10 развития фонематического слуха детей. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста картотека по логопедии на тему. Игры для развития неречевого слуха

Формирование речи у ребенка зависит от того, насколько отчетливо и правильно он ее слышит от окружающих. Развитие фонематического слуха у дошкольников — важный элемент воспитания личностных качеств человека.

Почему развивать слух нужно с раннего детства?

У маленьких детей развитие речи происходит очень стремительно: словарный запас становится больше, звуковое оформление слов значительно улучшается, а предложения звучат более грамотно. С рождения малыша окружает изобилие звуков: неречевых (звуки природы: щебетание птиц, поток воды и т.д.) и речевых (слова, с помощью которых он обменивается информацией со взрослыми, приобретает нормы поведения и др.). Слыша слова, ребенок пытается их повторять.

Хороший уровень речи, как правило, дети демонстрируют к 3 годам. Но так бывает не всегда. Часто можно заметить, что в одном и том же возрасте один ребенок четко и правильно строит предложения, а второй недостаточно грамотно произносит отдельные слова, а построение его предложений оставляет желать лучшего. С такой проблемой часто сталкиваются родители, которые не уделяют времени на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста, пуская все на самотек.

Зачастую у малышей можно заметить следующие речевые ошибки:

  1. Пропуск звуков в слове («пишел» вместо «пришел»).
  2. Перестановка слогов или отдельных звуков («корвик» вместо «коврик», или «гамазин» вместо «магазин»).
  3. Сокращение слов, выпадение слогов («гипам» вместо «гиппопотам»).
  4. Неправильное ударение в словах («ветЕр» вместо «вЕтер»).

К 3-4 годам дети уже замечают речевые ошибки своих сверстников, невзирая на то, что сами еще говорят далеко не идеально. Критичная оценка своей речи развивается к 5 годам, то есть в этом возрасте он понимает, что говорит неправильно и даже стесняется этого. Это приводит к психологическому барьеру, который препятствует нормальному формированию личности. В таком случае, малыш начинает меньше разговаривать, а предложения становятся односложными и короткими. Психологи утверждают, что резкая критика речевых ошибок может вызвать у ребенка агрессию.

С чего начать развитие фонематического слуха?

Формирование фонематического слуха у дошкольников — основа понимания смысла речи. Если речевое звукоразличение не сформировано, то ребенок будет воспринимать (повторять, запоминать, писать) не то, что произнесли, а то, что он услышал. Особенно явно слуховые дефекты видны в школе в процессе обучения чтения и письма. Без этих элементарных навыков возникнут сложности в овладении учебной программой.

Развитие фонематических процессов у дошкольников — важный и не всегда легкий процесс, но пренебрегать им опасно для здоровья ребенка.

Неречевой слух

Почему даже добросовестные родители, которые выполняют все инструкции и рекомендации логопеда, не получают желаемого результата? Одной из основных причин такой проблемы является упущение первого этапа — это формирование неречевого слуха.

Изначально слух развивается на основе неречевых звуков: шума воды, ветра, музыки. Благодаря элементарным психическим процессам формируются более сложные. Неречевые звуки — база для речевых. Чувство ритма следует развивать на фоне формирования неречевого слуха. Очень полезными считаются упражнения с закрытыми глазами, когда ребенок распознает звуки, не опираясь на зрение.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста начинается с простого различения «быстро — медленно», «тихо — громко». Для этого следует подбирать музыкальные композиции контрастные и эмоциональные по своей структуре. Прекрасно, когда дети в процессе обучения подпевают, дирижируют и танцуют.

Игры для развития неречевого слуха

Упражнения на слуховое развитие должны протекать интересно, потому что дети эффективнее усваивают информацию в игровой форме. Развиваем малышей:

  1. «Кто там?». Для игры понадобиться колокольчик. Когда раздается звон за дверью, учитель задает вопрос детям, не слышали ли они что-то? После ответа снова звучит колокольчик. Учитель спрашивает о том, кто же это может быть. После этого педагог предлагает детям спросить, кто там. Малыши спрашивают, и за дверью раздается голос человека. Такая простейшая игра развивает у детей внимание, интерес, а задача учителя — показать, что звуки бывают очень важными, и всегда стоит к ним прислушиваться.
  2. «Ушки — слушки». Для игры потребуются металлические и деревянные ложки, а также хрустальные рюмки. Изначально детям предлагается назвать эти предметы, после чего они слушают, как звучит каждый из них. Установив ширму, педагог поочередно воспроизводит звук всех перечисленных предметов. Задача детей — дифференцировать предложенные звуки. Такая игра прекрасно влияет на развитие фонематического слуха и способствует улучшению памяти.
  3. «Кто сказал мяу?». Прослушивая аудиозаписи со звуками животных, детям нужно распознать, кому принадлежит тот или иной голос. Такая незатейливая игра совершенствует умение различать голоса животных и птиц.

Речевой слух

Как уже говорилось, неречевой слух является базой для речевого. Если этот этап не упущен, то формирование речевого слуха будет протекать гораздо быстрее и качественнее. Практика показывает, что на развитие речевого слуха влияют ощущения, которые возникают в процессе движения артикуляционного аппарата. Во время воспитания фонематического слуха ребенок воспринимает все тонкости звучания речи:

  • правильность произношения;
  • четкость;
  • повышение и понижение голоса;
  • интонацию;
  • ритмичность;
  • темп (ускорение или замедление);
  • эмоциональный окрас;
  • тембр (указ, просьба).

Если фонематическое восприятие у дошкольников не развито на должном уровне, то развитие их речи будет протекать крайне затруднительно.

Игры для развития речевого слуха

Чтобы формирование фонематического слуха протекало весело и интересно, нужно применять игры на развитие речевого слуха:

  1. » Кто внимательнее всех?». Дети садятся вокруг ведущего, который просит их выполнить какое-нибудь движение, например, поднять руку вверх, а затем едва слышным шепотом озвучивает имя или фамилию того, кто это должен сделать. Если ребенок пропустил свое имя, то называют следующего. Победителем является самый внимательный игрок.
  2. « Узнай-ка». Водящему закрывают глаза, а все вокруг, изменяя свой голос, произносят какую-нибудь фразу. Задание: отгадать человека по измененному голосу.
  3. «Холодно-горячо». Сидя в кругу, дети перекатывают друг другу мяч. Если один ребенок говорит «холодный», то второму мяч можно трогать, а если «горячий», то нельзя. Если кто-то ошибается, ему присуждают штрафное очко (наказание можно придумать по усмотрению ведущего).
  4. «Запоминай-ка». Ведущий называет около 6 слов, задание игрокам: повторить их в той же последовательности. Если ребенок пропустил слова или переставил их местами, то это считается проигрышем. С каждым туром можно усложнять слова и увеличивать их количество.

Обязательно ли развивать фонематический слух у детей?

Врачебная диагностика показывает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников негативно сказывается на их формировании как личности. Важно относится ко всем упражнениям с полной серьезностью, ведь от этого зависит будущее вашего ребенка. При этом не стоит забывать, что все занятия должны быть для малыша привлекательными, только тогда обучение будет протекать быстрее и эффективнее, а результаты не заставят себя ждать.

Упражнения для развития фонематического слуха дошкольников помогают распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит услышанное слово. Но самое главное: обладая хорошим фонематическим слухом, ребенок легко овладеет письменной и устной речью и будет успешным в учебе.

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

– это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только – . Если этого не произошло, то можно говорить о – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

  • Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной . Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

  • Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • Дифференциация фонем

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

  • Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

  • Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

  • Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

  • Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

  • Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

5 лет считается началом периода старшего дошкольного возраста. В это время родители и воспитатели в детских дошкольных учреждениях должны активно заниматься их физическим, психологическим, эмоциональным и речевым развитием. Не многие знают, что одной из основных составляющих полноценного развития речи является формирование хорошего фонематического слуха.

Что собой представляет фонематический слух?

Фонема – это звук, придающий слову конкретный смысл. Наличие фонематического слуха подразумевает под собой распознавание звуков разных частей речи, необходимое, чтобы понимать смысл сказанного.

Фонематический слух – это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно:

  • узнавать наличие конкретного звука в слове;
  • различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
  • различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет

Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова. В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно обучать их связной речи, основам грамматики, обогащать словарный запас именно в этот возрастной период.

Стоит отметить, что чем раньше начинается процесс обучения родной речи, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем.

Большинство детей к 4 годам верно проговаривают все звуки, кроме [Р] и [Л] и их мягких пар. В 5 лет они уже могут произносить правильно все звуки родной речи. У детей уже полностью развит артикуляционный аппарат. Но проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в плохом развитии фонематического слуха. Зачастую у детей 5 лет на слух плохо различаются свистящие и шипящие звуки, например, [С] и [Ш].

Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали. При этом малыш не правильно произносит звуки, что приводит к возникновению проблем в общении с другими детьми. Ребёнка начинают дразнить, он может стать изгоем.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.

Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет

Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа:

Показать малышу карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

  1. – воспитатель или родитель лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
  2. – изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
  3. – дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
  4. – взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
  5. – при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
  6. – необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Малыш должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет

Все занятия на развитие фонематического звука для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения – 15-20 минут.

Проводить занятия необходимо тогда, когда малыш хорошо себя чувствует: сыт, не болеет и в хорошем настроении. Давить на ребёнка и заставлять его заниматься против воли не следует.

  • “Звуки из коробочки”. Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.
  • “Что за предмет издаёт этот звук?”. Берутся предметы, изготовленные из различных материалов: стеклянный стакан, пластиковая игрушка, деревянная линейка, оловянная ложка и т.п. Сначала ребёнок наблюдает, как взрослый стучит по каждому из этих предметов, которые при этом издают разные звуки. Потом малыш закрывает глаза, взрослый стучит по каждому предмету, а ребёнок должен их угадывать по издаваемым звукам.
  • “Жмурки”. Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.
  • “Послушай и покажи”. Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. Родитель называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.
  • “Правильно или неправильно”. Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.
  • “Чей голос?” Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.
  • “Угадай музыкальный инструмент”. Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребёнок должен угадать, какой из них сейчас звучит.
  • “Поймай звук”. Задаётся один звук (например “ш”), который малыш должен “поймать”. Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.

Игра позволяет обучать ребёнка так, чтобы ему был интересен этот процесс.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать. Воспитатели в детском саду должны обучать детей правильному произношению и способности различать звуки, но проводить игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, со своими детьми могут и сами родители.

Читайте далее:

учитель-логопед МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорск

Консультация для родителей: «Фонематический слух — основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Консультация «Фонематический слух - основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха»

Алиева Т.К.,

учитель – логопед

Магнитогорск, 2019

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека.

Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) . Это умение называется фонематическим слухом .

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом , не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки .

Недостаточная сформированность слухового восприятия , фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков , слов, фраз.

Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух , следует помнить, что :

«Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - то, что мы слышим и произносим.

Буква - то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков : А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять : шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука : Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) в начале слова (яма, юла) ; после гласного звука (маяк, заюшка) ; после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) . В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук :

Я - А. Ю - У, Е - Э, Ё - О (береза, мяч) .

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло : глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит) : К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит) : Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух :

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные : Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные : Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи .

Упражнения для построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями , начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха .

— Игра «Угадай, что звучало» . Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

— Игра «Шумящие мешочки» . Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

— Игра «Жмурки» . Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

— Игра «Похлопаем» . Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например : два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру , силе и высоте.

— Игра «Узнай свой голос» . Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

— Игра «Громко–тихо» . Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

— Игра «Слушай и выбирай» . Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом) . Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

— Игра «Верно–неверно» . Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота) . Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

— Игра «Похлопаем» . Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

— Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па» , «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

— Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз» , ветер дует «сссс» , жук жужжит «жжжж» , тигр рычит «рррр» . Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

— Игра «Похлопаем» . Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему .

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

— Игра «Сколько звуков» . Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

— Игра «Похлопаем» . Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся.

Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха

Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука , исправить дефектное произношение.

Работу по развитию у детей способности различать звуки нужно начинать с узнавания и различения неречевых звуков (звуков окружающей среды) и развития слухового внимания .

Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы : что шумит? (Деревья, что гудит? (машина) и т. д. Затем предложите внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней комнаты и т. д.

Игра «Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, стригут ножницы, льётся вода, шуршат спички в коробке, перекатывающийся в стеклянной банке шарик; сминаемая газета; разрываемая толстая бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет (за ширмой) . А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Игра «Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление .

На втором этапе детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Три медведя» Рассказывать вместе с ребёнком сказку, выделяя низким, грубым голосом слова медведя, менее грубым голосом слова медведицы, высоким голосом слова медвежонка.

Игра «Кто кричит?» Предложите ребёнку изобразить домашних животных и их детенышей. Как кричит корова (произносить звукоподрожание «му-у» низким голосом, а как телёнок (высоким голосом «му-у» , коза и козленок, свинья и поросенок и т. п.

На занятиях третьего этапа дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра « Правильно- неправильно «

Покажите ребёнку листок бумаги и скажите : «Я буду называть слово бумага то правильно , то неправильно , а ты внимательно слушай. Как только я ошибусь, ты хлопай в ладоши»: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумака – бумака» . Следующее слово : вагон. Уточните, что это такое, а затем поиграйте : вагон – вакон — фагон – вагон – факон – вагом.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме :

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его. (боюсь)

В дом войти боится вол :

— Подо мной прогнется. (пол)

Игра «Как звучат слова?»

Взрослый называет слова и просит детей сказать, как они звучат : похоже или непохоже?

Мышка — мишка (похоже) ; рак — мак (похоже) ; лошадь — корова (непохоже) ; шапки — лапки (похоже) ; стол — шкаф (непохоже) ; дом — ком (похоже) ; миска — киска (похоже) .

Игра «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например : «Спать пора, уснул бычок…» , «Уронили мишку на пол…» , «Наша Таня громко плачет.» ). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Произносите слоговой ряд, например : «на-на-на-Па» , а ребёнок должен определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются : «на-НО-на» , «ка-ка-ГА-ка» и т. п.

Игра «Одинаковые или разные»

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух , после чего взрослый повторяет то же слог либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Происходит это примерно так :

Взрослый шёпотом «па» , ребенок – «па» , взрослый громко – «па» , ребёнок – одинаковые,

Взрослый шёпотом «ба» , ребенок – «ба» , взрослый громко – «па» , ребёнок – разные,

Взрослый шёпотом «ка» , ребенок – «ка» , взрослый громко – «га» , ребёнок – разные, и т. д.

Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор .

Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая интерес детей, мобилизует их внимание.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба) .

За-зу-за — уходи домой, ко. (за) .

Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти) .

Де-де-те — сядем в темно. (те) .

Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю) .

Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе) .

На пятом этапе дети учатся различать звуки родного языка. Причем начинать следует с различения гласных звуков.

Игры со звуковыми символами

Соотнесите символ с действиями людей или животных (ребёнок плачет «а-а-а» , паровоз гудит «у-у-у» , девочка охает «о-о-о» , лошадка кричит «и-и-и» )

Произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» — рот широко открыт; когда произносим «о» — губы выглядят как овал; при произнесении «у» — губы сложены трубочкой; при произнесении «и» — губы вытянуты в улыбку).

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (например, а) .

Игра «Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Аналогично проводится игра со словами, где первый звук гласный.

Игра «Кто первый»

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а» , «у» , «о» или «и» . Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка» ). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

Затем следует учить детей навыкам элементарного звукового анализа : определять наличие заданного звука в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец) . Начинать надо с анализа гласных звуков, что можно делать следующим образом. Вместе с ребёнком приготовьте несколько красных кружков. Произносите один, два или три гласных звука, например «а» , «ау» , «иау» , «о» и т. д., а ребёнок раскладывает на столе такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.

Игра «Сколько звуков?»

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа) . Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

Игра «Буквы, по порядку становитесь»

Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два : ау, иа, затем — по три звука : ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность : сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к) : кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп и т. д.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например : «тан.» , «пау.» , «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игра «Назови первый звук в слове»

Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук, платье, а затем перед гласным (сом, кот, пар) .

Игра «Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук, будем называть их по очереди : одно слово ты, другое – я.

Игра «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

Игра «Придумай слово»

Предложите детям назвать слова :

С «песенкой комарика» — зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» — жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» - шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка, мышка.

С «песенкой мотора» -рак,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» — собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

Игра «Крайние звуки»

Назвать первый и последний звуки в словах : аист, ослик, угол.

Игра «Хлопни — топни»

Задание для ребёнка : если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова : шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.

Игра « Исправь ошибку »

Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно :

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.

Игра «Найди и назови нужное слово»

Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С — Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

З — На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

Игра «Четвертый лишний»

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.

Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3» ).

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж» ).

Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет звука «С»

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь «отхлопывать», «отстукивать» ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Игра «Прошагай слово»

Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.

Игра «Какое слово длиннее?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит, какое слово длиннее : дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик или крот, велосипед или велик.

Данные упражнения помогут ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха , подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.

Консультация для родителей: «Фонематический слух — основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха»

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети слышат различные не речевые звуки, окружающую речь и проговаривают ее сами.

Анастасия Бадалагина Логопед клуба «Магис Дети»


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?

В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован.

КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА ДОМА?

В структуру занятий с логопедом в клубе «Магис Дети» обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр, который очень нравится деткам! Чтобы улучшить результат занятий или для формирования слуха ребенка самостоятельно, я рекомендую периодически использовать ряд простых и доступных упражнений. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.

1 УПРАЖНЕНИЕ: «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»

На занятиях в клубе мы используем различные музыкальные инструменты: бубен, металлофон, барабан, дудочки, погремушки. В домашних условиях можно использовать все, что «звучит». Например: коробочку со спичками, музыкальные шкатулки, музыкальные игрушки, погремушки, баночки с крупами, различные по звучанию. Ребенок не глядя, с завязанными глазами, должен определить на слух, какой инструмент или предмет издает звук.

2 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТСТУЧИ РИТМ»

Ребенок должен повторить за взрослым количество ударов по столу или хлопков, которые различаются по своей длительности и имеют определенный темп. Ритм может быть различным, но главное, он не должен быть слишком сложным, чтобы ребенок смог его повторить. Например, 1 удар, 2 удара, 3 быстрых удара, 3 медленных удара, 1 быстрый удар и 2 медленных и так далее.

3 УПРАЖНЕНИЕ: «ИМИТАЦИЯ»

Попросите ребенка передать голосом, как звучит какой-нибудь предмет: часы, холодильник, чайник; как капает дождь; как поют птицы; как воет волк и так далее. При этом можно менять силу голоса: попросите изобразить тихо или громко, повысить или понизить голос.

4 УПРАЖНЕНИЕ: «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Ребенок должен угадать какой-то определенный звук из ряда других звуков, которые называет взрослый. Например, звук [Р]. Заранее охарактеризуйте ребенку этот звук, чтобы он его узнал. Звук [Р]— громкий, звонкий, «рычащий». Затем произнесите ряд звуков, среди которых будет и звук [Р]. Если ребенок узнал звук, он должен хлопнуть в ладоши.

5 УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО»

Покажите ребенку картинку с предметом и специально назовите его неправильно, например: «Это лакета? Это вакета? Это уакета?» При этом ребенок должен сказать, что это неправильно. Когда вы назовете правильно — «ракета», ребенок хлопает в ладоши. Это упражнение всегда очень нравится детям и является очень эффективным, так как хорошо повышает концентрацию внимания и развивает фонематический слух.