Литературные аргументы к направлению "Равнодушие и отзывчивость" материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему. Сочинение по направлению «Равнодушие и отзывчивость»: Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным? И. А. Бунин «Г

Аксянова Гузель Саитовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  5. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  6. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  7. Пьеса А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом» повествует нам как о человечческой отзывчивости, так и о беспощадном равнодушии людей друг к другу. Герои Анчугин и Угаров пробуют раздобыть денег. Однако их отчаянное «Спаси» вызывает только раздражение у окружающих. И последней попыткой достать денег становится не воспринимаемое всерьез ими самими обращение Анчу-гина к прохожим с улицы: «Люди добрые! Помогите!» Вслед за эти появляется Хомутов-ангел и безвозмездно предлагает пропойцам сто рублей. Но они настолько не верят в бескорыстие, чтто столь желанные совсем еще недавно деньги пугают, просителям чудятся в них подвох и скрытая угроза: «Черт знает что...» Удалившегося было Хомутова возвращают, чтобы он забрал деньги: «Забирай ссуду. Ну тебя к черту». Хомутову не верят, атмосфера зла сгущается; стадия уговоров «по-хорошему» заканчивается, «ангела» связывают и учиняют допрос с пристрастием, в котором принимают участие все обитатели гостиницы. Дознание постепенно переходит в судилище, на котором обвинительную речь произносит молодожен Сту-пак: «Товарищи! Что здесь происходит? Это просто чудовищно! Мы же все перегрыземся. И все из-за него! Из-за него! Он провокатор! Он всех нас оскорбил! Оклеветал! Наплевал нам в душу! Его надо изолировать! Немедленно!» Страсти накаляются, назревает «распятие» в форме заключения в психбольницу, которое совсем не входит в планы героя. Третья часть пьесы включает в себя «признание» в тяжком грехе, вызванное сочувствие к нему со стороны недавних мучителей, их извинения и примирение. «Исповедь» Хомутова вызывает не негодование, не осуждение, а искреннюю жалость и ответное покаяние: «Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали.» И далее: «Прошу вас, не думайте, что мы уж такие отпетые. Это было что-то ужасное. Наваждение какое-то, уверяю вас. Мы должны были вам верить - конечно! Мы были просто обязаны.»

В пьесе «Двадцать минут с ангелом» Вампилов показал «отпадение от нормы» не отдельного человека, а общества в целом. Название гостиницы «Тайга» стало символом одичания современных людей.

  1. Рассказ В. Крупина «Мария Сергеевна» также повествует нам как о человеческой жестокости, так и о доброте. Главная героиня, бывшая учительница, осталась без жилья и пропитание себе ищет в помойках. Она никого не винит в случившемся: ни детей, отправиших ее в дом престарелых, ни сотрудников дома престарелых, которые оскорбляли ее: «Все вы тут – тюремщики с пожизненным сроком». Мария Сергеевна умеет прощать: «Вы не подумайте чего на моих детей». Не забывает о тех, кто нуждается: «Отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда ее ждали». Ей присуще чувство собственного достоинства…Это нравственно чистый человек. Автор утверждает это уже самим заглавием рассказа – «Мария Сергеевна». Не случайно же выбирается им имя матери Христа, отдавшей людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. И это хорошее надо перенести в настоящее. Не случайна и другая символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Нашел же в себе силы Сергей Николаевич пригласить в дом старуху, разрешить ей помыться. Напоил же он ее чаем! Он готов был это сделать и на следующий день. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, «…никогда не переходил на «ты».

В этом рассказе мы видим и описание потери истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяют покинуть дом; забывают о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек. Равнодушие к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!

  1. Люди свое равнодушие и жестокость проявляют по-разному. «Школьные годы чудесные», - поется в одной очень хорошей песне. Но эти «чудесные» годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю. В. Бондарева «Простите нас! ». Павел Георгиевич Сафонов - известный конструктор, который «с годами привык к известности», более того, «даже немного устал от нее». Вихрь забот служебных и семейных, «ранний успех», «удовлетворение» от собственных достижений заслонили собой воспоминания о школьных годах.

И только возвращаясь из санатория, этот человек вдруг понял, как давно он не был «в родном своем степном городишке», не видел школьных друзей, на заходил в школу. Город, в котором он вырос, неузнаваемо изменился: он был «точно заново заселен, заново выстроен». Павел Георгиевич растерянно бродил по знакомым с детства местам и не находил прежних строений, старых улиц: город «совсем не помнил и не знал Павла Георгиевича». И герой Бондарева почему-то почувствовал себя обиженным и обкраденным, «будто жестоко и зло обманули его, отняли что-то, чего нельзя было отнимать».

Вспоминает Сафонов друга детства Витьку Снегирева - «первую мальчишескую преданность», Веру - «первую любовь , незавершенную и трогательную...» и никак не может смириться с тем, что эти люди существуют такими лишь в его памяти. Но память эта не подпитывалась новыми впечатлениями: Павел Георгиевич не знал, что семья Витьки давно уже перебралась в Свердловск, а сам он стал директором завода. Не знал герой рассказа и того, что его «первая любовь» так и не вернулась с войны. Но самое жестокое разочарование постигает конструктора во время визита к старой учительнице математики. Сафонов приходит к Марии Петровне лишь потому, что случайно вспомнил еще одного человека, которого он знает в этом «чужом» городе. Да и вспомнил он старую одинокую женщину, когда забрел в школьный двор и заметил «красный огонек, пробивающийся меж ветвей» акации.

И тогда же масса воспоминаний «одолела» Павла Георгиевича: он был любимцем Марии Петровны, которая прочила ему великое будущее, а он даже не подумал о ней. В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине. И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.

  1. Роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова повествует о таких человеческих качествах, как слабость и трусость, доброта и равнодушие, эгоизм и любовь ко всему окружающему. Эти качества человека прекрасно раскрываются в главах, где рассказано о встречах Понтия Пилата и Иешуа.

Иешуа - образец отзывчивости, он всех людей, даже своих палачей называет добрыми людьми, он жалеет Понтия Пилата, когда видит, как тот мучается от головной боли и когда понимает, что тому придется вынести ему обвинительный приговор.

Иешуа просто любит всех людей, без исключения и без скидок на то, что собой эти люди представляют. Он готов к любому поспешить на помощь и, наверное, жалеет только об одном, что не может успеть помочь всем нуждающимся.

Иное дело Понтий Пилат. Римский проконсул, фактический хозяин Иудеи, обязан быть человеком беспристрастным и равнодушным. Перед его глазами проходят тысячи преступников, по его слову свершаются тысячи казней. Он привык к жестокости, и она ничего не пробуждает в его душе.

Но даже этого стального человека тронула внезапное участие Иешуа. Но Пилат - трус. Иешуа умирает, чтобы осчастливить весь мир, Понтий Пилат наказан за равнодушие вечным одиночеством.

11. Равнодушие в рассказе Горького «Старуха Изергиль» чередуется с примерами отзывчивости и самоотречения ради счастья других. Страшна судьба человека-орла Ларры, который считал себя лучше всех, который считал себя вправе делать то, что пожелает, который убил девушку просто за то, что она посмела отказать ему. Такое равнодушие к человеческой жизни, к самому человеку не могло остаться безнаказанным. Ларра был изгнан из племени и много лет жил один. Но время наказало его сильнее, чем могли бы сделать то люди. Настал миг, когда Ларра понял, что он совсем не исключительный. Он страстно захотел смерти, но даже смерть отвернулась от того, кто был равнодушнее ее самой.

Иной пример Данко, этот юноша своей добротой и самоотречением спас свой народ. Его отзывчивость не знала границ и не знала страха. Когда он вел долгой дорогой через лес обозленных и потерявших надежду людей, он жалел их, как только может жалеть чистое и смелое сердце. Чтобы помочь тем,кто готов был растерзать его, Данко заставил себя загореться и вырвал горящее сердце из груди. Он вывел народ из леса, он спас многие жизни, но равнодушная толпа думала только о своем спасении и сразу забыла спасителя.

Впрочем,отзывчивость и не нуждается в благодарности, это такое качество, которое делает человека счастливым само по себе, от осознания того, что ты сумел помочь кому-то вывел кого-то на верный путь, дал шанс начать новую жизнь.

12. Обычно в книгах о войне мы встречаем немало примеров равнодушия, которое проявляется по-разному, кто-то становится предателем, кто-то равнодушно смотрит на чужую боль и страдания, но не таков рассказ М. Шолохова «Судьба человека».

Невиданные испытания выпали на долю главного героя, простого шофера Андрея Соколова. Он попадает на фронт, потом в плен, судьба сталкивает его с другими пленными и в этой среде, где каждый второй потенциальный смертник, нет места равнодушию. Сам Соколов без жалости делит хлеб, который ему даровал «добрый» комендант лагеря, ему вправляет руку незнакомый человек, просто чтобы избавить от боли, пленные стояли друг за друга и потому многие из них выжили.

Вернувшись с фронта Соколов сталкивается с новым испытанием - война отняла у него всю семью. Но его сердце все еще полно любви к людям и эта любовь требует выхода. Соколов берет на воспитание Ваню, мальчика-сироту и таким образом создает новую семью. Его одинокая душа уже не будет одинокой, раз рядом с ней появилась любящее сердце.

13. Все люди разные, у каждого своя судьба, своя среда обитания, но в любых условиях можно найти примеры порочного проявления человеческой натуры и самоотверженности.

В драме Горького «На дне» мы также встретим героев с открытой и отзывчивой душой (Наташа, Настя, Наташа, Актер) и людей, которые, пользуясь своим более выгодным временным положением, находят удовольствие в унижении и оскорблении себе подобных (Костылев и Василиса).

Василиса Костылева предстает как черствая душой хозяйка заведения. Странник Лука среди всех действующих лиц несет всем людям идеи добра, всепрощения, надежды на лучшее - его поддержка вселяет в людей веру, дающую жизненные силы. Это тоже проявление сочувствия к людям, поддержки.

Только искренне участие имеет смысл, только оно наполняет людей верой и силой, только оно приносит утешение. Озлобленность же и недовольство другими людьми - разрушающие качества, как в отношении отдающего, так и в отношении вынужденно принимающего подобные проявления человеческой натуры.

  1. В пьесе «Гроза» А. Островского равнодушие исходит от Тихона по отношению к Катерине, это терзает ее, он не может заступится за нее, не хочет брать жену с собой в поездку, хотя Катерина уже тогда чувствует, что что-то случится. Также равнодушие исходит от Бориса в конце пьесы, когда он не хочет пойти против дяди, боится лишиться наследства и оставляет Катерину со своими терзаниями.

15. Совсем другого героя мы встречаем на страницах рассказа А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

16. ПисательВ.Г. Короленко написал замечательную книгу «Дети подземелья». Он показал, как легко находят общий язык между собой дети из разных слоев общества, для которых еще не существуют тех условностей, по которым живут взрослые, и как легко оказывается быть отзывчивым и добрым, пока ты молод.

Мальчик Вася, сын судьи, рано потерявший мать, начинает дружить с детьми подземелья, Валеком и Марусей, которые живут в мрачном замке в обществе нищих, отверженных цивилизованным обществом.

Взрослые стараются избегать даже проходить рядом с этим местом, детей пугают ужасами, которые там творятся, но Вася на личном примере убеждается, что все это ложь. Да, нищим приходится воровать, чтобы как-то жить, но среди них есть дети, которые кажутся Васе очень несчастными, и его доброе сердце не может вынести этой картины. Он старается помочь своим новым друзьям, Вася проявляет отзывчивость и доброту. Даже его отец, поняв, какие чувства двигают мальчиком,начинает гордиться поступками сына.

К сожалению, мы можем быть равнодушными, можем не обращать внимания на чужие беды, но в глубине души каждый из нас понимает, что это очень плохо, и завидует тем, кто способен на чистые добрые чувства, такие как, простая человеческая отзывчивость.

17. К сожалению, современное общество потеряло связь с природой, которая существовала на всём периоде существования. Мы забываем, как когда-то поклонялись ей и боялись всех её явлений, как прятались, когда слышали гром и видели молнии. Сейчас человек, овладев таким множеством технологий, начал считать себя её хозяином, он больше не придаёт никакого значения тому, что последует за его действиями, перестал отвечать за свои поступки, забыл о самом драгоценном, поставив на первое место своё собственное благополучие, а не природы.

Так, в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» нам рассказывается история о деревне Матёре, которую пришлось затопить, чтобы построить плотину. Тут автор показывает, насколько циничным стал мир, что люди, живущие в нём, забывают о том, что на самом деле важно. Но затоплена была не только деревня, но и леса, поля, кладбище, тем самым был уничтожен маленький мирок, который создавали жители. Никто не задумывался о том, что будет дальше, об экологической проблеме, людям просто нужна была плотина, и они её построили. Этот пример доказывает, что из-за человеческого эго и жажды власти над миром погибает много земель, сохнут реки, вырубаются леса и начинаются экологические проблемы.

18. И. С. Тургенев в своём романе«Отцы и дети» также показывает равнодушие к природе. Один из главных героев, Базаров, является нигилистом и считает, что природа – это мастерская для человека. Автор показывает в нём «нового» индивида, который равнодушен к ценностям своих предков. Герой живёт настоящим и не думает о том, к чему могут привести его поступки в будущем. Базаров не стремится к контакту с природой, она не приносит ему покой и наслаждение, не дарует ему душевное равновесие, поэтому, когда герою было плохо, он пошёл в лес и стал всё ломать. Таким образом, автор показывает нам, что равнодушие к окружающему миру не принесёт нам ничего хорошего и уничтожит на корню всё то, что было заложено в нас предками, которые с уважением и почтением относились ко всему и понимали ценность этой жизни и основные задачи их существования.

19. В замечательной повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» мы легко находим примеры и равнодушного хищнического отношения к родной природе и примеры отзывчивости, любви. Главные герои повести - бывший лесничий Бурьянов и новый лесничий Полушкин. В единственной заповедной роще, что осталась от некогда огромных лесов, окружающих поселок, творились форменные безобразия. Лесничий сам возил на охоту в рощу браконьеров, воровал лес, оборвал все лыко с роскошных липовых деревьев. Бурьянов был совершенно равнодушен к природе родного края, не понимал ее красоты и жил только для того, чтобы урвать себе лишний кусочек от бывших в его ведении природных богатств.

Иным был Иван Полушкин. Человек немного не от мира сего, зато влюбленный в природу до крайности. Он мог обойти стороной муравейник, роя канаву для канализационных труб. Когда его назначили лесничим, он стал строго следить за заповедной рощей, старался сделать ее еще красивей, чтобы и людям эта красота была доступна. Он даже привез белых лебедей, ведь они когда-то водились в этом крае. Защищая своих лебедей, и погиб Полушкин от рук браконьеров, но погиб с чистым сердцем, не тая обиды на своих убийц, погиб как святой человек, который был одним целым с природой края, в котором жил.

  1. Т есная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени» . События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
  2. Леонид Андреев - замечательный писатель, автор многих рассказов о животных. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, - бережное отношение к животным. Писатель подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.

Рассказ «Кусака» повествует историю о бездомной собаке, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя - Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…». Идея этого произведения в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом пришёл домой и избил свою жену.


  • Бессердечие проявляется даже по отношению к очень близким людям
  • Жажда наживы часто ведет к бессердечию и совершению бесчестных поступков
  • Душевная черствость человека усложняет его жизнь в обществе
  • Причины бессердечного отношения к окружающим кроются в воспитании
  • Проблема бессердечия, душевной черствости может быть свойственна не только отдельному человеку, но и обществу в целом
  • Тяжелые жизненные обстоятельства могут сделать человека бессердечным
  • Часто душевная черствость проявляется по отношению к нравственным, достойным людям
  • Человек признает, что он был бессердечным, когда уже нельзя ничего исправить
  • Душевная черствость не делает человека по-настоящему счастливым
  • Последствия бессердечного отношения к людям часто являются необратимыми

Аргументы

А.С. Пушкин “Дубровский”. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Петровича Троекурова закончился трагично из-за черствости и бессердечия со стороны последнего. Слова, сказанные Дубровским, хоть и были обидны для Троекурова, но точно не стоили ругани, нечестного суда и гибели героя. Кирилла Петрович не пожалел друга, хотя в прошлом их связывало много хорошего. Помещиком руководило бессердечие, желание отомстить, что и привело к смерти Андрея Гавриловича Дубровского. Последствия произошедшего были ужасны: сгорели чиновники, люди остались без своего настоящего барина, Владимир Дубровский стал разбойником. Проявление душевной черствости всего лишь одного человека сделало несчастными жизни многих людей.

А.С. Пушкин “Пиковая дама”. Действовать бессердечно Германна, главного героя произведения, заставляет желание обогатиться. Для осуществления своей цели он представляется поклонником Лизаветы, хотя на самом деле не испытывает к ней чувств. Он дает девушке ложные надежды. Проникая в дом графини при помощи Лизаветы, Германн просит старуху открыть ему тайну трех карт, а после ее отказа достает незаряженный пистолет. Графия, очень сильно испугавшись, умирает. Покойная старуха приходит к нему через несколько дней и открывает секрет при условии, что Германн не будет ставить более одной карты в сутки, в будущем не станет играть вовсе и женится на Лизавете. Но героя не ждет счастливое будущее: его бессердечные поступки служат поводом для возмездия. После двух выигрышей Германн проигрывает, из-за чего сходит с ума.

М. Горький “На дне”. Василиса Костылева не испытывает к мужу никаких чувств, кроме ненависти и полнейшего равнодушия. Желая получить в наследство хотя бы незначительное состояние, она очень легко решается подговорить вора Ваську Пепла убить мужа. Трудно представить, насколько бессердечным должен быть человек, чтобы выработать такой план. То, что Василиса выдана замуж не по любви, нисколько не оправдывает ее поступка. Человек должен оставаться человеком в любой ситуации.

И.А. Бунин “Господин из Сан-Франциско”. Тема гибели человеческой цивилизации является одной из основных в данном произведении. Проявление духовной деградации людей заключается в том числе и в их душевной черствости, бессердечности, безразличии по отношению друг к другу. Внезапная смерть Господина из Сан-Франциско вызывает не сострадание, а отвращение. При жизни его любят из-за денег, а после смерти бессердечно убирают в самый плохой номер, чтобы не испортить репутацию заведения. Человеку, умершему в чужой стране, не могут сделать даже нормальный гроб. Люди утратили истинные духовные ценности, заменой которым стала жажда материальной выгоды.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Полная дел и событий жизнь увлекает Настю настолько, что она забывает о единственном по-настоящему близком для нее человеке – старой матери Катерине Петровне. Девушка, получая письма от нее, рада и тому, что мать жива, а о большем и не думает. Даже телеграмму от Тихона о плохом состоянии Катерины Петровны Настя читает и воспринимает не сразу: сначала она вовсе не понимает, о ком идет речь. Позже девушка осознает, насколько бессердечным было ее отношение к родному человеку. Настя едет к Катерине Петровне, но не застает ее в живых. Она чувствует себя виноватой перед матерью, так сильно ее любившей.

А.И. Солженицын “Матренин двор”. Матрена – человек, какого редко встретишь. Не думая о себе, она никогда не отказывала в помощи чужим людям, ко всем относилась с добротой и сочувствием. Люди не ответили ей тем же. После трагической гибели Матрены Фаддей думал только о том, как отвоевать часть избы. Почти все родственники приходили плакать над гробом женщины лишь для обязанности. Они не вспоминали о Матрене при жизни, но после ее смерти начали претендовать на наследство. Эта ситуация показывает, насколько черствыми и безразличными стали людские души.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Бессердечие Родиона Раскольникова выразилось его желании проверить свою ужасную теорию. Убив старуху-процентщицу, он пытался узнать, к кому относится: к “тварям дрожащим” или “право имеющим”. Герою не удалось сохранить хладнокровие, принять содеянное как правильное, а значит, ему не свойственна абсолютная душевная черствости. Духовное воскрешение Родиона Раскольникова подтверждает то, что у человека есть шанс на исправление.

Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Мальчик, проявив сострадание и милосердие, приводит к себе в квартиру бездомную собаку. Это не нравится его отцу: мужчина требует выгнать животное обратно на улицу. Герой не может это сделать, ведь “ее уже выгоняли”. Отец, действуя абсолютно равнодушно и безразлично, подзывает пса к себе и стреляет ему в ухо. Ребенок не может понять, за что было убито невинное животное. Вместе с собакой отец убивает веру ребенка в справедливость этого мира.

Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда”. В стихотворении изображена суровая реальность того времени. Противопоставляется жизнь обычных мужиков и чиновников, проводящих свою жизнь лишь в наслаждениях. Высокопоставленные люди бессердечны, потому что равнодушны к проблемам обычных людей. А для простого человека решение чиновником даже самого незначительного вопроса может быть спасением.

В. Железников “Чучело”. Лена Бессольцева добровольно взяла ответственность за очень нехороший поступок, к которому она не имела отношения. Из-за этого она была вынуждена терпеть унижения и издевательства со стороны одноклассников. Одним из самых тяжелых стало для девочки испытание одиночеством, ведь быть изгоем сложно в любом возрасте, а в детстве тем более. Мальчик, на самом деле совершивший этот поступок, не набрался мужества признаться. Двое одноклассников, узнавших правду, тоже решили не вмешиваться в ситуацию. Равнодушие и бессердечие окружающих заставило человека страдать.

Ощущали ли вы жуткую депрессию и отсутствие желания ко всему? А ведь после такого может возникнуть даже равнодушие к самому себе.

Находясь в состоянии равнодушия, человек перестает испытывать чувства к окружающему миру и самому себе. Такая жизнь лишена здравого смысла и наполнена серыми буднями.

У человека понижается физическая и психологическая активность. Состоянию апатии подвержен любой человек, вне зависимости от характера или воспитания.

Что значит быть равнодушным к самому себе?

Немаловажное значение в формировании безразличного состояния имеет образ жизни. Причиной равнодушного поведения может стать банальная скука. Иногда желание бездействовать имеет краткосрочный характер, в таком случае человеку просто необходим небольшой отдых. Однако если равнодушие перерастает в тяжелое душевное состояние или затягивающуюся депрессию, то необходимо проанализировать свое поведение и устранить причины возникновения таких проявлений.

Возможных причин проявления равнодушия очень много, рассмотрим некоторые из них:

  1. Пережитый стресс
  2. Хронические заболевания.
  3. Физическая усталость.
  4. Разочарование в профессиональной деятельности.
  5. Отсутствие цели в жизни.
  6. Неудовлетворенность социальной и общественной жизнью.
  7. Злоупотребление алкоголем и другими вредными привычками.
  8. Преклонный возраст.
  9. Эмоциональное истощение.
  10. Энергетический дисбаланс.

Безразличное состояние проявляется как защитная реакция организма. Человек отстраняется от окружающего мира. Не желая испытывать отчаяние или одиночество, он перестает проявлять эмоции.

  • При недомогании организма безразличие является симптомом протекающей болезни.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов также способен вызвать подобный эффект.
  • Недостаток материальных благ придает человеку неуверенность в завтрашнем дне, вызывая таким образом равнодушие к происходящим событиям.
  • Когда материальные ценности ставятся выше человеческих, личность перестает испытывать моральное удовлетворение от такой жизни.
  • Отсутствие целеустремленности лишает нас интереса к происходящим событиям. Мы перестаем стремится и хотеть, живем скучной однообразной жизнью. В таком случае необходимо вооружиться целью . Именно она мотивирует человека и заставляет предпринимать попытки к действию.
  • Переживая сильные чувства , человек выматывается и становится неспособным к проявлению каких-либо эмоций. В таком случае временный тишина и спокойствие положительно скажутся на состоянии организма.
  • Любая жизненная ситуация может привести к апатии.
  • Слишком активные эмоциональные всплески приводят организм в состояние усталости. Эмоции зашкаливают и наступает предел, человек становится безразличным на какое-то время.
  • Человек, потерявшего смысл жизни, ни о чем не переживает . Отсутствие стремления к чему-либо привод в пассивное состояние двигательную активность. Человек никуда не спешит, его энергетический запас на минимуме.
  • Для формирования желаний, необходимо проявлять эмоции к окружающим событиям. Равнодушие приводит к пассивному состоянию, безразличию.


Депрессия является самой легкой формой проявления равнодушия. Так как в депрессивном состоянии человек испытывает, как минимум, отрицательные эмоции. В таком состоянии личность страдает из-за недостижимости своих желаний.

ВАЖНО: Отсутствие настроения является нормой в течение нескольких дней. Если плохое настроение продолжается больше чем неделю, подкрепляется угнетенным состоянием, подавленностью, то стоит обратить на это внимание.

  • Чтобы не погрузиться еще глубже, поменьше оставайтесь наедине с собой и собственными мыслями.
    Всегда старайтесь по максимуму реализовать свои возможности. Это придаст вам новых сил и энергии.
  • Проявляя участие в жизни окружающих, вы почувствуете неравнодушное отношение к вам. Это побудит вас проявлять свою доброту и помощь.
  • Не пренебрегайте проявленным к вам вниманием. Понимание и поддержка близких людей разбудят ваши человеческие качества.

Равнодушие к самому себе: примеры из произведений мировой литературы

В литературных произведениях, помимо основного сюжета, читатель встречается с различными типажами людей. Авторы через своих персонажей показывают нам отношение человека к жизни, к своему окружению, к миру природы и красоты.

В различных эпизодах рассматривается взаимоотношение конкретного персонажа и общества.

Многие из нас слышали выражение русского полководца «Как тягостно равнодушие к самому себе». Люди, испытывающие безразличие к собственной жизни, довольствуются своим жалким существованием. Идя на поводу у своих слабостей, они деградируют из полноценной личности в сломленного человека.

Рассмотрим несколько известных произведений с конкретными примерами литературных героев, проявляющих равнодушие к самому себе и окружающему миру:

  • В романе «Дети Арбата» А.Н. Рыбаков раскрывает тему равнодушия на примере сломленной судьбы главного героя. Александр Панкратов выступает в роли борца за справедливость. Оставаясь до конца честным перед самим собой, он не может совершать поступки в разрез собственной совести. Находясь в водовороте исторических событий, Панкратов не поддается под влияние происходящего вокруг произвола. Борясь с беззаконием, он не в силах скрывать свои чувства и постоянно отстаивает личную позицию. Находясь под давлением тяжелых жизненных ситуаций, Александр не изменяет человеческим ценностям. Постоянное разочарование в советской власти отбирает смысл жизни у Панкратова. Его попытка устроить личную жизнь заканчивается трагедий. Эти события ломают Панкратова и приводят в равнодушное пессимистическое состояние.
  • Пагубное воздействие равнодушия к окружающим и собственной жизни показано на примере центрального персонажа в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин находится в вечном поиске смысла своей жизни. События, происходящие вокруг него, не приносят ему радости и наслаждения. Его окружение не представляет для него интереса. Печорин принимает множественные попытки разнообразить свою жизнь, поддается авантюрам и приключениям. Однако ничего не увлекает его на длительное время. Все вокруг рано или поздно становится для Печорина безразличным. Он ставит перед собой эгоистичные цели. Одержимый желанием преодолеть скуку, переступает через судьбы других людей. При достижении желаемого результата, у него сразу угасает проявляемый интерес. Равнодушие к окружающим приводит Печорина в собственному равнодушию. Пустота день за днем заполняет Печорина и делает его несчастным человеком.


  • Равнодушное отношение к жизни в своей поэме раскрывает А. С. Пушкин. На примере главного героя Евгения Онегина , автор показывает, как многочисленные пережитые события, привели человека к равнодушию и разочарованию. Все чего он хочет от жизни – это покоя. Его полностью устраивает однообразная и скучная жизнь. Проявляемое равнодушие пагубно сказывается на его личности. Ощущение собственной безысходности, неспособности повлиять на происходящее, приводит героя в угнетенное состояние. Онегин не проявляет интереса к событиям и людям, окружающим его. Отвергнув проявление чувств Татьяны, ее заботу и участие, Евгений обрекает себя на одиночество. На примере Онегина, Пушкин показывает читателю, как нереализованные человеческие возможности приводят молодое поколение к апатичному состоянию. Равнодушие к самому себе часто возникает под влиянием внешних факторов.
  • Равнодушного к себе человека описывает А. П. Чехов в произведении «Размазня» . Он рассказывает о гувернантке Юлии Васильевне. Она не в силах отстоять собственное мнение. Гувернантка покорно терпит все обиды и унижения. Получая зарплату за несколько месяцев, она остается у разбитого корыта. Воспользовавшись ее слабостью, хозяин максимально извлекает материальную выгоду в свою сторону. Исполняя чужую волю, Юлия Васильевна перечеркивает свои собственные желания. Таким образом, она проявляет равнодушие к своей жизни

В произведении «, написанное И. С. Тургеневым, на примере нигилиста Евгения Базарова показано равнодушное отношение к искусству и окружающей природе. Для этого персонажа на первом месте выступают материальные ценности. Он не воспринимает всерьез ни одну деятельность, связанную с искусством. Духовный мир не представляет для Базарова никакого интереса. Он не способен понять художественный смысл картин.



  • Стихи и музыка не вызывают у него никаких эмоций. Базаров во всем видит холодный расчет. Принимая решения, не прислушивается к своим чувствам.
  • Ему чужды человеческие переживания. Будучи врачом, Базаров рассматривает человеческое тело с точки зрения анатомического строения и не придает значение существованию души. Он относится ко всему непонятному через собственное отрицание, проявляя таким образом защитную реакцию.
  • Созерцание окружающей природы не проносит Базарову душевного спокойствия или эстетического наслаждения. Он с легкостью разрушает окружающий его мир.
  • Такое равнодушное отношение приводит к разрушительным последствиям. Необходимо уважать приложенные усилия и устоявшиеся ценности предыдущего поколения. Жить не только настоящим, но и думать о будущем.
  • Еще одним ярким примером равнодушия к чужим судьбам мы наблюдаем в романе Л. Н. Толстого «Война и мир ». Анатолий Курагин живет в свое удовольствие. Он окружает себя всевозможными развлечениями. Ему нравится ухаживать за женским полом и его заигрывания не имеют границ.
  • Для Курагина важнее всего его похоть, ему безразличны чувства окружающих. Соблазняя Наташу Ростову, он не задумывается о ее дальнейшей судьбе. Играя с ее чувствами, он дает девушке надежду. Наташа совершает неправильные поступки. Своим несерьезным отношением, Анатолий чернит репутацию девушки.
  • Равнодушие проявляется в каждом человеке в большей или меньшей степени. Безразличное отношение друг к другу все чаще встречается в нашей жизни. Каждый должен отвечать за свои поступки и быть готовым к негативным последствиям.


Опасность равнодушного отношения к окружающим

Проблема, с которой мы часто встречаемся в современном обществе – это равнодушие. При разрешении различного рода проблем мы можем надеяться только на себя. Люди равнодушно относятся к чужой жизни.

Добрые и бескорыстная поступки уже не имеют такой ценности, как раньше. Равнодушие к окружающим начинается с такого же отношения к самому себе. Безразличный человек имеет черствую душу. Диалог с таким собеседником теряет всяческий смысл. Беседуя с равнодушной личностью вы не получите понимания, сопереживания или поддержки.

Более того, вас могут обвинить во всех ваших бедах или прервать общение из-за потери интереса к разговору. Общество опасается брать на себя обязательства другого человека и это является нормой современной жизни. Находясь в пассивном состоянии, человек не способен порадоваться за чужие достижения. Он замыкается и деградирует в своем мире.



Отстранение от ярких и насыщенных событий, приводит человека к ограниченному существованию. Равнодушный человек не нуждается в проявлении любви к себе и сам не испытывает подобных чувств. А ведь именно любовь, способна растопить черствое сердце. Не переживая подобные эмоции, человек не сможет жить полноценной жизнью.

  • Молодежь не уступает место в общественном транспорте, старушке с тяжелыми сумками никто не пытается облегчить ношу, потому что мы стали безразличны к окружающим.
  • Люди скрывают свои истинные чувства, пытаясь казаться лучше, чем они есть на самом деле.
  • Разочарование в обществе приводит к безразличию к самому себе. На прогресс равнодушия может повлиять воспитание родителей или ваше окружение.
  • Корнем безразличия могут стать нотки эгоизма, проявляемые человеком. Излишняя самоуверенность или завышенная самооценка провоцируют безучастное отношение к другим.

В наше прогрессирующее время, равнодушие развивается из-за массовой безответственности людей. Вседозволенность молодого поколениями делает их жестокими и агрессивными. Люди заменяют живое общение различными техническими источниками информации.

Американская писательница Х. Келлер, лишенная зрения и слуха в следствие перенесенного заболевания, в своих высказываниях написала о равнодушии: «Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла от ужасной из них - равнодушия.»

Видео: Примеры равнодушия

Аргументы «Равнодушие - это наивысшая жестокость» помогут разобраться, что же такое равнодушие и как оно может повлиять на жизнь человека. Примеры продемонстрируют то, что равнодушие воздействует на человека хуже, чем обычная жестокость.

«Шинель»

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» изобразил общество, которому нет дела до такого человека, как Акакий Акакиевич Башмачкин. Когда у главного героя крадут шинель, никто не хочет помочь ему. Люди фактически оставляют умирать человека, который остался холодной зимой без верхней одежды. «Значительное лицо» отказывает Башмачкину в помощи. Герой понимает, что он остался без шинели, на которую он так долго копил. Равнодушие со стороны всех окружающих людей становится причиной смерти «маленького человека», коим был Акакий Акакиевич.

«Девочка со спичками»

Равнодушное общество показано и в сказке Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Никому из прохожих не было дела до героини, которая ходила по улице босиком. Маленькая девочка вынуждена была ходить холодной зимой полураздетой, чтобы продавать спички. Она понимала, что, если она не принесет денег домой, отец «прибьет» ее. Замерзнув, девочка трагично погибает. Однако причиной ее смерти становится не мороз, а человеческое равнодушие. Никто из людей не остановился, чтобы спросить, почему маленькая девочка одна ходит накануне Нового года босиком. Никто не спросил у нее, нуждается ли она в помощи. Никто не позаботился о бедной героине. Автор показывает, что равнодушие приводит к огромной трагедии.

«Старуха Изергиль»

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» повествует о нескольких судьбах. Героем, которого можно назвать равнодушным ко всему, является Ларра. Ему не важно мнение других людей. Он думает лишь о собственных интересах. Ларра не умеет помогать другим людям, сострадать им. Если он чего-то захотел, так и должно быть. Герой убивает девушку, которая посмела ему отказать. Своим поведение Ларра показывает равнодушие по отношению к окружающим. За это равнодушие и эгоизм Ларре приходится заплатить: он обречен на долгую жизнь в одиночестве.

«Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» уделяет внимание психологическому портрету не только Родиона Раскольникова, но и его двойников - Лужина и Свидригайлова. Оба персонажа чувствуют свою вседозволенность, они совершенно равнодушны к нем людям, которые находятся рядом с ними. Лужин считает, что он никому ничего не должен, что каждый должен иметь свой кафтан, что помогать другим - удел слабых. Свидригайлов считал, что каждый человек может идти на все, чтобы достичь собственных целей. Оба персонажа не задумываются над судьбами других людей, они привыкли думать только о своих корыстных планах.

«Чудесный доктор»

А. И. Куприн в своем рассказе «Чудесный доктор» показывает, до чего может довести равнодушие окружающих. Семья Мерцаловых бедна, герои не имеют средств к существованию. Один ребенок уже погиб, другой - находится в тяжелом положении. Отец из-за болезни лишился работы. Ему негде брать денег, чтобы прокормить свою семью. Автор показывает, что окружающим неважно, что происходит с Мерцаловыми. Швейцар, к которому приходят дети, совершенно равнодушно относится к тому, что семья из пяти человек осталась без малейших средств к существованию. Понимая безысходность ситуации, Емельян Мерцалов думает о самоубийстве. Равнодушие общества становится палачом героя. Если бы не добрый поступок доктора Пирогова, судьба семьи Мерцаловых была бы по-настоящему трагичной.

«После бала»

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» равнодушным показан полковник, отец девушки, в которую влюблен рассказчик. Повествователь говорит о том, что его мировоззрение изменил один случай: после бала он увидел отца возлюбленной девушки, который управлял экзекуцией солдата. Рассказчик отмечал, что полковник был уверен в собственных действиях, шаг его был тверд. Ничто не поколебило его душу, даже мольбы солдата, который просил «помилосердовать» над ним. Отец девушки узнал повествователя, но поспешил отвести свой взгляд. Он выполнял свою работу, совершенно не задумываясь над тем, какую боль испытывает измученный солдат.

«Безумная Евдокия»

А. Г. Алексин в своей повести «Безумная Евдокия» продемонстрировал подростковое равнодушие. Школьница Оля думает только о собственной жизни, о реализации своих способностей. Она равнодушно относится к своей подруге, не замечает то, что в нее влюблен одноклассник. Чтобы показать свое превосходство, Оля уходит искать дорогу одна. Она совершенно не думала о том, что будут чувствовать ее одноклассники, которые заметят пропажу, чем это обернется для учительницы, как на исчезновение отреагируют родители. Все это приводит к тому, что мать Оли сходит с ума, когда узнает, что ее дочь не вернулась из похода. Равнодушие девочки приводит к таким трагичным последствиям.

В данной статье, которая поможет привести аргументы к сочинению «Равнодушие - наивысшая жестокость», рассматриваются примеры равнодушия, отображенные в повести Н. В. Гоголя «Шинель», сказке Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками», рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор», рассказе Л. Н. Толстого «После бала», повести А. Г. Алексина «Безумная Евдокия».

Равнодушие и эгоизм очень порочные качества человека и они зависят друг от друга. Помимо зависимости эти понятия еще как дополнение первое ко второму.Равнодушие дополняет эгоизм, как и эгоизм дополняет равнодушие. Равнодушному человеку безразличны другие люди, у него нет никакого сочувствия к ним, даже к близким. А эгоист думает только о себе. Следовательно, если сложить эти понятия, то такой человек будет готов идти на всё ради себя, своей выгоды и своего комфорта.

Многие русские писатели обращались к этой теме. Так, в произведении М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" главный персонаж был поглощён эгоизмом и равнодушием ко всему. Он сломал жизнь не только себе, но и остальным, не чувствуя ничего: ни вину, ни радость. Печорин самый настоящий эгоист, потому что его никогда не волновали последствия, когда он портил чью-то жизнь.

И делал он это либо просто так, либо ради своей выгоды.

Также в качестве примера можно привести произведение Гончарова Обломов. Илья Ильич любитель полежать на диване. Ему безразлично на всё вокруг, лишь бы его никто не трогал и не беспокоил. И мечтает он о том, чтобы все дела сделались сами. Лень Обломова сделала его равнодушным и это в конце концов привело к гибели главного героя.

Делая вывод, хочу сказать, что равнодушие не может существовать без эгоизма и наоборот. Это два очень связанных между собой понятия, которые делают человека ужасным по отношению к другим людям. Я считаю, что из-за этого происходит разрыв в обществе и люди теряют свою сплочённость

Обновлено: 2017-11-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.