Психоанализ – что это такое, основные положения и методы. Психология или психоанализ? Современная теория психоанализа

Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1940). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии-в одно из важных направлений философии XX века. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).

Почему же возникает эта своеобразная цензура, запрещающая осознаваться определенным желаниям и переживаниям? Прежде всего в силу того, что они не соответствуют тем правилам, запретам, идеалам, которые вырабатываются у человека под влиянием взаимодействия с окружением - в первую очередь взаимоотношений с родителями в детстве. Эти желания, переживания как бы аморальны, но, по 3. Фрейду, они естественны для человека. Подавленные желания, конфликт влечения и запрета (внутренний конфликт) - причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний. Стремясь к реализации,\бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и пр. - все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован. Задача психоаналитика-помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (т. е. были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново-это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т. е. очищения и освобождения.

Что же это за переживания, какова их природа? 3. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений - стремления к любви и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой "либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью. В развитии ребенка эта энергия первоначально распределена в нем самом, он получает удовольствие от переживаний, связанных с ротовой полостью, например, от еды, от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей-по Фрейду, все это эротические переживания, а ротовая полость, позже-органы выделения выступают первоначально как основные эрогенные зоны. Но в жизни ребенка наступает важный этап - около 4 лет - когда его эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей, в основном-на родителя противоположного пола. Ребенок становится к нему очень привязан, стремится к общению, старается как бы «владеть» родителем, не деля его ни с кем. В этой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, «отбирающий» любимого; как следствие, ребенок бессознательно желает его «ухода», т. е. смерти (именно этот момент-по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка - явился наиболее шокирующим в классическом психоанализе). Но влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителя своего пола запретны; переживания, с этим связанные, вытесняются, они бессознательны. Ситуация мальчика описывается как Эдипов комплекс (по имени героя античной мифологии Эдипа, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на собственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве); переживания девочки определяются как комплекс Электры ^(Электра-дочь героя Троянской войны Агамемнона, по возвращении убитого своей женой и ее любовником; Электра мстит убийцам за смерть отца). Ребенок оказывается в ситуации внутреннего конфликта: он зависит от родителя своего пола и одновременно агрессивен по отношению к нему, боясь при этом наказания за запретные желания и поступки.

Сложившуюся картину Фрейд описывает следующим образом.

В начале жизни ребенком руководит особая психическая инстанция, называемая «Оно»-его желания и влечения; руководствуясь «Оно», ребенок действовал бы в соответствии с «принципом удовольствия», делая, что хочет. «Оно» целиком бессознательно. Однако желания должны найти себе реалистические формы удовлетворения; для этого из «Оно» (и это происходит достаточно быстро в детском развитии) выделяется структура, называемая «Я», задача которого-найти такие пути, т. е, по словам Фрейда, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реальности. Но в обсуждаемый период, начиная с 4 лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям «Оно»; формируется еще одна" инстанция, называемая «Сверх-Я» и действующая в направлении, противоположном «Оно» и «Я», выступая, в частности, как голос совести; подавляя влечения. («Я» и «Сверх-Я» частично бессознательны). С этого момента основной внутренний конфликт ребенка - а в дальнейшем и взрослого-это конфликт между желаниями и внутренними запретами, т. е. между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» становится своеобразным полем битвы между ними, его задача - помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты. В травматической ситуации внутреннего конфликта «Я» вырабатывает психологические защиты, особые формы бессознательной психической активности, которые позволили бы хотя бы временно облегчить конфликт, снять напряжение, а в конкретных жизненных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлениям о самом себе как соответствующем некоторому идеалу. Одна из форм психологической защиты позволяет ребенку «справиться» с эдиповой ситуацией (это происходит к 5-6 годам): ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола (форма защиты-идентификация): не в силах изменить ситуацию и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него (тем самым в структуру «Сверх-Я», наряду с запрета-м1!, включается идеал-образ). По Фрейду, отголоски Проживании этого периода жизни ребенка (впрочем, и иных периодов тоже, но этот важен особенно) можно йидеть на протяжении всей жизни человека, и за огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные Устремления. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия)-центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников, многие из которых ушли от него, не разделяя «пансексуализма», т. е. стремления объяснять все через сексуальную проблематику.

Помимо идентификации, существует еще множество форм психологической защиты разного типа и уровня:

Проекция - т. е. приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний; регрессия-временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого); рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин-и др. Большинство психологических защит, впрочем, не снимают проблемы; адекватным способом защиты выступает, в сущности, лишь сублимация, т. е. перенесение нереализованной энергии в другие области-труд, творчество.

Мы уже говорили, что психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии - заболевания, при котором, как было показано, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (параличи, слепота, боли и др.) *. Как вы поняли, все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны (он даже использовал термин «нормальный невротик»). За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. (Вопреки распространенному среди непсихологов мчению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым образом непременно сексуальную подоплеку-ее может и не быть-но в общем случае ^она несомненна.) Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым - а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю-задача психоанализа как терапевтического метода.

* Долгое время - в особенности до Фрейда - медики считали подобные проявления симуляцией, т. к. не могли обнаружить их органической причины.

Учение Фрейда, которое мы изложили крайне неполно и схематично-а оно к тому же трансформировалось в процессе своего развития - всегда вызывало самые противоположные мнения, от восторгов до абсолютного неприятия. Вместе с тем, относительно ряда открытий Фрейда ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.

Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само по себе существование бессознательного признавалось рядом авторов и до Фрейда; однако динамика влияния бессознательного на сознание, взаимодвижекие содержаний, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством, но стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни.

Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности-например, сводить ли к ней любовь или нет, соотносить ли с пей высшие этические проблемы человека и т. д.

Далее, Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего семейного опыта в развитии личности; значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его проработку в процесс помощи тем, с кем работают.

Наконец, идея психологической защиты - одна из Центральных в современной психотерапии. Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем, в том числе далеко от него ушедших; лидеры большинства крупных психотерапевтических направлений прошли шкоту фрейдовского психоанализа.

Фрейдовский психоанализ действительно представил абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая Революция». Он оказал грандиозное влияние на искусством оно проявляется-иногда вполне непосредственно, через перенос символов - в фильмах Ф. Феллини и И. Бергмана, прозе А. Мердок, живописи С. Дали и др.

Но, разумеется, психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики Фрейда, в большинстве не разделяя пансексуализма своего учителя, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разрабатывали собственные подходы к психотерапии.

Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер и К.-Г. Юнг.

Направление, основанное австрийским (с приходом к власти фашизма эмигрировавшим в США) психологом Альфредом Адлером (1870-1937) называется «Индивидуальная психология». Его центральной идеей является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.

Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться не демократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых, полагал Адлер-обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, т. е. братьями и сестрами (Адлер полагал при этом очень важным порядок рождения и предлагал различные модели развития для единственного ребенка, старшего ребенка, одного из «средних» детей, младшего ребенка). Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является решающим для развития детского характера и более того-именно этот период определяет характер человека вообще.

Итак, исходным является чувство неполноценности. Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; впоследствии, однако, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути-конструктивный и деструктивный (формирование характера, собственно, и связывается с формируемой стратегией самоутверждения). Конструктивный путь означает самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации с ними;

Деструктивный-за счет унижения других и эксплуатации. Выбор пути самоутверждения зависит от развития и «сохранносги» социального интереса-под ним Адлер понимал чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству; оно, по-видимому, врожде-но (хотя Адлер специально это не обсуждает), но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается-в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, либо, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек будет как бы мстить человечеству, во втором-требовать привычного отношения, и в обоих случаях оказывается в позиции не дающего, а берущего. Именно это-ключевой момент терапии: человек с «ошибочным жизненным стилем» как бы существует в условном мире, мире, в котором он не обнаруживает собственной неполноценности, замаскированной позицией «берущего», псевдосильного; это, однако, не снижает тревоги, ибо переживание неполноценности сохраняется-хотя и не осознается. Задача терапевта-восстановить реалистические отношения пациента с миром, раскрыть его навстречу другим.

Согласитесь, это-совсем другой психоанализ, где место сексуальной проблематики - отнюдь не на первом плане. Идея Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка - одна из главных идей ряда психотерапевтических направлений, базирующихся на психоанализе и гуманистической психологии.

Совершенно особую систему мировоззрения предложил швейцарский психолог и философ Карл-Густав Юнг (1875-1961)-автор, влияние которого на мировую культуру сопоставимо по масштабам с влиянием его учителя. Сам Фрейд считал его наиболее талантливым из своих учеников и полагал своим преемником; однако их теоретические расхождения были очень велики, прежде всего потому, что для крайнего атеиста Фрейда были непреемлемы взгляды Юнга, непосредственно связанные с религией и мистическими учениями.

Основа теории Юнга - учение о коллективном безсознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека и редставляет содержания, им вытесняемые, то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества; каждый из нас-его носитель в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного является тем глубинным, сокровенным, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования. Если содержание личного бессознательного составляют комплексы (именно Юнг ввел это понятие в значении систем черт, образов и переживаний, выстраивающихся вокруг определенного «центрального» переживания и существующих в нас бессознательно и автономно, наподобие самостоятельной личности, независимой от нашего сознания и других комплексов), то содержание коллективного бессознательного составляют архетипы-первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов. Усмотреть непосредственно их невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего в мифологии: Юнг обратил внимание на то, что в мифах разных народов, в том числе не общавшихся между собой, присутствуют одинаковые образы-Матери-Земли, Дитя, Воина, Бога, рождения и смерти и т. д. Они, полагал Юнг, и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим «образцам», взаимодействующим с содержаниями индивидуального бессознательного и сознания.

Центральное место в «Аналитической психологии» занимает индивидуация-процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя, открытие потаенных, бессознательных структур, требующих-особенно в кризисные моменты жизни-осознания и включения в душевную целостность. Душа, по Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, исполненную энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа исполнена противоположностей (сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное и др.); проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой; в процессе индивидуации человек должен «открыть себя» и принять. Наши скрытые стороны требуют принятия, являясь нам в сновидениях, символически «взывая» к нам; нужно уметь увидеть смысл призыва, игнорирование же-типичное для неподготовленного человека - приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям, заболеваниям. Важнейшие из открываемых инстанций, воплощающих в различной степени взаимодействующие структуры коллективного и личного бессознательного - «Тень» (своего рода антипод «Я», т. е. знания о себе), «Анимус» и «Анима» (мужское начало и женское начало; по Юнгу, в каждом человеке есть и типичные мужские черты - сила, логицизм, агрессивность и т. п.,-и типично женские-нежность, эстетизм, заботливость; помимо того, что есть генетические различия, «культурный стереотип» ориентирует на развитие лишь одной стороны); центральным же является архетип «самости», своего рода образ Бога в себе; эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно-ибо, по Юнгу, душа бессмертна.

Как видите, развитие психоанализа в значительной мере уходит от классических фрейдовских представлений по целому ряду вопросов, прежде всего это касается положений о сексуальной детерминации человеческого поведения. Из крупных последователей 3. Фрейда центральное место" ей отводил, пожалуй, только В. Райх (1897-1957), в центре концепции которого оказывается «оргонная энергия» (своего рода вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения;

Если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами и сдерживанием, то, по В. Райху, это приводит к ее извращенным проявлениям, в частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими социальными масками. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно-в виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости; т. к. Райх утверждал единство души и тела, то, воздействуя на тело (мышечные упражнения, в том числе мимические, работа с дыханием, массаж) возможно высвобождение энергии и облегчение душевных страданий. Основной причиной, делающей невозможным естественное проявление оргонной энергии, Райх считал жесткую систему норм и запретов, существующую в патриархальном обществе, что в особенности проявляется в традициях семейного воспитания. Знаменитый термин «сексуальная Революция» был введен именно В. Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сексуальную вседозволен-ность (как это часто трактуется сейчас), но создание таких условий, при которых возможна естественная реализация оргонной энергии - если это будет так, то, по Райху, не будет половых извращений, проституции и т. п., которые суть проявления именно подавленной, деформированной оргонной энергии.

Другие крупные представители неофрейдизма, не отрицая значение сексуальности, не придавали ей первостепенного значения, в большей степени обсуждая проблемы личностного роста и возникновения невротических тенденций с точки зрения взаимоотношений человека и социального окружения, формирования восприятия мира и самовосприятия, ценностных аспектов становления личности.

Так, Карен Хорни (1885-1952), создатель теории, называемой «Культурно-философская психопатология», полагала исходным моментом в развитии личности так называемую «основную тревогу», бессознательное переживание враждебности мира -по отношению к человеку. С точки зрения влияния культуры она определяется предлагаемыми ею противоречивыми ценностями, что особенно характерно для интенсивно развивающихся культур; это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что-то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего-либо определенного. В результате человек «убегает» от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни обозначает как «основное зло» (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.). В результате ребенок оказывается во внутренне противоречивой ситуации: он любит родителей, привязан к ним, но, с другой стороны, переживает их враждебность и собственную бессознательную ответную агрессивность;

Не в состоянии осознать истинный источник конфликта ребенок переживает его как неопределенную опасность, исходящую от мира, что и означает тревогу. Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения, при которых вероятность угрозы субъективно уменьшается. Невротические тенденции соотносятся с тем фактом, что личность начинает вести себя однопланово, реализуя лишь ту тенденцию, которая бессознательно избрана как уменьшающая потенциальную опасность, в то время как другие остаются нереализованными. Хорни обсуждает три основные тенденции личности: стремление к людям, стремление (направленность) против людей и стремление (направленность) от людей. Эти тенденции характерны и для здоровой личности-все люди в различные моменты жизни могут стремиться к взаимодействию, бывают агрессивны или стремятся к одиночеству; но если у здоровой личности эти тенденции уравновешивают друг друга, то невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит в реальности не к уменьшению тревоги, но, напротив, к нарастанию - в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются; в результате невротик попадает в ситуацию «невротического круга», т. к., стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. (Моделью может служить фрагмент из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери: на вопрос, почему он пьет, Пьяница отвечает: «Потому что мне совестно»; на вопрос, отчего ему совестно, следует ответ:

«Совестно, что я пью».)

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего «реального Я», в пользу иррационального «идеального Я», позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу. Если бы невротик мог сформулировать, почему он ведет себя так, как ведет, он ответил бы: «Если я буду всем помогать, никто меня не обидит» (тенденция «к людям»), или «Если я буду сильнее всех, никво не посмеет меня обидеть» (тенденция «против людей»), или «Если я от всех спрячусь, никто не сможет меня обидеть» (стремление «от людей»). Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности. Фокус терапии, предлагаемой Хорни,-восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути (ибо невротические тенденции могут возникать на разных этапах жизни), причем Хорни, в отличие от Фрейда, не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний. Она была и более оптимистична в том отношении, что не полагала детство фатально определяющим психическую жизнь человека.

Крупнейший специалист в области возрастного развития Эрик Эриксон (р. 1902) главную роль в формировании личности отвел человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное-психическое здоровье личности, ее «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство самотождествепиости, собственной истинности, полноценности, сопричастное! и миру и другим людям). Развитие личьосги Эриксо, рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется «Эго-психология» или, что то же самое, «пслхологня Я») На пути «интеграции Я» личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти; каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления, наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.

Проблемы отношений человека с социумом и их влияния на развитие личности-в центре внимания и других психоаналитиков. Так, Г. Салливен (1892-1949),. создатель теории «межличностной психиатрии», полагал, что межличностные отношения всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношения с матерью-уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые вступала мать на протяжении своей жизни.

Для Эриха Фромма (1900-1980) главная проблема-проблема обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» (главная книга Фромма называется «Бегство от свободы»)-ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности,-и становится конформистом или авторитарнстом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (другая известная работа Фромма носит название «Иметь или быть?»). Концепция Фромма называется «Гуманистический психоанализ».

Таким образом, психоанализ весьма разнообразен, и часто при сравнении той или иной психоаналитической концепции с теорией 3. Фрейда обнаруживается больше различий, чем сходства. Вместе с тем те классические положения, о которых речь шла выше-роль бессознательных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит-присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении. В отношении же 3. Фрейда приведем слова В. Франкла (о котором речь ниже), сравнившего его роль с ролью фундамента здания: фундамента не видно, он скрыт под землей, но здание без него не стояло бы; точно так же идеи 3. Фрейда лежат в основе подавляющего большинства направлений современной психотерапии, в том числе далеко от Фрейда ушедших - но сумевших развиться благодаря тому, что было от чего отталкиваться (впрочем, достаточно многочисленны психологи, работающие в рамках ортодоксального фрейдизма).

Мы уделили психоанализу достаточно много внимания в силу того, что это направление имело на психологию в целом (особенно западную) и психологическую фактику в частности влияние, несоизмеримое с влиянием других направлений. К нашей стране это относится в меньшей степени. В 20-е гг. он был очень популярен, но затем объявлен реакционным лжеучением (как полагают некоторые авторы, в силу того, что, утверждая в человеке нечто неподконтрольное, неподвластное организованным формирующим воздействиям, был политически неудобен); в последние годы, однако, отношение к нему стало более объективным и уважительным, работы крупнейших психоаналитиков-3. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма-широко издаются, организованы психоаналитические сообщества и т. д. Итак: в психоанализе разрабатываются проблемы бессознательной детерминации человеческого поведения; области его приложения - прежде всего психотерапия (в том числе неврачебная) и воспитание, прежде всего-семейное.

Психоанализ – одна из наиболее известных и влиятельных психологических теорий, выдвинутая и разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским психологом и неврологом Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Основанный на теории метод лечения психических расстройств также называется психоанализом.

Основы концепции классического психоанализа Фрейда в общих чертах можно выразить следующим образом.

Сферу психического в структуре человеческой личности описывает трехкомпонентная (трехуровневая) модель (в структуру входят «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то есть подсознание, сознание и сверхсознание).

Поведение и развитие личности человека во многом обуславливаются внутренними бессознательными влечениями, которые, преимущественно, вполне иррациональны.

В результате осознания личностью этих влечений возникают попытки сопротивления, таким образом, формируются различные (вполне определенные и неплохо типизируемые) защитные механизмы.

Личности, помимо структурной взаимозависимости элементов общих для всех, определяет факультативное (то есть, индивидуальное) развитие, в основном, события раннего детства.

Внутренние конфликты между бессознательным и осознанным восприятием реальности приводит к феномену вытеснения, что создает основу для различных ментальных нарушений и впоследствии – психических расстройств, доходящих до клинических форм. Избавление от влияния, вытесненного бессознательного может достигаться через его осознание, вызываемое повторным проживанием травмирующих событий с соответствующей поддержкой специалиста-психоаналитика.

Для диагностики и воздействий, кроме анализа наблюдений и личной истории, предполагается применение методов вербализации мыслей, свободных ассоциаций и толкования сновидений.

Основные техники психоанализа Фрейда

В процессе лечения исследуются свободные ассоциации, сны и фантазии, на основании которых аналитик составляет представление о бессознательных конфликтах, определяющих причины и формы проблем и симптомов, наблюдаемых у анализируемого.

Аналитик интерпретирует наблюдаемое для пациента, и они вместе ищут пути разрешения. Специфика таких воздействий носит форму психических интервенций, что, как правило, вызывает у пациента реакцию конфронтации и попытки выстраивания защиты, иногда – в патологической форме. Между аналитиком и пациентом образуется особый вид психической связи – трансфер. В процессе развития этой связи и обмена информацией у пациента могут возникать реакции «переноса» и паталогические . Иногда такие явления могут приводить к развитию специфических ятрогений (что впрочем, бывает и при применении не психоаналитических методов лечения).

Теория Фрейда оказала серьезное влияние не только на развитие психологии и психиатрии, но и на развитие других наук и областей человеческого знания гуманитарного круга.

Современный психоанализ

Психоанализ стал и остается одной из наиболее авторитетных школ в психологии. Теория и метод расширялись, дополнялись, критиковались и развивались в различных направлениях благодаря деятельности и научному творчеству бывших коллег и многочисленных учеников (А. Адлер, К. Г. Юнг). Впоследствии возникали и развивались и более позднее течения – теории и методы нео-фрейдистов (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл, Р. Ассаджиоли).

В первые годы советской власти (до сталинских репрессий) психоанализ неплохо развивался и в России под общим патронатом Л. Бронштейна (Троцкого).

В настоящее время психоанализ в широком смысле представлен более, чем 20-ю концепциями психического развития человека. Предлагаются и различные (в частностях) подходы к психоаналитическому лечению.

Сколько бы ни критиковали психоанализ, как воззрение и метод, в нем, определенно, есть рациональное зерно, благодаря чему метод этот в целом достаточно успешен в тех или иных формах.

  • Кто нуждается в психотерапии?
  • Несколько примеров
  • Первый шаг
  • Историческая справка
  • Почему психоанализ был уничтожен в России
  • Что изменилось
  • Чем уникален психоанализ?
  • Существует ли таблетка от души?
  • О чем свидетельствует практика?
  • Лечение разговором
  • Процедура анализа
  • Роль пациента
  • Роль психоаналитика
  • Подготовка аналитика
  • Кому может принести пользу психоанализ?
  • Решение об анализе
  • Достижения анализа

Кто нуждается в психотерапии?

Существует такое мнение, что сильная личность – это тот, кто может справиться со всеми своими психологическими проблемами самостоятельно. Это, конечно же, глубокое заблуждение. Почувствовав дискомфорт в желудке или кишечнике, мы спешим к гастроэнтерологу, ощутив покалывание в сердце – обращаемся к кардиологу и т.д., не решаясь, как правило, прибегнуть к самолечению, хотя о желудке или сердце каждый из нас, безусловно, знает гораздо больше, чем о психике.

Есть еще одно – широко распространенное даже среди врачей – заблуждение, что мы думаем головным мозгом. Безусловно, это не так: с таким же успехом можно было бы утверждать, что мы ходим спинным мозгом. Любая мысль имеет всеорганную и общетелесную представленность. И нередко именно длительно существующий душевный дискомфорт приводит к нарушениям деятельности внутренних органов. Образно говоря, болит у человека душа, а кричит об этой боли желудок, сердце или печень. И вначале ни кардиограмма, ни рентген или анализы никаких изменений не покажут.

Большинство не подозревает об этом, и даже не знает, что сознание – это еще не вся психика, и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится огромный и мощный психический аппарат, деятельность которого в обычных условиях недоступна самонаблюдению. Именно в этой части психики накапливаются негативные переживания и неотреагированные эмоции, именно здесь продуцируются кошмарные сновидения и навязчивые мысли, которые не дают покоя ни днем, ни ночью, именно здесь психическое и соматическое (телесное) встречаются и переплетаются в самых немыслимых вариантах. Человек пытается справиться с этой болью души самостоятельно, но как правило, безуспешно. Потому что здесь, как и в любой другой области, нужен специалист, причем – самой высокой квалификации.

Людей, у которых нет проблем, не бывает. Поэтому в психотерапии периодически нуждаются все, и лучше не ждать, пока та или иная проблема приобретет характер непреодолимой, а душевная боль начнет трансформироваться в соматическое заболевание.

Несколько примеров

На фоне полного здоровья у молодой девушки развивается стойкое нарушения деятельности желудка и кишечника. Довольно стройная и до этого, она теряет около 30% веса. Терапевты и инфекционисты не находят ни причин, ни эффективных способов терапии. А проблемы, которую пациентка не смогла “переварить” лежит не в соматической, а в психической сфере… Вполне благополучный, непьющий и некурящий молодой человек впадает в депрессию, “вдруг” перестает контактировать с родителями, решает оставить университет. Родителям кажется, что он ненавидит их, и сам пациент, согласившись на приход к психоаналитику, первоначально высказывает те же мысли, а на самом деле оказывается, что это лишь реакция на снижение внимания родителей, которые посчитали, что ребенок уже достаточно взрослый, чтобы они могли заняться собой… Жена подозревает мужа в неверности, одна ссора сменяет другую, семья находится на грани распада, и лишь ее приход к психотерапевту помог ей понять, что не муж, а она сама продуцирует недоверие, глубинные корни которой скрыты в ее родительской семье… Очаровательная и прекрасно сложенная девушка страдает от убежденности в своей непривлекательности. Любые комплементы в свой адрес воспринимает как ложь или вежливость, сексуальные ласки как незаслуженные “такой уродиной”. Причина оказывается глубоко интимной… У молодого перспективного менеджера одного из банков не ладятся отношения с сотрудниками. В итоге – очередное и долгожданное повышение получает другой. К этому “мелкому” огорчению добавляются семейные неурядицы. Постепенно проблема краха всех межличностных отношений становится для него все более устрашающей… Но и как во всех других случаях – разрешимой.

Однако путь к этому решению, как правило, не прост и не близок. И даже если для специалиста решение “лежит на поверхности”, пациент должен сам придти к нему, и своим путем, в котором аналитик лишь помощник и проводник.

Типичные слова наших бывших пациентов: “Я впервые начал понимать себя”… “Что-то произошло с нами всеми, но, конечно, причина была во мне”… “Спасибо, что вы не испугались всей этой мерзости… “Я впервые стал общаться с другими людьми без страха, а раньше даже к продавцу в магазине боялся задать вопрос”… “Я считала себя нравственным уродом, и это отравляло мне всю жизнь”… “Секс и грязь – были для меня синонимами, но теперь это уже не вина моей матери, она лишь хотела оградить меня. И я больше не ненавижу ее”… ” Я проработал мои комплексы, и сейчас, примерно, раз в десять стал успешнее – в работе, в жизни, в любви”…

Первый шаг

Люди нуждаются в психотерапии по разным причинам. Даже совершенно здоровые люди. Кто-то хочет разобраться в своих проблемах, своих отношениях, избавиться от сомнений или тяжелых воспоминаний. И просто друг или даже родной человек далеко не всегда способны помочь. А нередко – их самые искренние дружеские советы оказывают нам плохую услугу.

Обращение к специалисту – это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своей жизни, в жизни своей семьи или в своих отношениях, в своей карьере, и этот шаг делает это желание более конкретным. Уже само обращение к специалисту говорит, с одной стороны, о степени выраженности ваших проблем, а с другой – об уровне вашей духовной зрелости. Психотерапия – это не для примитивных и толстокожих, они не испытывают в ней потребности, так как многие чувства, включая печаль и раскаяние, поиски смысла и потребность в понимании – им просто незнакомы. Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят, и с первого визита вы можете рассчитывать на самое серьезное отношение, уважение и поддержку.

Эта брошюра написана для того, чтобы познакомить людей с особым видом психотерапии – психоанализом, пока малоизвестным и уникальным терапевтическим подходом к людям и их переживаниям. Только приняв особые условия и преимущества такого подхода, а также специфические требования, которые он предъявляет, вы сами сможете решить, что психоанализ – это для вас.

Историческая справка

Психоанализ возник на заре ХХ века благодаря таланту и усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и терапевтическим методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией. Он помог понять, что так называемой “сознательный” взрослый, более или менее успешно действующий в “реальности”, является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.

Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени. Бессознательное – подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени. Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, где мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими. Но, как вы сможете убедиться в процессе анализа, такая алогичность присутствует не только в сновидениях…

В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Почему психоанализ был уничтожен в России

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. По сути – это был первый научный метод в то время еще не существующей науки – психотерапии. С 1913 года он начинает успешно применяться в России. В 1922 году в России открывается Институт психоанализа. Но сам метод психоанализа, в центре которого исходно стояла личность, был категорически не совместим с марксизмом. Ибо марксизм был теорией, в которой абсолютно не было места личности, а уж тем более – страдающей личности. Поэтому, на протяжении многих десятилетий неврозы “избирательно” поражали лишь западные страны, а все мы еще недавно жили в бесполом обществе “товарищей” и “товарищей”, где из четырех основных сфер самореализации личности (труд, творчество, общение и секс), вторая и третья были существенно ограничены идеологией, а последняя, как социальная категория, фактически, запрещена, а следовательно, низведена до примитивного физиологического акта. Испытывать сексуальные проблемы, впрочем, как и проблемы общения (профессионального, бытового или внутрисемейного) – считалось неприличным. В 1924 году Институт психоанализа закрывается, из библиотек изымаются все труды Фрейда и его последователей – в российской медицинской и психологической практике больше нет места неврозам и, соответственно, психотерапии, а если точнее – нет места Личности.

Что изменилось?

В конце ХХ века россияне наконец получили некоторое поверхностное представление о психоанализе. Но, как это не парадоксально, знакомство с популярной теперь теорией психосексуального развития ребенка или с типичными символами психоанализа – кушеткой для пациента, откровенным разговором без каких бы то ни было ограничений, анализом сновидениями и свободными ассоциациями – не прибавило знаний о том, как работает психоанализ, или почему все больше людей избирают его в качестве предпочтительного метода психотерапии.

Даже если вы читали какие-то работы Фрейда, видели образы аналитиков в фильмах и слышали то, что рассказывали другие о своем собственном “анализе”, вы все равно не знаете того, что в действительности происходит во время психоаналитических сессий и никогда не поймете этого, не испытав. В психоанализе нет стандартных приемов. И все, что будет происходить, исходно обусловлено вашей индивидуальной историей развития, которая всегда уникальна и неповторима.

В 1991 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России Институт психоанализа, и лишь через 5 лет его существования начал функционировать его научно-методический консультативный центр. Почему для этого понадобилось столько времени, вы поймете прочитав эту брошюру.

Чем уникален психоанализ?

Психоанализ отличается от других форм психотерапии прежде всего своей личностной ориентированностью или, говоря научным языком – персоноцентричностью. Это значит, что психоаналитика очень мало интересует всегда гипотетический психиатрический диагноз или даже отдельные симптомы заболевания. В центре его внимания всегда будет ваша личность в целом – и ее “хорошая”, и “плохая” ее составляющие. Нередко последняя составляющая чрезмерно переоценивается. И тогда частные проблемы, например, мучительные сомнения или неизбывное чувство вины, фактически, подчиняют себе личность. Психоанализ не ставит в качестве своей основой цели просто “убрать” тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача – установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития. Самосознание и самопонимание – вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных стереотипов поведения.

Однако, также как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела (например, нос, уши, заглянуть себе глаза), так и без аналитика, на которого мы проецируем наши эмоции и психические образы, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств и переживаний.

Любая личность детерминирована своей историей. В этой истории могут очень яркие и светлые, но нередко – одновременно – и темные, и даже мрачные страницы. В силу своего образования и практики, психоаналитики знают, что о многом из своей истории вы вообще никогда и ни с кем не говорили, а если говорили, то скорее всего вы еще никогда не были выслушаны до конца или сами предпочли рассказать далеко не все. Что-то в вашей индивидуальной истории может быть настолько неприемлемым, что даже вы сами не можете помнить об этом. Мы поможем вам вспомнить то, что, образно говоря, “и помнить невозможно, и забыть нельзя”. Мы очистим эти воспоминания от нагара неестественности, и вы сами почувствуете насколько краски мира стали ярче, а воздух чище и прозрачнее.

Лечение разговором

Психоанализ нередко называют “лечением разговором”, потому что основное содержание регулярных встреч с аналитиком – это именно беседа о всех ваших чувствах, поступках, мечтах, фантазиях, сновидениях и переживаниях. Но это особый вид беседы, к ведению которой аналитик (то есть, специалист уже имеющий высшее психологическое или медицинское образование) дополнительно готовится, как минимум, 5-6 лет. Этот особый вид беседы предполагает отсутствие любых культуральных и социальных ограничений – здесь вообще нет запретных тем и слов. И одновременно все это сопровождается самой деликатной и практически обоснованной психологической интерпретацией. Большинство людей никогда не имели опыта таких отношений. Поэтому, многие специалисты подчеркивают, что сам опыт взаимоотношений между аналитиком и пациентом играет особую роль в формировании зрелой личности.

Во время анализа можно и нужно говорить обо всем: о своих текущих проблемах и заботах, о работе, о взаимоотношениях с другими, о своих чувствах, о детстве, о своих родителях, своих мечтах и фантазиях (даже если они кажутся вам извращенными или преступными), о юношеских годах или о том, что именно в данный момент кажется наиболее важным. Помощь аналитика в процессе этой в некотором смысле односторонней беседы позволяет пациенту узнать гораздо больше об источниках своих проблем и о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Рассказывая о себе, и не будучи при этом никак ограниченными во времени, вы научитесь не только слушать, но и понимать себя. При этом (с помощью специалиста) вы очень скоро убедитесь, что мысль и речь подчиняются разным законам.

Вопреки вашим ожиданиями, психоаналитик не будет осуждать вас, поощрять или отпускать грехи. Чаще всего он будет вообще далек от каких-либо оценочных суждений. Его задача принципиально иная – помочь вам понять себя, постепенно избавляясь от социальных штампов мышления, мучительных заблуждений, внутренней цензуры и (нередко – мало адекватной) самокритики. Вы как бы заново учитесь говорить все, что вам приходит в голову. И именно эта ничем не сдерживаемая и никем не ограничиваемая спонтанная речь, иногда характеризуемая как “свободные ассоциации”, является одной из основ успешного анализа.

Процедура анализа

Обычно при анализе пациент лежит на кушетке, а аналитик сидит у изголовья позади него. Отсутствие контакта “глаза в глаза” способствует тому, что человек может чувствовать себя более свободно и говорить более спонтанно; и таким образом, он теснее соприкасается со своими глубинными чувствами и мыслями. Разумеется, все, о чем говорится на приеме у аналитика, хранится в строжайшей тайне. И даже в записях, которые ведет аналитик, вы будете иметь какое-то другое имя. Психоаналитик никогда не будет требовать от вас заключения из диспансера или больницы, потому что ему не важен диагноз. Он никогда не будет встречаться с вашими родными. Он никогда не поинтересуется вашим местом работы, и никогда не будет наводить о вас справки. Ему это не нужно. Для него важны только вы, как Личность. Он никогда не скажет Вам, что занят, и не может встретиться с вами, потому что самое главное в его профессии – именно встречаться с вами и помогать вам столько, сколько будет нужно.

Психоанализ – это безопасный способ вскрыть глубинную суть психических проблем, как бы болезненна она не была, и принять эту – только для вас очевидную – истину. Он дает вам уникальную возможность заново пережить вашу личную историю, по-новому взглянуть на нее и найти связь между своим прошлым и конфликтами в настоящем, одновременно предотвращая их в будущем. Установление этой связи позволит по-новому взглянуть на любую сложную ситуацию и поможет вам измениться. Фактически, психоанализа – это не прививка от какой-то конкретной “инфекции”, а выработка иммунитета ко многим. Психоанализ – это одновременно и терапевтический, и обучающий процесс. Даже если в вашем прошлом есть нечто, пугающее вас, встретившись с ним вы больше не будете одиноки, и оно перестанет быть страшным.
Всегда ли анализ проводится один-на-один?

Нет, не всегда. В последние годы активно развивается метод группового анализа, когда один аналитик (обычно в этом случае называемый дирижером) работает одновременно с группой из 7-10 человек. По мере установления доверия между членами группы, формируется специфическое (терапевтическое) сообщество людей, стремящихся понять и принять друг друга, развивается способность слушать другого и уверенность, что каждый будет услышан. Одновременно усваиваются рациональные стереотипы межличностных отношений, задаваемые дирижером нормативы общения и преодолеваются психопатологические комплексы.

Подготовка аналитика

Перед тем, как начать лечить людей, психоаналитик – в дополнение ко всем другим видам теоретической и практической подготовки – проходит собственный анализ, как минимум, в объеме 100 часов, чтобы проработать все свои проблемы и не привносить их в работу с пациентом.

Аналитиками считаются только те, кто уже имея высшее образование, прошли, как минимум, 4-летний курс теоретического обучения, имеют диплом одного из имеющих государственную лицензию институтов психоанализа и специальный сертификат о завершении персонального анализа, а также удостоверение о специализации в области психотерапии.

Важность такой подготовки трудно переоценить. Обычно она продолжается, с учетом персонального анализа будущего аналитика, по меньшей мере шесть лет. К началу своей работы с пациентами аналитики уже достаточно зрелы, опытны и хорошо профессионально подготовлены. Нередко бывшие пациенты сами становятся потом аналитиками, так как эта специальность предполагает не только богатый жизненный, но и богатый эмоциональный опыт, включая – негативный эмоциональный опыт.

Психоаналитики могут быть врачами, но могут и не быть ими. До 1945 года большинство аналитиков во всем мире получало сначала медицинскую, а затем психоаналитическую подготовку. Сегодня большинство аналитиков – по их первому образованию – педагоги, психологи или социальные работники, другие приходят в психоанализ из самых разных профессий.

Кому может принести пользу психоанализ?

Существует стереотипное представление о том, кто именно обращается к психоаналитику. Считается, что это преимущественно люди из среднего класса или более состоятельной части общества, как правило, достаточно интеллектуально развитые. И преимущественно это так, хотя это представление постепенно меняется. В действительности психоанализ может быть полезен мужчинам и женщинам, детям и подросткам, принадлежащим к самым различным социальным группам. Некоторые аналитики выделяют особые психологические черты, способствующие аналитическому процессу, в частности: способность к рефлексии (самонаблюдению); желание понять свое прошлое; установка на разрешение тех или иных проблем; интерес к смыслу жизни; способность обращаться к самым неприятным и болезненным переживаниям; умение наблюдать; чувство юмора; желание стать более счастливым и более успешным. Чаще всего ни у кого нет всех этих черт одновременно. Но практически у всех, кто обращается к аналитику есть желание узнать и лучше понять себя и других людей, потребность измениться или изменить что-либо в своей жизни.

Решение об анализе

Когда люди размышляют, начать ли им психоанализ, они обычно и по легко понятным причинам хотят знать: сколько? Сколько потребуется времени и денег, и сколько неприятных чувств придется пережить. Здесь даются некоторые ответы, которые помогут решить, подходит ли вам психоанализ.

Время

Психоанализ никогда не ограничивается конкретным временем или курсом лечения. Все определяется тем, сколько времени потребуется, чтобы заново исследовать все сложные (а точнее – осложненные) пласты ваших чувств, разобраться во всех неповторимых нюансах вашей индивидуальной истории, и уже затем определить реальные причины тех или иных личностных или межличностных проблем, а также сформировать адекватные стереотипы их разрешения. В одних случаях анализ может длится несколько месяцев и даже лет, в других – несколько недель. Но вы всегда должны знать, что продолжительность анализа вы определяете самостоятельно. И когда вы почувствуете, что достигли того, чего хотели, или решили те вопросы, которые сами перед собой ставили, вы всегда сможете определить с вашим аналитиком дату окончания анализа.

Длительность психоанализа никогда не бывает предсказуемой. Вы можете обнаружить “побочные” проблемы большой важности или препятствия, которые замедлят ваше продвижение вперед. В некоторых случаях вам придется остановиться или даже отступить. Но это всегда будет вашим решением.

Психоанализ требует систематичности. Он наиболее эффективен при двух-трех сессиях в неделю, каждая из которых занимает по 45 – 50 минут. Такая частота встреч способствует наиболее успешной работе. Как правило, психоаналитик принимает каждый день несколько пациентов, каждый из которых имеет четко определенное для него время встречи, например, 18.00.-18.45; 19.00-19.45. Поэтому вам придется приспособиться к ограничениям, связанным с этим – не опаздывать и научиться завершать вашу очередную сессию к определенному моменту, как бы вам не хотелось продлить ее.

Стоимость

Психоанализ требует вложений не только времени, но и денег. Стоимость одной психоаналитической сессии не превышает стоимости одного часа работы при других видах психотерапии, но психоанализ – это, как правило, более продолжительная “процедура”, что естественно предполагает необходимость планирования вашего бюджета. Чтобы сделать психоанализ более доступным и предоставить возможность убедиться в его эффективности как можно большему количеству людей, специалисты Национальной Федерации Психоанализа всегда учитывают реальные возможности их пациентов, определяя стоимость его в каждом конкретном случае индивидуально и в достаточно широком диапазоне.

Обычно, пациент быстро убеждается, что его затраты не так уж велики; более того, оказывается, он тратил гораздо большие деньги на бегство от проблем или на попытки решить их с помощью других малопродуктивных способов. Минимальный контракт с аналитиком предполагает не менее 5 сессий. Психоаналитическое консультирование может состоять из одной-трех сессий.

При решении вопросов оплаты, Вы должны помнить, что ваш психоаналитик занимается вашими проблемами не в качестве некоего совместительства или хобби – он давно и надолго избрал эту профессию, прошел достаточно длительную и трудоемкую подготовку, является высококвалифицированным специалистом – и не имеет других источников дохода, кроме оплаты его психотерапевтической работы. В том, что это действительно работа, Вы очень скоро убедитесь сами, и не припоминается пациентов, которые считали бы ее легкой.

Стресс

Практически все пациенты во время анализа отмечают, что такое глубокое проникновение в прошлую и настоящую жизнь беспокоит их, иногда заставляет грустить, тревожиться или даже раздражаться во время сессии или после нее. Нас не испугают вспышки вашего раздражения, мы умеем принимать и понимать их.

Некоторые боятся вновь оказаться в плену мучительных воспоминаний и чувств, которые когда-то надолго вывели их из строя, не понимая, что фактически, они никогда еще не были свободны от них.

Иногда эти страхи более просты: “Я боюсь, что заплачу, и не смогу остановиться”… Ничто не дается просто и выздоровление в такой области как психика не может быть получено в качестве подарка некоего мага или целителя. Здесь всегда требуется работа над собой и объединение своих усилий с опытом и навыками специалиста. При психоанализе освобождение подавленных чувств – составляет одну их важнейших частей терапевтического процесса. Но вы никогда не будете при этом одни, и никогда не останетесь один на один с вашими страхами или печальными мыслями. Задача вашего аналитика – помочь вам преодолеть и первое, и второе.

Достижения анализа

Как полагает подавляющее большинство тех, кто обратился к аналитику и прошел анализ, требуемые при этом затраты времени и денег, а также тяжелые переживания всегда окупаются достигнутыми успехами.

Уже в процессе анализа люди обычно отмечают, что их взаимоотношения с другими и профессиональная деятельность становятся более успешными. Лучше понимая себя и тех, с кем они сталкиваются, люди становятся свободнее. Находя выход из внешних и внутренних конфликтов, они могут с большей энергией, чем прежде, делать то, что они действительно хотят, а не то, к чему их принуждают обстоятельства. Они тратят меньше времени и сил для разрешения как самых простых вопросов, так и самых сложных ситуаций, и в результате каждый их день становится более наполненным, а ощущения от прожитого дня – более полным и комфортным. Как правило, они становятся более эффективными и в материальном, и в семейном, и в социальном плане. Приходят новые успехи в творчестве или карьере.

Прошедшие анализ обычно особо подчеркивают, что сложившиеся при этом доверительные отношения с аналитиком оказывают специфическое влияние на все их общественные, профессиональные и семейные связи. Отмечают, что все их чувства стали ровнее и стабильнее.

Цель психоанализа – помочь вам обогатить вашу жизнь, научить вас получать большее удовлетворение от взаимоотношений с другими людьми, разрешить болезненные проблемы и конфликты, и сделать вашу личность более целостной и более радостной.

ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Психоана́лиз— психологическая теория, разработанная в конце 19 го начале 20 века австрийским психотерапевтом Зигмундом Фрейдом (Фройдом), ставшая одним из чрезвычайно влиятельных методов лечения психических расстройств, основанных на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами и учениками Фрейда, такими как А. Адлер и К.Г. Юнг, развившими впоследствии свои школы аналитической и индивидуальной психологии, которые вместе с психоанализом составили так называемую Глубинную Психологию. Позднее идеи ПА развивались нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан. Огромный вклад в ПА сделали работы В. Райха, Анны Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникота, Х. Кохута и др. психоаналитиков.

ПА существует уже более ста лет. За это время он претерпел огромную эволюцию как в теории, так и в практике. Классическая теория, выдвинутая 3. Фрейдом, была многократно переосмыслена. Внутри психоанализа стали возникать новые направления: Эго-психология, традиция объектных отношений, школа М. Кляйн, структурный психоанализ Ж. Лакана, Я-психология X. Кохута (психология Самости). Очень многое изменилось во взглядах на процесс развития. С одной стороны, большее внимание стало уделяться ранним этапам развития: акцент сместился с эдипова на доэдипов период. С другой стороны, в отличие от классической теории, которая уделяла большое внимание влечениям, современные психоаналитические теории стали учитывать и другие факторы: развитие объектных отношений, развитие Я и др. Кроме того, модель внутрипсихического конфликта была дополнена и обогащена моделью дефицита. Теперь считается общепринятым, что неудачное, травматическое прохождение ранних этапов развития, нарушение объектных отношений в диаде “мать — дитя” приводит к формированию дефицита в душевной жизни.

Изменение взглядов на процесс развития психики повлекло за собой пересмотр психоаналитической техники. Так, например, благодаря работам Эго-психологов, разрабатывавших теорию защитных механизмов, был сформулирован важный технический принцип анализа от поверхности в глубину. Смещение интерпретативной активности с полюса влечений к защитному полюсу внутрипсихического конфликта позволило сделать психоаналитическую технику работы с сопротивлением более гибкой и менее болезненной для пациентов. В результате развития теории объектных отношений и пересмотра теории нарциссизма Я-психологией возникли большие изменения в понимании переноса и контрпереноса, что позволило значительно расширить круг пациентов, которым теперь может помочь психоаналитическое лечение.

ПА давно уже стал неотъемлемой частью современной культуры. Он является не только методом психотерапии, но и довольно богатой теоретической и литературной традицией, с которой русскоязычный читатель, интересующийся проблемами глубинной психологии и психотерапии, пока еще мало знаком. В течение нескольких десятков лет мы были оторваны от мировой психоаналитической мысли, несмотря на то, что в начале века психоанализ в нашей стране имел большие перспективы (об этом свидетельствовал тот факт, что почти треть членов Международной Психоаналитической Ассоциации разговаривала на русском языке). У русского ПА был достаточно большой потенциал как в клинической, так и в теоретической области. В России в то время существовала развитая психиатрия, которая могла стать базой для клинического психоанализа. Если говорить о теории, то вклад русских психоаналитиков можно проиллюстрировать тем, что во многом благодаря работе Сабины Шпильрейн “Деструкция как причина становления” 3 Фрейдом был предложен новый взгляд на теорию влечений.

Но, получив стремительное развитие в 10-20-е годы 20 в, ПА в нашей стране затем был уничтожен. Только в последние двадцать лет он вышел из подполья и начался медленный процесс восстановления. В начале 90-х годов огромными тиражами были вновь переизданы основные работы 3 Фрейда. Позднее отечественный читатель смог познакомиться и с другими, более современными психоаналитическими текстами. Но в нашей стране все еще мало знают о том, что произошло с ПА за последнее столетие, Книги, которые переводятся и издаются на русском языке,— всего лишь осколки зеркала, в котором отражается история психоаналитической мысли. К сожалению, пока, все еще ждут своего издания работы многих выдающихся теоретиков и практиков психоанализа, таких, как Р.Фейерберн, М. Балинт, В. Бион, М. Маллер, Фоукс и многих других.

Основные положения Современного ПА по прежнему базируются на классическом ПА:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлениюв форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Основным методом ПА является метод свободных ассоциаций, основной предмет изучения - бессознательное.

Именно З. Фрейд вывел две модели (топики) психики, которые стали базовыми для всех видов психотерапии. Первая топика - сознание- предсознательное-бессознательное.

Вторая топика - Сверх Я - Я - Оно или Супер Эго - Эго- Ид

Первая топика З. Фрейда

Историки психоанализа, будь то психоаналитики или иные психологи, указывают, что в течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели психологии личности, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд, как психолог и психотерапевт, использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли, сны, фантазии и раскрыть суть таких феноменов, как невроз, депрессия, страх - результатов стресса или отклонений в развитии, требующих психологической помощи - профессиональной консультации психолога и психотерапии.

Вторая топика З.Фрейда

Позднее З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: Оно , Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычном ПА используются латинские эквиваленты этих терминов - Ид, Эго и Суперэго). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно. Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что Оно "прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь". Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Оно подчинено принципу удовольствия. В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования Сверх-Я. Фрейд подразделял Сверх Я на две подсистемы - Я-идеал и Совесть.

В настоящее время теория психоанализа используется в двух аспектах КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ и ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ.

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ- использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей. Принято проводить различие между клиническим психоанализом, имеющим дело с психическими заболеваниями и предполагающим соответствующую работу с пациентами, и прикладным психоанализом. Последний ассоциируется, как правило, с использованием психоаналитических идей и концепций в сферах философии, социологии, экономики, политики, педагогики, религии, искусства, включая изучение различных проявлений индивидуального и коллективного бессознательного, биографии ученых, политиков, писателей, художников.

В основе возникновения прикладного психоанализа лежит исследовательская деятельность З. Фрейда. Уже на первоначальных стадиях становления и развития психоанализа как такового выдвинутые им представления о бессознательной деятельности человека нашли свое отражение не только в клинической практике, но и при интерпретации художественных произведений. Так, в письмах к берлинскому врачу В. Флиссу, написанных З. Фрейдом в 90-х годах ХIХ века, содержатся размышления, относящиеся к своеобразной трактовке таких мировых шедевров, как «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира, что получило свое дальнейшее развитие в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900) и в последующих его работах. В дальнейшем он уделил значительное внимание психоаналитическому пониманию остроумия, первобытной религии, искусства, культуры в целом, чему был посвящен ряд работ, знаменовавших собой начало развития того, что сегодня принято называть прикладным психоанализом. К их числу относятся такие работы, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др. Как подчеркивал З. Фрейд, целью подобного рода исследований является разъяснение с позиций психоанализа «связи между внешними событиями и реакциями на них человека посредством деятельности влечений».

Многие последователи З. Фрейда стали использовать психоаналитические идеи и концепции в биографических (патографических) исследованиях, при осмыслении истории становления и развития культуры, политического и общественного устройства, что способствовало становлению прикладного психоанализа в качестве специфической деятельности, выходящей за рамки клинического анализа, медицины. Тем самым в современной психоаналитической литературе утвердилось деление на клинический и прикладной психоанализ.

Однако следует иметь в виду, что сам З. Фрейд считал подобное деление психоанализа на клинический и прикладной не корректным. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и немедицинской областях)». В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным, основанным на использовании психоаналитических идей и концепций в процессе терапевтической деятельности.

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Клинический ПА относится к психодинамическому подходу в терапии и на практике изначально применялся для лечения истерии. ПА со времен Фрейда значительно изменился, поэтому в дальнейшем будем называть его СОВРЕМЕННЫМ ПСИХОАНАЛИЗОМ или просто ПА.
По определению З. Фрейда, «любое лечение, основывающееся на понимании и применении концепций переноса и сопротивления, может быть названо психоаналитическим» . Современное определение психоанализа сходно. Психоаналитической называется такая терапия, которая признает существование бессознательных психических процессов, которая изучает мотивы человеческого поведения и развития, которая использует понятия сопротивление и перенос. Изменился и сам сеттинг проведения терапии. Во времена Фрейда ПА проводился 5-6 раз в неделю. Сейчас принято называть ПА именно терапию с такой частотой встреч, если сеттинг составляет одну-две встречи в течении недели, то данный вид психической помощи называют психоаналитически направленной терапией или психоаналитически ориентированной терапией, что, однако, не умоляет ее терапевтическое действие.
Ключевые понятия клинического психоанализа (например, терапевтические отношения, перенос, контрперенос, сопротивление, инсайт, механизмы защиты) и правила игры (такие, как приглашение пациенту давать свободные ассоциации и рассказывать материал сновидений, сосредоточенность на взаимодействии «здесь и сейчас», предложение аналитика клиенту - лечь на кушетку, все это применяется современным психоанализом со времен Фрейда.

ПОКАЗАНИЯ К ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.

Различные формы истерии;-неврозы тревоги;-фобии;-невротическая депрессия;-психосоматические расстройства;-дистимия;-обсессивно-компульсивные расстройства;-конверсионные расстройства;-аффективные расстройства;-расстройства личности от слабой до средней степени тяжести;-автономные функциональные расстройства с установленной психической этиологией;-психические расстройства, вызванные эмоциональным дефицитом в раннем детстве;-психические расстройства, являющиеся следствием экстремальных ситуаций.

КОМУ ПСИХОАНАЛИЗ ПРОТИВОПОКАЗАН.

Психоанализ не может помочь человеку, который не хочет меняться.

"Меня все обижают!"

Даже когда нас действительно окружают плохие люди и они доставляют нам страдания, зачастую мы неосознанно вносим свой вклад в то, чтобы продолжать оставаться в этой ситуации, или даже ее провоцировать. Когда человек уверен, что причины всех его бед лежат в ком-то другом, помочь ему очень сложно. Ведь если от тебя ничего не зависит, значит ты и изменить ничего не можешь.

Механизм изменений в процессе психоаналитической терапии таков: человек начинает лучше осознавать свои чувства и видеть, как они влияют на его поведение, принимаемые решения, как они определяют его жизненные стратегии. Тогда он может поменять свое поведение в определенных ситуациях или отношение к отдельным людям или вещам. Чтобы получить пользу от психоанализа или психоаналитической терапии, недостаточно хотеть, чтобы изменились другие. Измениться можешь только ты сам.

"Тебе лечиться надо!"

Также нельзя кого-то насильно заставить проходить психоанализ. Большой терапевтический потенциал этого метода состоит в сотрудничестве между аналитиком и клиентом, основанном на доверии и уважении. Но невозможно доверять, уважать и сотрудничать в отношениях, к которым тебя принудили.

Если Вы считаете, что кому-то из Ваших близких нужна помощь психоаналитика, Вы можете ему предложить специалиста, показать возможности, поддержать его решение. Но не заставлять. Человек, которого заставили ходить к психоаналитику, будет сопротивляться сотрудничеству, и скорее убедится, что ему тут не помогут, чем получит пользу.

В психоанализе невозможно получить все и сразу.

Изменения: Быстро! Эффективно! На всю жизнь! Выберите любые ДВА варианта

Если Ваш основной приоритет - это очень быстрое изменение, а его глубина и устойчивость для Вас второстепенны, то, вероятно, психоанализ - не самый эффективный метод для достижения Ваших целей.

Некоторые психоаналитики могут предложить Вам фокусную краткосрочную терапию, которая может решить определенные задачи. Это имеет смысл, когда проблемы не очень серьезные и существуют в какой-то одной определенной области. Если же существует ряд проблем, затрагивающих разные области жизни, либо если одна из Ваших целей - лучше узнать себя, то эффективна более долгосрочная работа.

Психоанализ является глубинно-психологическим методом, т.е. имеет дело с бессознательными пластами человеческой психики. Его преимущество состоит в возможности менять жизнь человека на очень глубоком уровне, помогая ему осознать то, что скрыто не только от посторонних глаз, но даже от самого себя.

Психоаналитическая терапия подобна погружению в глубины океана. Этот процесс не должен быть бесконечно долгим, но он должен иметь такой темп, чтобы организм адаптировался к происходящему и не травмировался. В психоанализе темп продвижения также в большой степени зависит от возможностей и потребностей психики клиента.

Наряду с желанием избавиться от страданий и достигать позитивных изменений, психике любого человека присуще сопротивление к изменениям. Нетравматичное преодоление этого сопротивления требует времени.

Психоанализ труден для людей, не способных говорить о своих чувствах.

"Когда не знаешь слов, нечем познавать людей." (Конфуций).

Психоанализ является разговорным методом психотерапии, т.е. терапия происходит в разговоре. Для маленького ребенка научиться понимать речь и говорить - возможность перехода на качественно новый уровень понимания себя, отношений с окружающими людьми и миром. Для взрослого человека разговор о своих чувствах и нахождение названий для своих состояний - это возможность гораздо большего выражения и понимания себя.

Поэтому в психоанализе важно, чтобы клиент говорил о том, что приходит ему в голову. Известный французский психоаналитик Ж.Лакан говорил, что бессознательное структурировано как язык. Таким образом, разговор открывает в психоанализе дорогу к пониманию бессознательному.

Если разговор по каким-либо причинам невозможен, или человек испытывает сильные негативные чувства при необходимости говорить о себе, имеет смысл обратиться к другим методам психотерапии (например, арт-терапия, танцевальная терапия, психодрама и т.п.)

Иногда нужен не психоанализ

Существуют жизненные ситуации, в которых человеку по-настоящему нужна помощь, но это не психоанализ. Какие это ситуации?

  • Только что произошедшие психические и физические травмы, а также ситуации острого горя.

Здесь больше всего необходима психологическая поддержка близких. В случае, если этого недостаточно, можно подключить специалиста, который окажет кризисную помощь. Иногда имеет смысл также не отказываться от кратковременной фармакологической помощи, позволяющей облегчить чрезмерную нагрузку на психику.

  • Наркотическая или сильная алкогольная зависимости

В этих случаях человек, безусловно, имеет психологические проблемы и нуждается в помощи. Но в этих состояниях также играет существенную роль ощутимая химическая зависимость. Это надо понимать и предпринимать адекватные меры борьбы с ней. На этом специализируются наркологи.

Наиболее эффективным методом справляться с этими зависимостями признаны программы, построенные по принципам "Анонимных алкоголиков" (12 шагов).

  • серьезные психические заболевания (психозы, шизофрения)

Людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, возможность находиться в ремиссии предоставляет современная фармакология. Очень важно, чтобы человек, имеющий психиатрический диагноз, был в постоянном контакте с опытным психиатром, который сможет подобрать адекватную состоянию фармакологическую терапию.

Психологическая помощь в данном случае тоже очень важна, но только такой помощи недостаточно.

Хороший психоаналитик заинтересован в том, чтобы обратившийся к нему клиент получил наиболее эффективную помощь. Специалист подберет наиболее подходящий именно Вам подход или порекомендует соответствующего специалиста.

Если же у Вас есть колебания и сомнения насчет психоанализа, Вы можете обратиться за консультацией психоаналитика, которая может помочь принять решение "за" или "против".

С точки зрения психоанализа, ключ к пониманию психических заболеваний человека следует искать в его подсознании. Применение психоанализа позволяет активизировать бессознательное и извлечь его из глубин психики. В основе психоанализа лежат психодинамические теории личности, согласно которым чувства и мышление индивида обусловлены внутренними факторами, взаимодействием сознательного с бессознательным.

Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он полагал, что причина всех психических расстройств - нерешенные конфликты детского возраста и связанные с ними болезненные воспоминания. По мнению Фрейда, жизнь человека, культура и творческие процессы обусловлены первичными, бессознательными (особенно сексуальными) влечениями. Согласно Фрейду, решающую роль в формировании патологической личности играют расстройства сексуальных влечений. Неприятные переживания, вытесненные в подсознание, являются причиной постоянного внутреннего конфликта, который со временем ведет к развитию психического или неврологического заболевания. Взяв за основу главные положения теории Фрейда, его ученик, австрийский психиатр Альфред Адлер (1870-1937) создал индивидуальную психологию, согласно которой основными движущими силами развития личности выступают стремление к превосходству, совершенству и чувство общности.

С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологий и социальных отклонений. Между тем, по утверждению швейцарского психолога Карла Густава Юнга (Jung 1875-1961 гг.), психические расстройства обуславливаются не столько воспоминаниями детства, сколько настоящим самочувствием человека. Образы, возникающие в подсознании, являются врожденными, они связаны с эволюцией, историей человечества, общественным сознанием. Неопсихоанализ опирается на отдельные утверждения Фрейда и занимается их разработкой. Лечебный процесс в динамической психотерапии своей конечной целью имеет осознание «бессознательного».

Лечебное действие

Между направлениями психоанализа существуют различия и даже противоречия, однако в целом они довольно схожи. Психоанализ Фрейда пытается найти причины болезни в бессознательном путем анализа сновидений, воспоминаний детства, свободных ассоциаций. Со временем из отдельных частей складывается своего рода картина подсознания человека, вырисовываются причины его внутренних конфликтов. Задача психотерапевта помочь пациенту осознать их.

Важным аспектом психоанализа является сопротивление пациента лечению. По характеру и интенсивности сопротивления врач может понять, какие бессознательные конфликты пациент больше всего хочет вытеснить в подсознание. Для того, чтобы пациент полностью раскрылся, он должен доверять своему психотерапевту, между ними должна установиться духовная связь. Связь между врачом и пациентом уменьшается после того, как осознаются и решаются конфликты - тогда пациент остается с ними один на один.

Эффективность психоанализа

Если глубинная психотерапия эффективна, то пациент преодолевает свои внутренние конфликты и может вести нормальный образ жизни.

Часто во время лечения пациент начинает сомневаться в его эффективности. Однако для того, чтобы ощутить на себе благоприятное действие психоанализа, должно пройти немало времени. Даже если первое время психотерапия не дает положительных результатов, не следует ее прерывать.

В каких случаях применяют психоанализ?

Психоанализ применяют для лечения различных расстройств личности. Она дает положительные результаты при депрессии, фобиях, неврозах, патологиях личности, психосоматических заболеваниях.

Психоаналитическая терапия противопоказана детям, страдающим психическими заболеваниями. Такие дети с трудом выражают свои мысли. Они не осознают того, что психически больны. Поэтому для лечения детей рекомендуется использовать другие методы, например, игры, способствующие их самовыражению.