Судьба данилы мастера. Трилогия про данилу-мастера. Забота Прокопьича о Данилке

Сказочница и исследователь

Все же "Каменный цветок" , "Горный мастер" и "Хрупкая веточка" Бажова замечательная трилогия.

История про то, как Данила-мастер попал к Хозяйке Медной Горы, но смог освободиться благодаря любви к невесте, знакома многим. Про это сняты и мультфильмы, и фильм. Правда фильм "Каменный цветок" на самом деле микс сюжетов самого "Каменного цветка" и "Хозяйки медной горы". "Хозяйка Медной Горы" про другого героя - Степана, на него Малахитница и впрямь посягала, набивалась замуж, отпустила, но все же совратила (судя по его дочке чернявой Танюшке, явному подкидышу) и извела тоской до смерти.

О. Коровин. Каменный цветок.

Невесте же Данилы-мастера Малахитница подарков не дарила, наоборот гнала со Змеиной горки "уходи поскорее!". Да и сам Данила, став одним из мастеров Горы, камни свои творил явно с мыслями о невесте. Чего только стоят романтичные узоры на малахите, что он ей подкидывал. Сначала две пташки: одна на дереве, другая сидящая в траве, а после уже птицы летящие навстречу друг другу. А когда Данила, явно имея власть над Горой, открыл её своей невесте так, что та увидела его самого, то Малахитница уже не стерпела. Явилась сама прогонять упрямую девчонку, а непокорному мастеру пригрозила отобрать знания, ради которых он потратил два года жизни. Но выбор оказался неожиданным. Не знаю другой истории, где мастер добровольно отказывается от высшего знания, потому что понял: невесту любит больше и человечью суть забывать не хочет.

В. Назарук. Каменный цветок.

Что интересно, Хозяйка всё же оставила ему полученное в Горе мастерство (в наказание?), но при том забрала из памяти осознание красоты каменного цветка. Данила порой печалился о том, но, как Степана, тоска его в могилу не свела. Он явно понимал от чего и ради чего отказался. Лучшее тому подтверждение, что Катей у них было восемь сыновей и дочка. Однако на этом история не закончилась.

В. Назарук. Горный мастер.

В "Каменном цветке" Хозяйка говорила: "Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу". Даниле не далась без подсказки задумка, как вдохнуть жизнь в камень, но сын его смог постичь замысел, к которому стремился отец. Данила хотел показать красоту камня, а сын его воплотил красоту жизни в камне. Не ради чего-то великого, а чтобы спасти семью от непосильного оброка. Не из любви к искусству, а из любви к людям. Об этом говорится в сказе "Хрупкая веточка". Сыну Данилы-мастера Мите Хозяйка подсказала нужный материал. А еще спасла от гнева барина, сама уже не посягала и явно помогла сбежать с любимой девушкой. Разумно. Зачем два раза на одни и те же грабли наступать? Пусть живет где-нибудь подальше от Горы Митя, кстати, явно на отца был похож характером.

Ох уж эти богини, всегда им не давали покоя талантливые смертные Примечательно, что трилогия о Даниле-мастере идет после сказа про "Малахитовую шкатулку", в которой Хозяйка "двоится стала". Кто знает, возможно, что Хозяйкиной дочке Танюшке тоже хорошие мастера нравились?

В. Назарук. Малахитовая шкатулка.

ДАНИЛА

ДАНИЛА - герой сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным». Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахит-ному делу». Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет». Надумал Д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах - «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». Интерпретации образа Д.-мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.

Сказ экранизирован в 1946 г. режиссером А.Птушко; созданы опера К.В.Молчанова «Каменный цветок» (1950), балет С.С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (19SO). В партии Д. дебютировал на сцене Большого театра В.В.Васильев (1959).

Лит.: Скорино Л. Павел Петрович Бажов

//Бажов П.П. Сочинения. М., 1986. Т.1.

Н.И.Коротко ва


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДАНИЛА" в других словарях:

    Ы, муж. Разг. к (см. Даниил).Отч.: Данилович, Даниловна; разг. Данилыч. Словарь личных имён. Данила См. Данил. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

    Сущ., кол во синонимов: 2 даниил (8) данил (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Даниил мужское имя. Даниил (имя) Даниил (пророк) Игумен Даниил, известный своим путешествием к Святым местам. Даниил Столпник Даниил (митрополит Московский) Даниил (Нусиро) митрополит Токийский и Всея Японии Князь Даниил Даниил Александрович,… … Википедия

    Данила - Дан ил, Дан ила (Дан илович, Дан иловна) … Русский орфографический словарь

    Данила - Дани/ла, ы, муж. разг. к Даниил отч. Дани/лович, Дани/ловна; разг. Дани/лыч … Словарь личных имён и отчеств

    - (1864(1864) 1936) самый известный горщик (специалист по добыче самоцветных и цветных камней) Урала и России, прообраз Данилы мастера из бажовских сказов. Биография Родился, вырос и провел большую часть жизни в деревне Колташи, что в Режевском… … Википедия

    Дата рождения 8 сентября 1975 (33 года) Место рождения Ленинград, СССР Страна … Википедия

    Данила Новгородский посадник 1327 1329 гг. & … Википедия

    Данила Новгородский посадник 1129 1130 гг. & … Википедия

    Князь пронский 1372 после 1378 … Википедия

Книги

  • Марш людоедов. Пятая книга стихов , Данила Давыдов. Данила Давыдов - поэт, прозаик, критик. Автор стихотворных книг Сферы дополнительного наблюдения (1996), Кузнечик (1997), Добро (2002), Сегодня, нет, вчера (2006), книги прозы Опыты…

Данила

ДАНИЛА - герой сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным». Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахит-ному делу». Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет». Надумал Д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах - «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». Интерпретации образа Д.-мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.

Сказ экранизирован в 1946 г. режиссером А.Птушко; созданы опера К.В.Молчанова «Каменный цветок» (1950), балет С.С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1950). В партии Д. дебютировал на сцене Большого театра В.В.Васильев (1959).

Лит.: Скорино Л. Павел Петрович Бажов // Бажов П.П. Сочинения. М., 1986. Т.1.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

Таят в себе национальный колорит, описания простых русских людей и сочетают действительность с фантастическим началом. В сочинении «Каменный цветок» главным героем стал мастер-ремесленник по имени Данила. О приключениях мужчины автор и ведет речь в произведении.

История создания персонажа

У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.


Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.

Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

Образ в сказках


Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.

Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.


Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.


Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.


  • Экранизация сказки впервые состоялась в 1946 году. Снять фильм решил режиссер Александр Птушко. Фильм стал симбиозом сказок о каменном цветке и о горном мастере. выступил в картине в образе Данилы-мастера. Автором сценария выступил сам Бажов. В 1947 году проект был отмечен призом на Каннском кинофестивале и получил Сталинскую премию.
  • В 1977 году Олег Николаевский создал мультфильм по мотивам сказки Бажова. Кукольная телепостановка включала и работу актеров.
  • В 1978 году Инесса Ковалевская сняла мультфильм по произведению «Горный мастер». Рисованная сказка транслируется на телевидении и сегодня.

Класс: 5

Что там, в этом темном глубоком колодце? Что можно почерпнуть из него? Для каких добытчиков он открыт?

Заглянуть на дно колодца мы и попробуем, анализируя трилогию –

“Каменный цветок”
“Горный мастер” и “Хрупкая веточка”.

Эти сказы являются своеобразным центром сборника “Малахитовая шкатулка”.

Именно в них и заключена необыкновенная глубина бажовских мыслей о прекрасном творческом труде, который создает из обычного ремесленника великого Мастера, его духовную и нравственную красоту, о единстве и гармонии его с Природой.

Знакомство с творчеством Бажова мне представляется очень важным для учащихся. Ведь здесь подняты проблемы Любви и Верности, Мастерства и Самопожертвования, Величия и Скромности.

И в данном контексте бажовский колодец до конца непостижим и неисчерпаем. И не иссякнет к нему поток добытчиков – читателей, таких же, как и мы, “добывающих” ответы на поставленные самой жизнью вопросы...

Первый урок

Начинается со вступительного слова учителя о Бажове, его сказах, воспоминаниях дочери Ариадны Бажовой – Гайдар и других современников. Называется урок “Мастер. Мудрец. Сказочник”.

Не случайно первым вспыхивает слово “Мастер”. Потому что Павел Петрович был тончайшим искусником Слова. Его “Малахитовая шкатулка” – кладец народной мудрости и писательского мастерства. Будто сама книга – самоцвет, шкатулка, наполненная драгоценностями словесного искусства.

Мариэтта Шагинян писала о Бажове: “Одареннейший мастер слова... Он сумел слить, сочетать свои наблюдения в прозрачную ткань искусства”. Бажов сам был олицетворением образа Мастера: старик, с высоким и почти неморщинистым лбом мудреца, с такими глубокими и проникновенными глазами, которые, казалось, видели все на свете и все понимали.

Певец Мастерства, он сам был замечательным Мастером в литературе.

Родился будущий писатель в семье мастера Cысертского завода в 1879 году. Рос Бажов в рабочей среде: “видел и познавал нравы и обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку”.

С детства он впитывал рассказы о талантливых мастерах, о тяжелейшем труде на руднике.

О Медной горе писатель узнал еще будучи ребенком от бабушки и отца, а когда увидел ее, то расстроился: горы как таковой не существовало, остались одни легенды.

Павел оканчивает Пермскую духовную семинарию. Становится учителем русского языка и литературы.

Он работал журналистом, редактором, занимался литературным трудом, руководил Свердловским отделением Союза писателей.

Ему было уже 57 лет, когда вдруг к нему пришла известность...

В 1939 г. в Свердловске вышел первый сборник сказов “Малахитовая шкатулка”. В нем было 14 сказов, а всего их написано 56.

В 1942 и 1944гг. “Малахитовая шкатулка”, заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Бажов стал Лауреатом Государственной премии, награжден Орденом Ленина за литературную работу.

В 1933 году “Малахитовая шкатулка” переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947- в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, – на 100 языков мира.

Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: “Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец– рабочий”.

“От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или, переведя разговор на другую тему”, – писала дочь Бажова.

В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много было торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: “Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенна”...

Из книги Методические советы к учебной хрестоматии для 5 классов.

1. ВОСПОМИНАНИЯ Е. ПЕРМЯКА:

“Я познакомился с любезным, мягким, располагающим к себе человеком лет пятидесяти... Каштановая, шелковистая, хорошая борода...Блуза, подпоясанная широким ремнем. Рабочая кепка. Брюки, заправленные в сапоги. К тому же невысокий рост, маленькие ручки, маленькие ножки и большая красивая голова с высоким лбом. Его широко разрезанные глаза... светились бирюзой. Они излучали доброжелательность. Они были отечески, покровительственно насмешливы”.

2. КАК БАЖОВ ЧИТАЛ СКАЗЫ СВОИМ ЗЕМЛЯКАМ.

“Каждое слово – всхожее семя. Язык “Малахитовой шкатулки”– это их, не “стилизованный”, а родной язык, полученный с молоком матери, язык их дедов, язык их обихода.

Буря аплодисментов! Вопль и стон радости, когда победа оказывается за героем сказа, когда добро торжествует над злом.

Выступающий воспламеняет аудиторию. Аудитория взаимно воспламеняет выступающего. Когда этот контакт в Таборах достиг накала свечения, я увидел Бажова страстным, темпераментным мастером чтения (точнее, “сказывания). У старика блестят глаза. В голосе гневные, трагические или, наоборот, мягкие, певучие нотки.

– Отвел душеньку,– сказал Павел Петрович, когда кончился нескончаемый, многочасовой литературный вечер, начавшийся после полудня”.

3. ИЗ СТАТЬИ Б.ПОЛЕВОГО “О НЕРЖАВЕЮЩЕМ МАСТЕРСТВЕ”:

“Вместо могучего плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой сутуловатый старичок... Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русского лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-за приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются веселые и живые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет”.

4. ВОСПОМИНАНИЯ АРИАДНЫ ПАВЛОВНЫ БАЖОВОЙ:

“Он умел радоваться чужим удачам. Я не помню, чтобы на протяжении 25 лет, что я знала отца, он о ком-нибудь говорил зло. Я не помню, чтобы он о ком-нибудь говорил недоброжелательно. С огорчением – да. Он совсем не смотрел на людей как на ангелов и умел им объяснить, чего они, с его точки зрения, стоят, но делал это всегда не обидно, с большим чувством такта”.

После выступления учителя можно спросить у ребят, что запомнилось им из рассказа о писателе или что нового о нем они узнали.

Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа.

В чем же заключается отличие сказа от сказки?

Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова.

Ответы детей:

– Я заметил, что сказы похожи и на рассказ, и на сказку.

– А еще здесь, как в сказке, происходят чудеса, а также есть герои – это обычные люди.

– В основе сказов – реальная жизнь, а не сказочная.

– Смотрим словарь Ожегова. Читаем определение сказа:

1) Народно-эпическое повествование;

2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Делаем вывод.

  1. Герои – люди самые обыкновенные
  2. Фольклорная первооснова
  3. Рассказчик (из народа)
  4. Наличие волшебства (быль+вымысел)
  1. Сказочные герои
  2. В основе волшебство
  3. Всегда счастливый конец
  • Чем произведение похоже на сказку?
  • Чем отличается?

Домашнее задание:

  1. Рассказ о писателе
  2. Чтение “Каменного цветка”
  3. Индивидуальные задания для сильных учащихся:

а) рассказ о малахите, змеевике и других полезных ископаемых;
б) изучение словаря профессиональных и диалектных слов;
в) как раскрывается в сказе талантливость Данилы, его душа художника?

Второй урок

Начинается с устных сообщений о писателе, о полезных ископаемых.

Дети принесли образцы минералов, поделки и изделия из природного камня. Организуется выставка.

Теперь обмениваемся впечатлениями о прочитанном.

В сказах Бажова возникает и проходит перед нами целая галерея героев – это сама Хозяйка Медной горы, жадные и жестокие управляющие и господа. Но самыми главными персонажами являются люди труда, знающие и понимающие камень, рискующие своим здоровьем во имя достижения своей профессиональной цели.

– О чем рассказывает “Каменный цветок”?

– Каким вам представляется мастерство камнереза?

– Что вы узнали?

– Легко ли стать Мастером?

“У них – малахитчиков – дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а сколько он над ней сидит”.

Данилушке изначально был дан талант. Это интуитивно почувствовал Прокопьич (“худой-расхудой... а с лица чистенький... уставится глазам на картину какую... да и стоит...блаженный какой-то... и песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит...

Какие качества отличают характер этого мальчика? (Упорство – с.67 “Данилушко дрожит весь, слезы капают, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился”).

Наблюдательность – с.65 “Букашка по листочку ползла. Сама сизохонька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает...”

Трудолюбие – с.73 “На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава”.с.76 “Работал Данилушка вовсе не тихо, а на диво ловко да скоро” с.77 (“Данилушка и работал без натуги”) -Как Бажов описывает трудный путь становления Мастера?

Что мучило Данилу? (Данило постепенно познавал силу камня, и в нем все больше и больше крепло стремление создать из неживого камня – живой цветок. Подобно тому, который может быть создан только самой природой. Мастер стремится к единению, к гармонии с Природой. И этот путь тяжел).

С.80 “Задумчивый стал, невеселый. Потерять не потерял, а найти не могу. Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел. С.81 Чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать”.

Здесь также обращаем внимание детей на особенный язык сказа.

(Работаем со словарем устаревших, диалектных и профессиональных слов).

– От чьего лица ведется повествование?

(из уст рассказчика-сказителя). Написан разговорным языком. В течение урока мы составляем с ребятами таблицу по материалу сказа.

“Каменный цветок” Образ Мастера (табл. № 1)

Текст
Образ Данилки-Недокормыша
Вывод
“Сиротка 12-лет” худой-расхудой, а с лица– чистенький. Лицо, глаза – зеркало души.
Блаженный какой-то и начнет наигрывать, и песни все незнакомые, не то лес шумит, не то ручей журчит. Умный, внимательный, наблюдательный. Образ Дурачка. Это состояние души мастера. В песнях – единство, гармония с Природой.
С.76 “ Ты показывал да рассказывал, а я примечал...” “Все тебе открою, не потаю..”. (Прокопьич) Способный, талантливый.

Старый Мастер раскрывает свои тайны.

“У них ведь – малахитчиков– дело мешкотное” (по Ожегову – кропотливое) Тяжелый. Изнурительный труд.
Работал Данило вовсе не тихо, а на диво ловко да скоро. С.77 “...работал без натуги” Мастерство Данило. Величие Мастера в его работах.
С.81 Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел.
С.90 А только без цветка мне жизни нет Самоотверженность. Самоотречение
С.94 Хозяйка взяла его в горные Мастера

Данило узнает от бабки Вихорихи, что есть такой (с.68) каменный цветок, который на змеиный праздник цветет и необычайную силу имеет, но “несчастен тот человек, который каменный цветок увидит”, не обращает внимание на предупреждение старого Мастера: “Ты, милый Мастер, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные Мастера!”

“Горный Мастер” (табл.№ 2)

С.94 “Никто его мертвым не видел, а для меня он и подавно живой”. Перед Катей проблема выбора – быть верной или забыть, как все. Ее считают умалишенной. Даже родственники предали. Верность. Преданность.
С.99 “Слезы на землю капают, а у самой ноги малахит обозначился” Помощь Данилы и весточка от него.
Как раз по моим мыслям. Вера в любовь
С. 103 “Дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу птица”, (рисунок) Птицы – это символ любви Данилы и Кати стремление друг к другу (древо жизни)
С. 108 Птица книзу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит. Символ встречи
С. 109 Не надо мертвого камня, подавай живого Данилушку. Антитеза
С. 111 За твердость твою – вот тебе подарок (Хозяйка). Силой своей любви Катерина возвращает любимого из мира

Хозяйки. Любовь делает невозможное (Возвращение из царства мертвых)

Кажется, что Данилу ничто не может остановить в его стремлении создать необыкновенный каменный цветок: ни усталость, ни увещевания Прокопьича, ни предостережения старых Мастеров, ни слезы Катеньки.

– Как характеризует Данилу тот факт, что он готов всем пожертвовать ради цветка?

– Почему Данила разбивает свою чашу?

Как художник он приходит к убийственному выводу: он ничего не достиг, его работа несовершенна.

Он не может остановиться на полпути, он одержим мечтой достичь совершенства.

Поэтому он уходит в гору к Хозяйке.

Третий урок

Мы посвящаем сказу “ Горный мастер”.

Мы на этом уроке тоже составляем таблицу (см. табл. №2), но посвящаем ее уже другому образу – Кате. Она словно продолжает линию Данилы и помогает в осмыслении образа Мастера.

Данило исчезает, и для всех он умирает. Уходя в гору, он словно уходит в мир иной. Вернуться из-под земли нельзя, что и случалось со многими рабочими.

Что пришлось пережить Кате в борьбе за свою любовь? Как раскрывается ее характер? (Она отвергнута родней, осмеяна людьми, получила обидное прозвище “мертвякова невеста”, работает без устали день и ночь. Но она не сомневается ни минуты в том, что ее любимый жив, и это чувство помогает героине выжить, сохранив свою гордость и достоинство).

Какую весточку посылает Данило своей невесте? (“ у ног малахит обозначился”)

Какой рисунок был на бляшках, и как он меняется? Какой смысл вы усматриваете в этом? (Древо жизни, когда птицы– это символ любви, птицы летят навстречу друг к другу – символ скорой встречи. На первых – “узор редкостный. Будто из середины дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица”. На вторых – “птица с дерева книзу полетела, крылья расправила, а внизу навстречу другая летит”.

Зачем Хозяйка Медной горы дважды открывала гору перед Катей? (Дала возможность удостовериться в том, что жених жив. Во второй – Хозяйка разглядывала девушку, чтобы решить, отдавать ли ей суженного).

Почему Данило решил не оставаться в горе? (Перед силой Катиной любви отступает даже смерть. Только сильное чувство способно вернуть из “ царства мертвых”. Она решительно борется за свою любовь и требует у могущественной Хозяйки: “Не надо мертвого камня, подавай живого Данилушку” (антитеза: мертвый -живой. И даже душа “каменной девки” дрогнула и отступила: “За твердость твою – вот тебе подарок: Возвращение любимого.

– Но возвратившись домой Данило все-таки продолжает задумываться. О чем? Как это его характеризует? (Мастер никогда не останавливается на достигнутом, всегда в душе есть неудовлетворенность уже сделанным и мечта о еще не воплощенном. Это и движет Мастером в его развитии).

– Почему сказ называется “Горный мастер”, хотя главная героиня – Катя? (Действительно, Катя – главное действующее лицо, но подчинено главному – любви к Данилушке)

Следующий сказ “Хрупкая веточка” повествует о том, что в семье камнерезов появляется сын Митя, продолжатель семейных традиций.

Причем в своем мастерстве он даже превосходит своего отца – Данилу. Он рождается с талантом “художника по камню”. И хотя жизнь и судьба его складываются весьма непросто и драматично, ничто не может его заставить разлюбить свое ремесло.

– Как автор передает мастерство Митеньки? (Его замечательные работы изготовлены из бросовых материалов, “шлака”. “В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые... Ну как есть настоящие”. Митя вдыхает жизнь в неживой камень, и он оживает, превращаясь в живые ягоды всем известных крыжовника, смородины. И хотя Митиного таланта достаточно, чтобы создавать шедевры и помощь Хозяйки ему не нужна, присутствие ее мы все же постоянно ощущаем (камни, оставленные на подоконнике).

Мы наблюдаем какую-то особенную незащищенность Мити: в детстве упал и стал горбатеньким, его новенькие сапожки навлекли гнев барина на всю семью. Его особая “приметность” выразилась и в его одаренности.

Но барин не оценил Митиного искусства. Его “Хрупкая веточка” не пришлась по вкусу.

Почему? Как вы думаете? (Для барина важно не мастерство, а стоимость камней. Не каждому дано увидеть чудо в обыденном. А Митя открыл секрет красоты).

– Итак. Что же объединяет все три сказа?

Сказы объединяет тема Мастера и мастерства, искусства и жизни, ремесленничества и служения искусству.

Любовь к искусству помогает человеку снести любые удары судьбы, и поэтому красота будет жить.

Темы творческих работ:

  • Сказ о красоте.
  • О мастерах и мастерстве.
  • В поисках красоты.
  • “И будут жить веками
  • В чудесном малахите строк...” (Е. Хоринская)
  • Трудом жив и славен человек.

Список используемой литературы.

  1. Бажов П.П. Медной горы Хозяйка. М.: Детская литература, 2005.
  2. Мастер, мудрец, сказочник. Воспоминания о П.Бажове. Сборник. М.: Советский писатель, 1978.
  3. Родионов А . На крыльях ремесла. М. : Современник, 1988.
  4. Скорино Л . Предисловие // Бажов П.П. Собрание сочинений в 3-х т. М., 1976. С. 24.