Буква е материал для игровых упражнений. Конспект занятия "Звук и буква Ё". Дидактическая игра "Доскажи словечко"

Здравствуйте, Друзья!

Знакомство с буквами можно начинать с 3-4 лет, но все индивидуально и особо настаивать, тем более говорить ребенку, что сейчас мы сядем и будем учить буквы или что-то в таком духе категорически НЕ НАДО. Я уже говорила, чтобы ребенок заинтересовался буквами и стал САМ спрашивать взрослых, — Что это за буква? Буквы должны быть у Вас в доме: на кубиках, в книжке-азбуке , настенном алфавите и т.д.

Я выкладываю информацию о буквах на своем сайте почти ежедневно, но это не значит, что также быстро нужно учить с ребенком буквы. Сделайте закладку на мой сайт и учитесь не торопясь, хоть сколько времени. Что не понятно или возникают какие-либо трудности — задавайте вопросы через

Успехов Вам в обучении.

И сегодня мы продолжаем. Теперь вы уже знаете буквы А, Б, В, Г, Д.

На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

Е- это гласная буква.

Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются с Е.

Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

Сложи фигуру из семи палочек. Чем отличаются? Убери две палочки так, чтобы получилась буква Е.


Допиши букву Е. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки тоже готовятся к школе.

С уважением — Лидия Витальевна.

Класс: 1

Ход урока

1. Организационный момент

Чтобы время не терять
Я хочу у вас узнать,
Всё ль у нас в порядке:
Книжки и тетрадки?

Все ли постарались сочинить загадки?

На доске открываются творческие работы детей с изображением предметов, в которых присутствует буква Я .

– Какую роль играет буква Я в ваших словах – загадках?

Дети. Показатель мягкости согласного.

– Обозначает два звука, где [й] находится в сильной позиции

Подведение итогов

Яхта, ель, юла и ёжик
Чем слова эти похожи?
Есть в них хитрые друзья
Буквы Е, Ё, Ю и Я!
Хоровое чтение детьми.

На доске:

Дети читают.

У. Какова работа гласной Я?

Д. Обозначение двух звуков [йа].

На доске:

У. А теперь какую работу выполняет буква Я?

Д. Обозначает мягкость предшествующего согласного и произносится при помощи одного звука [а].

Проверка домашнего чтения: С.106 – слабочитающие дети читают по строчке.

Работа над прочитанным

У. Какова отгадка?

Д. Яблоня.

У. У вас есть даже схема, которая помогает увидеть две работы букв Я. Расскажите о ней.

Орфографическая работа

У. Какую семейку слов мы собрали из этой загадки? Прочитайте.

Учитель на доске открывает слова (Приложение 3)

Яблоко
Яблочко
Яблоня
Яблоневый

– Почему эти слова мы назвали “семейкой”?

К доске выходит ученик и выделяет одинаковую часть в словах.

– В какой позиции, сильной или слабой находится буква Я?

Д. Для этого нужно: разделить слова на слоги, поставить ударение и выделить “опасные места.

У. Покажите работу у доски.

Ученики по очереди выходят и выполняют орфографическую работу с данными словами.

– Для чего нам необходимы знания “опасных мест”?

Д. Для правильного и безошибочного письма.

Подведение итогов выполнения домашнего задания.

У. Спасибо, всем ребятам! Хорошо подготовили домашнее задание. Рассказали мне о новой работе “хитрой” гласной Я. Скажите, как вы думаете, в русском алфавите одна такая хитрая гласная?

2. Знакомство с новым материалом

Творческая работа: отгадывание темы урока

У. Послушайте загадку и нарисуйте мне отгадку.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(А. Рождественская)

Дети, на заранее приготовленных листочках, рисуют отгадку – ель.
Учитель проходит по классу, рассматривает работы и просит :

– Покажите свою отгадку!

На доске учитель вешает большую картинку – ель. (Приложение 4)

– Правильно угадали – это ель. А какие звуки мы слышим в начале этого слова, говорим медленно и слушаем [й-эл’]. Слышим [йэ]. Какой буквой они обозначаются?

Д. Буквой Е .

Сообщение темы урока

У. Действительно, сегодня на уроке “именинницей будет “хитрая” гласная Е.

Учитель открывает табличку на доске с буквой Е.

– А почему она “хитрая”?

Д. Потому, что в ней два звука [йэ].

Составление схемы слова ель

У. Составьте схему слова ель .

К доске выходит ученик.

– Обозначьте под схемой звуки буквами: Е Л Ь. Какую работу выполняет буква Е в слове ель ?

Д. Обозначает два звука.

Игра “Наряди ёлку”

У. А теперь я поиграю, подарю я ели шар М... Что случилось?

Д. Была ель, а стала мель.

У. Какую работу теперь выполняет буква Е ?

Д. Показатель мягкости предшествующего согласного.

У. А какой звук мы слышим на месте буквы Е .

Д. Звук [э].

У. Почему так получилось?

Д. Потому, что буква встала за согласным.

У. А кто из вас знает, что такое мель?

Д. Мелкое место на реке.

У. Подарю я шарик с Ц , получу я слово... (Приложение 6)

У. А что такое цель?

Д. Это то, к чему мы стремимся, идём

У. Сегодня цель нашего урока, показать новую работу “хитрой” гласной буквы Е

Физкультминутка

Вы наверное устали?
Ну-ка, дружненько все встали:
В алфавите, в букваре,
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала.
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад:
Вот так буква – акробат!

Работа с буквой Ё

У. А что это, ребята, всё про Е , да про Е ведем мы речь? Ведь у буквы Е , есть сестрица-озорница, не назвать ли нам её? Вы узнали – это...

Д. Буква Ё !

Учитель открывает на доске букву Ё .

У. Поглядите-ка, на доску. Была у нас с вами зеленая ель, а стала нарядная ёлка! Составьте-ка схему слова ёлка .

Дети составляют на рабочих местах, а один ученик у доски.

– Обозначьте внизу звуки буквами. Какую работу выполняют в этом слове буква Ё ?

Д. Обозначает два звука [йо].

У. А если я ёлке подарю шар со слогом МЕТ , что получится? (Приложение 7)

Д. Метёлка.

У. Куда подевалась гласная Ё ?

Д. Встала в середину слова за согласный.

У. Какую работу теперь выполняет “хитрая” Ё ?

Д. Показывает мягкость предшествующего согласного.

У. Кто из вас знает, что такое метёлка?

Д. Предмет, которым подметают мусор.

3. Закрепление изученного

Работа со слоговой таблицей (Приложение 8)

Чтение слогов:

BE КЕ ЛЕ ME НЕ РЕ СЕ ТЕ
ВЁ КЁ ЛЁ MЁ НЁ РЁ СЁ ТЁ
ЕВ ЕК ЕЛ ЕМ ЕН ЕР ЕС ЕТ
ЁВ ЁК ЁЛ ЁМ ЁН ЁР ЁС ЁТ

Чтение стихотворения со с. 108

– А, хотите, что-то еще интересного о узнать про буквы-именинницы?

У. Тогда откроем учебники и прочитаем стихотворение про букву Е и Ё.

Чтение “цепочкой” по строчке (хорошо читающими детьми)

Работа над стихотворением

У. Что узнали из стихотворения интересного?

Д. У буквы Ё есть подсказка – две точки.

Сообщение новой информации о Ё

У. У буквы Ё действительно вверху две точки, но только люди при письме забывают их дописывать и за это буква Ё на них обижается. Но я хочу вас порадовать и порадовать букву Ё, так, как в этом году в России поставлен памятник букве Ё, чтобы люди помнили, как она пишется, и не забывали. А кто из вас знает, чем знаменателен этот год в России? (Ответы учеников.)

– Тем, что он отмечается как год Русского языка. А на кого еще похожа буква Ё ?

Д. На ежа.

У. Прочитайте самостоятельно стихотворение “Енот и Ёж”.

Работа над стихотворением. Выборочное чтение

У. Прочитайте, о чём говорится в стихотворении?

Дети читают выборочно из текста.

– А кто такой ёж?

Д. Лесной зверь. Зверь с колючками.

У. А кто такой енот?

Д. Вы затрудняетесь ответить? Тогда вам задание: узнайте кто такой енот, где он живет и что жует.

На доске:

енот
живет
жует

У. Прочитайте слова. Что заметили в словах?

Д. Буквы именинницы.

У. Кто сделает им подарок – расскажет, какую работу они могут выполнять?

Д. Обозначают два звука, если стоят в начале слова, или в середине и на конце после гласной.

– Показатель мягкости согласных.

У. Покажите сильную и слабую позицию Е и Ё в словах.

Дети делят слова на слоги, ударение, выделяют “опасные” места.

Работа со стихотворением “Буква-колючка”

У. Скажите, ребята, хорошее стихотворение написал Григорий Виеру про ёжика и про енота?

У. А как вы думаете, потрет ли енот спинку ежу?

У. Почему?

Д. Ведь еж колючий.

У. Скажите, а кого мы можем назвать на нашем уроке “колючим”?

Д. Буква Е .

У. Давайте вместе прочитаем стихотворение “Буква-колючка”.

Дети читают по строчке “цепочкой”.

– В каких словах вам встретилась буква – “колючка”?

Д. Ёж, ёрш, ёлка.

У. Где она находится в слове и какую работу выполняет?

4. Итог урока

Завершение урока

У. Наш урок подходит к концу. Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали?

Д. Дружно!

У. Кто был “именинником” на нашем уроке?

Д. Буквы Е и Ё .

У. Что нового вы узнали об их работе?

Д. Буквы Е и Ё могут обозначать два звука [йэ] и [йо], если они стоят в начале слова, в середине и на конце слова после гласных.

– Буквы Е и Ё показатели мягкости предшествующего согласного.

Д. Букве Ё поставлен памятник в этом году.

У. Чем знаменателен этот год для России?

Д. Тем, что этот год в России отмечают как год Русского языка.

5. Домашнее задание

У. Мы прочитали много стихотворений, выберите для выразительного чтения то, которое понравилось вам больше всего. Для хорошо читающих ребят у меня просьба – помочь мне на следующем уроке: подготовьте чтение рассказа “Ёж и змея” на с. 109.
И задание дополнительное: найти информацию о еноте, по желанию.

6. Оценивание

У. Вы молодцы! За работу на уроке я вам ставлю оценку “5”. На переменке прошу ее забрать!

Алфавит для маленьких детей — набор непонятных символов. Чтобы помочь ребенку в освоении азбуки, нужно вместе с ним выполнять упражнения, составленные специально для детей дошкольного возраста. Одной из самых сложных для усваивания является буква Е: задания для дошкольников, направленные на ее изучение, должны быть простыми и интересными, а инструкции для родителей и учителей — понятными и эффективными.

Буква Е является одной из сложных букв для изучения ребёнком алфавита.

Цели и задачи

Основной целью занятий является освоение ребенком правил написания буквы Е и принципов употребления ее в словах разных частей речи, а также развитие навыков распознавания этого символа.

Научить ребенка отличать букву Е от других, красиво и разборчиво ее писать, осознанно употреблять в словах, правильно произнося данный звук — основные задачи. Желательно вызвать интерес к изучению букв с помощью сказок, стихотворений, загадок и увлекательных игр для дошкольников.

Изучать алфавит с маленькими детьми сложно, но если грамотно провести занятия на тему «Буква Е», то проблем на протяжении всего обучения больше не возникнет.

Знакомство с буквой Е

Знакомство с буквой Е лучше начать с поиска литеры в большом алфавите. Если это удалось с первого раза (дошкольники уже знают предыдущие буквы), можно двигаться дальше. В противном случае следует помочь детям подготовительным незамысловатым стихотворением:

Клеим палочки к черте:
Раз, два, три… и буква Е.
О трехзубом гребешке
Нам напомнит буква Е. (Рейн С.)

После прослушивания такого описания ребята с легкостью найдут букву Е. Будет хорошо, если дети выучат это стихотворение наизусть, чтобы лучше запомнить и лишний раз проговорить нужный звук. Для большего эффекта совместите повторение стихотворения с просмотром интерактивного ролика.

Следующий этап обучения — рассмотрение образца написания буквы. Можно прописать нужный символ индивидуально с каждым ребенком или на доске для всей группы (так мы учим детей самостоятельности).

Буква изучена, дети уже могут отличать ее от других. Следующая задача — объяснить им, что Е пишется по-разному. Самый простой и проверенный способ объяснения — это пример семьи, где большая печатная Е — папа (глава семьи), большая прописная Е — мама, а «е» маленькая — их ребенок.

Задание для дошкольников: печатная буква Е

Маленьким детям сложно воспринимать информацию только на слух, поэтому лучше делать упражнения, подразумевающие еще и зрительный контакт с предметами.

Задание 1

Напишите Е и Ё тремя разными цветами, например красным, синим, зеленым.

Задание 2

Приведите примеры 3 животных, название которых начинается на Е. Подходящие слова: енот, ехидна, единорог.

Задание 3

Назовите три слова, начинающихся на Ё. Например, елка, ерш,еж.


В одном из заданий ребёнок должен сказать слово, начинающееся на Ё, например Ёж.

Задание 4

Обведите все Е и Ё в представленном ряду: А с г в Ё л е в Щ ф м и Е ю ц е ж Х С Ф ш к е э к.

Задание 5

Назовите три имени, в которых есть Е.

Задание 6

Составьте пять слов, в которых есть Ё.

Задание 7

Определите место заданного звука в перечисленных словах: ева, ель, медведь, сено, пена, ежик.

Сказки про букву

Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д. Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал.


Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.

Сказка 1

Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.

Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.

Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.

Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Сказка 2

Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.

Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.

Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.


Буква Е гуляет по зимнему лесу.

И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.

Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.

Загадки поговорки и пословицы

Дополнительной проверкой знаний дошкольников может послужить разгадывание загадок, прослушивание пословиц и поговорок. Их можно выучить наизусть или просто проговорить.

Слова на Е

1. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее, пойди-ка:

Куст колючий, будто еж,

Так и назван …. (Ежевикой)

2. Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля …. (Енот)

Загадки про букву Е

1. Енот жует, жует енот,

Ежевику он жует,

И на розовой стене

Он рисует символ …

2. Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье —

Превратится в букву…


Енотка Рая стирает.

3. Шестой в алфавите,

Та буква стоит,

С полочкой схож

Ее внешний вид!

4. Перед нами лесенка,

Три ступеньки,

А поручней нет.

5. Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной!

Стихотворения про букву Е

1. Как без Е сказать, что «ел»,

Как без Е сказать, что «сел»,

«Дети» тоже пишем с Е,

Значит Е нужна везде!

2. Енотик в зеркало смотрел,

О букве Е он песню пел,

Соседей всех к себе позвал,

Всем Е он гордо показал!

3. В слове «ель» мы Е услышим,

Букву Е мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветви.

Букву Е запомним, дети.

4. Ёлка то же, что и ель,

А над елочкой капель.

Капли-точки добавляем,

Ё — ее мы так читаем.


В стихе говориться, что Ёлка похожа на Ель.

Подходящие игры для детей

1. Попробуйте проговорить:

  • три свиристели еле свистели на ели;
  • у ежа ежата, у ужа ужата;
  • еле-еле Лена ела,
    есть из лени не хотела;
  • мы ели, ели, ели,
    ершей у ели…
    их еле-еле у ели доели.

2. Если в слове есть Е, громко хлопни только раз. Если в слове есть Ё, тихо топни два раза.

Ёж, медведь, зайчик, карандаш, ель, яблоко, груша, енот, зонтик, кукла, мышка, кошка, шарф, шапка, звезда.

3. Еще один интересный вариант игры для маленького ребенка — слоговое лото. Смысл в том, что вместо цифр на карточке нарисованы слоги, при постановке фишек слоги с гласными и согласными буквами складываются и получаются слова. Такую игру можно сделать самостоятельно в домашних условия, вместе с ребенком или приобрести в любом магазине игрушек, настольных игр.

Конспект занятия

по обучению грамоте

в подготовительной группе

«Буквы Е, Ё»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с буквами Е, Ё;

- учить соотносить букву и звуки.

- обучать чтению слогов с буквами Е, Ё ;

- учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать фонематические процессы;

- формировать навык письма букв Е, е.

- развивать зрительное восприятие.

Развивать связную речь

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки, буква Е - Ё , тетради, раскраски.

Ход занятия:

    Орг. момент:

«Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

2 Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть - закрыть.

3. Сообщение темы занятия.

Учитель-логопед (воспитатель): предлагает отгадать загадки и определить первые буквы в отгадке:

Немытое в рот Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким, Как чистюля.... (Енот) (на доску вывешивается картинка)

Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «енот»? Назовите первую букву в слове.

Ответы детей.

Учитель-логопед (воспитатель): Правильно – «Е». Послушайте следующую загадку

Лесом катится клубок, У него колючий бок,

Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж.) (на доске картинка ежа).

Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «ёж» Назовите первую букву в слове.

Ответы детей.

Учитель-логопед (воспитатель): «Сегодня мы познакомимся с буквами «Е» и «Ё». Детям демонстрируются буквы.

4. Знакомство и сравнение букв:

А теперь сравним буквы Е и Ё.

Учитель-логопед (воспитатель): В чём сходство, в чём различие этих букв.

Ответы детей.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Я хочу рассказать вам ребята, откуда у буквы Ё взялись сверху две точки.

Однажды буква Е пошла в лес – решила навестить своих друзей: енота и ёжика, которые жили под старой елью. Вдруг подул сильный ветер. Деревья закачались. Букве Е стало страшно, но до ели она все-таки добежала, еле-еле успела. Ель тоже качалась от ветра. Не удержались на ней две шишки, оторвались и упали прямо на букву Е. И у буквы Е выросли две шишки от удара. И превратилась она в другую букву и закричала: «О-ё-ё-ё-й!»

Учитель-логопед (воспитатель): На что по вашему похожа буква Е (Ё)? (ответы детей).

«Е» похожа на расчёску,

Сделать может всем причёску…

Учим, учим букву «Е» -

Вот и выучили все.

Как без Е сказать, что ел,

Как без Е сказать, что сел,

Дети тоже с буквой Е,

Значит Е, нужна везде!

Из каких одинаковых элементов состоят буквы Е и Ё? (- Из четырех палочек).

Правильно. Эти палочки одинаковые? (- Нет, разные). Чем они различаются? (- Одна палочка вертикальная, а остальные горизонтальные).

Верно. Палочки одинаковой длины? (- Нет. Вертикальная палочка длинная, а горизонтальные – короткие).

- Молодцы. Посмотрите, как пишется буква Ё. Сначала мы проводим вертикальную палочку. Затем – горизонтальные.

Демонстрируется написание букв Е Ё на доске.

Учитель-логопед (воспитатель): Теперь, ребята, давайте напишем буквы Е и Ё перед собой на столах. Дети «пишут» пальчиком заданную букву на столе.

Буквы Е и Ё - это гласные буквы, они смягчает согласные, которые стоят перед ней.

3. Чтение слогов на доске:

Уточняем мягкое звучание согласных.

5. Игра «Раздели слова на слоги, найди буквы» . (с картинками) Картинки: ЁЖИК, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА (ЕЛЬ), ЁРШ, ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, КОТЁНОК, КОЗЛЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК, РЕБЁНОК и др. - Где спряталась буква Ё в этих словах?

Найдите картинки в названии которых 2 слога, 3 слога, 4 слога.

6. Развитие связной речи:

Логопед предлагает детям составить предложение с любым из понравившихся слов картинок) с буквой Е

Пересказ рассказа.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать рассказ. Он называется «Ёжик». Слушайте внимательно и запоминайте его.

Детям прочитывается рассказ: Алёша шёл по лесу. За ним бежал Бобик. Бобик залаял. Алёша увидел ёжика. Ёжик лежал около ёлки. Алёша положил ёжика в кепку. Долго жил ёжик у Алёши.

Детям задаются следующие вопросы по содержанию прослушанного текста:

- О ком этот рассказ?

- Где шёл Алёша?

- Кто еще был с Алёшей?

- Что произошло в лесу?

- Где находился ёжик?

- Что сделал Алёша?

- Чем закончилась история?

Затем детям предлагается пересказать текст «Ёжик»(по-одному).

8. Задание на внимательность:

У вас в тетради карточки с буквами. Посмотрите на них внимательно и обведите красной ручкой буквы, которые мы сегодня учили.

9. Итог занятия:

С какими буквой мы сегодня познакомились?

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего вам понравилось на уроке?

10. Рефлексия Детям раздается раскраски енота и ёжика.

- Если вам понравилось занятие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.

Екатерина Владимировна Евсеева


Задачи :

Познакомить детей с новой буквой Ё ;

Привить интерес к книгам;

- Оборудование :

Изображение ёжика;

Образ буквы Ё ;

Книга И. И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я» . Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле с солнышком.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуй Родина моя!

А сейчас проговорим скороговорку!

Та-та-та- у нас дома чистота

Тё-тё-тё- отложи свое шитьё

То-то-то-стали мы играть в лото

Ать-ать-ать-мы идем гулять

Ат-ат-ат- берем с собою самокат

Итак, ребята начнем наше занятие ! Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

Кто же это? (Ёжик) .

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные ) . - Какие звуки мы называем гласными ? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

Второй слог? (жык)

На какой слог падает ударение? (на 1)

Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой Ё

Давайте произнесём эту букву . Как она произносится? (тянется, значит, эта буква , какая? (гласная )

Если буква ё впереди то она обозначает 2 звука,

Вывешиваются картинки Ёжик, Ёлка, и буква Ё .

Что вы видите на картинке? На что похожа буква Ё

Чем похожи буквы Е и Ё ?

Буква Е передохнула ,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё .

Напишите букву Ё в воздухе .

Давайте напишем четыре больших буквы Ё . Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске . Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки . Ребята запомните существует такое правило : Если в слове стоит буква ё то она всегда ударная а почему послушайте сказку!

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху– две точки .

Однажды буква Е убежала в лес . Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно , и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки , от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё . После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим : сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная ) .

А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)

А теперь работаем в тетрадях. Выполняем задание. У вас на столах лежат карандаши красный, синий и зеленый. Каким цветом раскрасим квадратик? Красным почему? Потому что гласный .

Физминутка : Буратино

Знакомство с новой буквой Ё .

Молодцы, ребята!

Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный ?

(гласный )

(Из двух [Й’] и [О])

Вот, посмотрите на него! (Показываю Ё) и он ещё обладает свойством : сделать предшествующую согласную мягкой !

А теперь посмотрим в зеркала как произносится звук Ё.

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь будет игра : я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё .

Приготовились! Начали :

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

Молодцы! А теперь посмотрите на картинку и назовите находится звук Ё в начале в середине и в конце Вывешивается картинка.

Вывод : Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.

Вот и подходит к концу наше занятие . Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё» )

Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

Какая это буква , гласная или согласная ? (гласная )

Что еще интересного запомнили о букве ? (делает предшествующий согласный мягким , всегда ударная).

А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку :

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё )