое настроение, срываемое на школьниках (10%), «выделение любимчиков» (15%), «выделение любимчиков» (15%), когда задерживают на перемене (23%), когда задерживают на перемене (23%), много задают на дом (37%); много задают на дом (37%); лезут в личную жизнь (30%); лезут в личную жизнь (30%); «навешивают» ярлыки на тех, кого не любят и делают «козлом отпущения», а любимчикам и подлизам всё сходит с рук» (20%); «навешивают» ярлыки на тех, кого не любят и делают «козлом отпущения», а любимчикам и подлизам всё сходит с рук» (20%); не верят, когда говоришь правду (15%), не верят, когда говоришь правду (15%), когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%). когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).








Учитель никогда не должен... «поднимать руку на учеников»; «поднимать руку на учеников»; «оскорблять их, особенно при всем классе»; «оскорблять их, особенно при всем классе»; «орать так, что стекла в классе звенят»; «орать так, что стекла в классе звенят»; «доводить ребенка до слез»; «доводить ребенка до слез»; «опаздывать на урок»; «опаздывать на урок»; «забывать давать на дом задание»; «забывать давать на дом задание»; «задерживать класс на перемену»; «задерживать класс на перемену»; «угрожать, показывать плохое настроение»; «угрожать, показывать плохое настроение»; «быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот уроды, навязались на мою голову»; «быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот уроды, навязались на мою голову»; «ставить в журнале двойку по предмету из-за поведения или за пропуски»; «ставить в журнале двойку по предмету из-за поведения или за пропуски»; «не оскорблять родителей учеников: «не оскорблять родителей учеников:


Далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их вдохновенный, творческий груд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним. Далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их вдохновенный, творческий груд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним.


Каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как: внимательность, эрудиция, доброта, тактичность, понимание, справедливость, искренность, любовь к детям. Каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как: внимательность, эрудиция, доброта, тактичность, понимание, справедливость, искренность, любовь к детям.


Имидж современного учителя учителяучащиесяродители Профессионализм Коммуникативность Тактичность Дисциплинированн ость Любовь к детям Активная гражданская позиция Креативность Уважение Объективногсть Терпение Знают свой предмет и умеют объяснить Тактичность Умение сдерживать свои эмоции Чувство юмора Любовь к ученикам Справедоивость Профессионализм Доброжелательност ь Объективность Тактичность Любовь к детям Справедливость












Внешние факторы в формировании образа педагога Государство: изменение законодательной базы, низкий уровень оценки труда, наступление на социальные гарантии. Государство: изменение законодательной базы, низкий уровень оценки труда, наступление на социальные гарантии. Партии: декларация поддержки в период выборов. Партии: декларация поддержки в период выборов. СМИ: формирование отрицательного образа учителя СМИ: формирование отрицательного образа учителя Родители: непонимание, нежелание знать проблемы школы и педагога. Родители: непонимание, нежелание знать проблемы школы и педагога.


Нарушение прав педагога и потребителя образовательных услуг. педагогпотребитель Судебные иски к учителю, неуважительное отношение, публичное оскорбление. Вынужденный сбор денежных средств на ремонт класса, учебники Обсуждение конфиденциальной информации с коллегами, друзьями. Недостаточная материальная база школ.


Школа будущего Школа – трансформер… (постоянные изменения в интерьере, дизайне, оборудовании…) Школа – трансформер… (постоянные изменения в интерьере, дизайне, оборудовании…) Школа радости… (скорость обучения зависит от способностей, модели обучения свободные, творческий подход ко всему и каждому…) Школа радости… (скорость обучения зависит от способностей, модели обучения свободные, творческий подход ко всему и каждому…) Школа – система проецирующих ценностей, идеалов… (учитель – консультант, наставник, находящийся в сотворчестве с учащимися), содружество: ученик-учитель Школа – система проецирующих ценностей, идеалов… (учитель – консультант, наставник, находящийся в сотворчестве с учащимися), содружество: ученик-учитель Школа развития и школа в развитии… Школа развития и школа в развитии…


ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога базируется на: Конституции страны Конституции страны Декларации прав человека Декларации прав человека Конвенции о правах ребенка. Конвенции о правах ребенка. Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.


Кредо современного учителя Я знаю, чему сегодня надо учить Я знаю, чему сегодня надо учить Я знаю то, чему надо учить. Я знаю то, чему надо учить. Я знаю, как научить Я знаю, как научить Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям. Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям. Я вижу, что люди благодарны за мою работу Я вижу, что люди благодарны за мою работу Я уверен в том, что мой труд полезен обществу Я уверен в том, что мой труд полезен обществу


Заповедь учителя Люби своих учеников, Согрей теплом их душу, От лжи и зла их защити, И в летний зной, и в стужу. Люби как собственных детей, И разницы не делай, Терпенья много наберись, Решенье принял, следуй! Зажги учения огонь, Прости им их ошибки, И будешь в памяти их жить, От сердца их улыбки. Не будь жестоким никогда, Нет сердца - ты калека, Учись, пока глядят глаза, Всегда будь человеком! М.Львовский


Одним из критериев «идеального учителя» школьники видят педагога, который умеет работать не только с гениями, но и с «не совсем гениями», а главное учитель должен учить детей с желанием. Одним из критериев «идеального учителя» школьники видят педагога, который умеет работать не только с гениями, но и с «не совсем гениями», а главное учитель должен учить детей с желанием. Один из учащихся написал: «Учителя нужны для того, чтобы остались светлые воспоминания о школе».