Б. Собственно исторические методы исследования. Методы исторического исследования Методы познания истории

Когда в глубокой древности эллинский писатель по имени Геродот начал сочинять свою знаменитую книгу о кровопролитных греческих войнах, в которой описывал обычаи и традиции окружающих его стран и их обитателей, даже в самых смелых своих мечтах он не мог представить, что потомки дадут ему громкое имя отца великой и невероятно интересной науки - истории. Как одна из самых древних и известных дисциплин, она имеет собственный предмет, методы, источники изучения истории.

Какая дисциплина называется историей

Что же такое история? Это увлекательная наука, занимающаяся изучением прошлого как отдельной взятой особы, так и всего человеческого общества. Исследуя разнообразные доступные ей источники, данная дисциплина пытается установить реальную последовательность тех или иных произошедших в далеком или же ближайшем прошлом событий, а также разносторонне изучать причины их появления и последствия.
Возникнув, как и многие другие науки, в Древней Греции, изначально история изучала жизнь выдающихся личностей, а также венценосных семейств, правителей и войн. Однако со временем предмет и метод изучения истории изменились и расширились. Точнее сказать, с годами история стала заниматься изучением прошлого не только отдельных отличившихся чем-либо людей, но и целых народов, различных наук, зданий, религий и многого другого.

Основные методы изучения истории как науки

Метод исследования истории – это способ изучения исторических процессов посредством разнопланового анализа фактов, а также приобретения новой информации на основе этих самых фактов.
Существуют две огромные категории, на которые делятся методы изучения истории. Это конкретные методы, а также общие методы для большинства гуманитарных наук.

Конкретные методы изучения истории

  1. Общенаучные методы.
  2. Частнонаучные методы.
  3. Методы, позаимствованные из иных наук.

Общенаучные методы бывают таких видов:

  • Теоретические, к которым относятся знаменитая дедукция, индукция, синтез и анализ, строение гипотез, моделирование, обобщение, инверсия, абстрагирование, аналогия и системно-структурный подход.
  • Практические методы изучения истории: эксперимент, наблюдение, измерение, сравнение, описание. Часто этот вид методов еще называют эмпирическим.

Частнонаучные исторические методы изучения истории:

  • Хронологический метод – исторические данные излагаются в их хронологической последовательности, от прошлого к современности.
  • Ретроспективный метод – исследование исторических фактов с помощью постепенного проникания в минувшее, чтобы обнаружить причины случившегося события.
  • Конкретно-исторический метод – фиксирование всех событий и фактов.
  • Сравнительно–исторический – событие исследуется в контексте аналогичных происшествий, имевших место ранее или позднее. Такой метод исследования дает возможность глубже изучить то или иное событие под разными углами.
  • Историко-генетический - исследование появления и развития определенного события.
  • Историко-типологический - классификация событий или объектов по их типу, признаку.

Кроме вышеперечисленных, довольно часто ученые используют для исследования истории иные методы, позаимствованные из иных родственных и не очень наук, например из статистики, психологии, социологии, антропологии, археологии и прочих.

Общие методы исследования и изучения истории

Для большинства гуманитарных дисциплин и истории в частности общие методы - это:

  1. Логический метод - рассматривает исследуемые явления на пике их развития, так как в этот период их форма становится наиболее зрелой, и это дает ключи к осмыслению предшествующих стадий исторического развития.
  2. Исторический метод – с его помощью процессы и определенные исторические явления воспроизводятся в хронологическом развитии с учетом уникальных особенностей, закономерностей и деталей. Наблюдая за ними, можно отслеживать определенные закономерности.

Исторические источники

Занимаясь исследованием истории, ученым приходится работать с предметами или явлениями, которых они чаще всего не могут увидеть собственными глазами, так как они имели место много лет, столетий или даже тысячелетий назад.
Между исследованием историков и реально произошедшим в прошлом фактом находится промежуточное связующее звено – это исторический источник. Исследованиями и классификацией источников изучения истории занимается наука источниковедение.

Виды исторических источников

Существуют различные виды классификаций исторических источников. Самой популярной является классификация по видам. Согласно ей выделяют 7 групп источников:

  1. Устные (народные сказания, песни, обряды).
  2. Письменные (летописи, книги, дневники, газеты, журналы и другие).
  3. Вещественные (остатки предметов оружия на поле боя, древние захоронения, сохранившееся предметы одежды, быта и так далее).
  4. Этнографические (материалы, относящиеся к культуре определенного этноса, чаще всего их предоставляет этнография).
  5. Лингвистические (названия городов, рек, местности, продуктов питания, понятий и другое).
  6. Фонодокументы.
  7. Фотокинодокументы.

Последние два вида источников исторических исследований стали доступными историкам сравнительно недавно, но благодаря им проводить исследования стало намного проще. Хотя благодаря достижениям современной техники подделывать фотографии, видеозаписи и аудиозаписи стало очень просто, так что историкам недалекого будущего будет сложно пользоваться этими историческими источниками.

Наука история, как и сама история человечества, взаимодействует с целым комплексом других дисциплин, часто используя их в качестве источников информации, а также пользуясь их методами, принципами и достижениями. В свою очередь, история тоже помогает другим дисциплинам. Поэтому существует целый ряд исторических наук, концентрирующих свое внимание на предмете той или иной дисциплины. Такие, например, как история философии, политики, культуры, литературы, музыки и многие другие. В связи с этим правильно выбранные методы и источники изучения истории очень важны, ведь именно от их выбора и использования зависит установление фактов объективной реальности, что влияет не только на «детище Геродота», но и на все остальные науки, связанные с ним.

История - краткий термин для описания событий, случившихся в прошлом в разное время и в разных местах. Также это наука, которая изучает источники прошлого, дабы узнать о событиях, их последовательности, причинах и составить объективную картину происходившего процесса. Методы и источники изучения истории включают в себя летописи, археологические находки, изучение официальных документов, использование логики, моделирования.

Что и как изучает история?

В современной литературе можно насчитать до 30 различных определений предмета истории. Такое большое количество спровоцировано тем, что эту науку изучают и развивают люди с различными взглядами на мир, различным опытом и жизненной позицией. Такое же разнообразие взглядов царит среди ученых и относительно объяснения

Но если в качестве предмета могут выступать разные объекты и процессы, то методы остаются одинаковыми. И предмет, и имеют дело с объективными явлениями, для работы с которыми можно использовать проверенные стандартные подходы. Все многообразие методов можно разделить на три категории: общенаучные, исторические, разработанные специально для работы с источниками и понятиями этой науки, и специальные (созданные учеными других направлений и позаимствованные историками).

Различные подходы и методы изучения

К можно отнести два - логический и исторический. Эти два подхода к изучению явлений дополняют и обогащают друг друга, логика позволяет обобщить изученное и сделать выводы там, где бессилен исторический подход.

Для изучения происходивших событий и процессов ученые используют такие методы:

  • хронологический - все события располагаются строго по хронологическому порядку;
  • синхронический - рассматриваются различные события и их взаимосвязь в разных точках страны и земного шара в одно и то же время.

Внутри хронологического метода также выделяют разные подходы. Хронологически-проблемный подход исследует происходившее по эпохам, внутри эпох - по проблемам. Проблемно-хронологический - наоборот: берется какая-то одна проблема или сторона жизни, развитие и изменение которой и изучают в контексте проходящего времени.

Кроме названных, выделяют также сравнительно-исторический, системно-структурный, статистический и ретроспективный методы, а также метод периодизации и социологических исследований.

Источники данных - основа исторической науки

Методы и источники изучения истории взаимосвязаны. Факты - это все. Изучением источников фактов занимается отдельная вспомогательная дисциплина - источниковедение. Можно выделить первичные и вторичные источники изучения истории, классифицировать их по способу передачи информации и характеру носителя:

  • письменные глиняные таблички, папирусы и книги);
  • вещественные (орудия труда, посуда, мебель, одежда, оружие, архитектурные сооружения);
  • этнографические источники;
  • фольклор (сказки, песни, легенды, предания, баллады);
  • лингвистические;
  • кинофотодокументы.

Каждый источник требует тщательного анализа и вдумчивого подхода, оценки его достоверности.

Спорные моменты

Однако история - это не только наука о фактах, это также интерпретация фактов. Поэтому методы и источники изучения истории серьезно влияют на результаты исследований, на выводы о происшедших событиях и их причинах.

Есть множество исторических документов, сообщающих о фактах, которые различные ученые толкуют по-разному. О происхождении и назначении также есть различные мнения: одно из них - что стена была построена северными соседями Китая для защиты Севера. В то же время распространенная теория ее появления гласит о том, что эту стену построили сами китайцы.

Изложенные в учебниках исторические события - только один, «официальный» вариант истории. Многие исторические факты допускают как минимум два, а то и больше толкований причинно-следственных связей. Разные толкования появляются не только из-за противоречивости источников, здесь играют роль и методы и источники изучения истории, и тонкости перевода древних текстов, и особенности мировоззрения ученых-исследователей.

Принципы изучения фактов

Учитывая все это, важными для ученого-историка являются принципы изучения исторических фактов. Принцип - этот тот инструмент, который позволяет при изучении прошлого «стоять обеими ногами на земле». Принципы и методы изучения истории похожи в том, что и первых, и вторых несколько:

  • Принцип историзма. Требует, чтобы все события и известные факты рассматривались только сквозь призму того времени, к которому они относятся. Нельзя изучать явления отдельно, сами по себе, так как они появились из взаимодействия многих факторов, и имеют смысл только в контексте.
  • Принцип объективности. Требует изучать и учитывать все известные факты, ничего не исключая и не откидывая, не пытаясь подогнать известное под «нужную» схему или теорию.
  • Принцип социального подхода, или принцип партийности.
  • Принцип альтернативности.

Соблюдение всех принципов не гарантирует достоверных выводов, более того, другой исследователь, с тем же набором данных и также соблюдающий принципы исследования, может получить совершенно другой результат.

УДК 930.24 ББК 63.211

Методика историко-хронологического исследования (по материалам новгородских летописей)

Н.П. Иванова1, С.В. Цыб12

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

2 Алтайский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Барнаул, Россия)

Methodology of Historical and Chronological Study (Based on the Novgorod Chronicles)

N.P. Ivanova1, S.V. Tsyb1-2

1 Altai State University (Barnaul, Russia)

2 Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

Разработка методических принципов и специального набора методов исследования является важным фактором становления отрасли научного знания, в том числе такой, как историческая хронология. Статья посвящена выявлению и анализу базовых и специальных методов историко-хронологического исследования, использованных авторами при изучении летописей (на материалах новгородского летописания). Даты, зафиксированные в новгородских летописях, могут быть основанием для реконструкции время-исчислительных систем, применявшихся в Великом Новгороде. Делается вывод о том, что использование историко-хронологической методики дает возможность получить достаточно полное знание о время-исчистлительных системах Древней Руси и правилах их применения, поможет историкам в решении вопроса о достоверности хронологической информации источников, в какой-то степени - надежности самих источников. Кроме того, оно будет способствовать более точной датировке исторических событий, а в некоторых случаях атрибуции текста источника или установлении предпочтений составителя в использовании определенной времяисчислительной системы. Данная методика позволяет выявлять до сих пор мало исследованный потенциал новгородских летописей как исторических источников для реконструкции вре-мяисчислительных систем прошлого.

Ключевые слова методика, методы, хронология, новгородское летописание, анализ, Древняя Русь.

БОТ 10.14258/1гуа8и(2015)4.1-18

The development of methodological principles and specific set of research methods is an important factor in the development of such a scientific knowledge branch as historical chronology. The article is devoted to identifying and analyzing the basic and special methods of historical and chronological studies used by the authors in the study of chronicles (on the materials of the Novgorod chronicles). The dates fixed in the Novgorod chronicles may be the basis for the reconstruction of time counting systems used in Veliky Novgorod. It is concluded that the use of historical and chronological methodology makes it possible to obtain sufficiently complete knowledge of ancient Russia time counting systems and rules of their application; it will help historians solve the question of the reliability of chronological information of the sources, and to some extent the reliability of the sources. Furthermore, it will facilitate more precise dating of historical events and in some cases the attribution of the source text or identifying preferences of the compiler in the use of a certain time counting system. This methodology allows revealing hitherto little explored potential of the Novgorod chronicles as historical sources for the reconstruction of time counting systems of the past.

Key words: methodology, methods, chronology, Novgorod chronicles, analysis, Ancient Russia, the subject of messages.

Реконструкция древних систем учета времени, воссоздание конкретной истории их появления и развития являются главными задачами исторической

хронологии. Хронология считается одной из самых сложных специальных исторических дисциплин, поэтому находится не так много исследователей, гото-

вых заниматься столь кропотливой и трудной работой, на что еще в прошлом столетии указывал русский историк православной церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук В.В. Болотов . Как и всякая отрасль научного знания, хронология требует не только введения специального категориального аппарата, концептуальных, теоретических схем и моделей, но и создания собственных методологических принципов и специального набора методов научного исследования. В рамках конкретной отрасли науки обычно выделяют базовые для данной науки и специальные методы, с помощью которых решаются ее отдельные, частные проблемы. Таким образом, разработка методических принципов и специального набора методов исследования является важным фактором становления отрасли научного знания, в том числе такой, как историческая хронология.

Наша статья посвящена выявлению и анализу базовых и специальных методов историко-хроноло-гического исследования, использованных авторами при изучении летописания и, в частности, хронологии новгородских летописей (Новгородской первой летописи, Новгородской четвертой летописи и Софийской первой летописи ).

Первым попытку «каталогизации» историко-хро-нологических методов два столетия назад предпринял Х.Л. Иделер . Через полтора столетия после этого была опубликована еще одна работа по методам хронологии . Однако авторы этих публикаций не вышли за рамки рассуждений о различии исследовательских методов математической и исторической разновидностей хронологического знания. Более содержательным можно назвать другой опыт, основанный на современном представлении о задачах историко-хронологической науки .

Разработка исследовательских приемов любой науки зависит от понимания ее частных и стратегических задач. Целевая ориентация научного поиска естественным образом формирует представление о направлениях исследовательской деятельности и конкретных формах продвижения ученого по этим путям. Таким образом, для описания методики историко-хронологического исследования в первую очередь следует составить недвусмысленное представление о главной цели хронологии как специальной исторической дисциплины. Без глубокой и тщательной реконструкции старинных систем времяисчисления, отраженных в источниках, никакая редукция древних дат не сможет создать правдивой хронологической картины прошлого. Отыскивать все сохранившиеся в источниках элементы древних правил учета времени, устанавливать системные связи между ними, восстанавливать историю возникновения, употребления и модификации этих систем - главная цель и основная концепция, которой придерживаются авторы дан-

ного исследования при разработке методики истори-ко-хронологического исследования.

Другим фактором, определяющим набор методических действий, становится специфика источни-ковой базы исследования. Мы сосредоточили свое внимание на летописях как самых насыщенных хронологическими элементами источниках, хотя это не означает, что мы не учитываем возможных вариантов датировок и оригинальных систем учета времени, зафиксированных в других видах источников (агиографические, законодательные и др.). Выбор новгородского летописания не случаен, так как летописные памятники этой традиции содержат самые разнообразные вариации хронологических элементов, кроме того, они представляют собой относительно цельную и последовательную работу их составителей на довольно протяженном временном интервале (XI - середина XV в.).

Любая методика состоит из набора методов. Безусловно, что исследование не может базироваться только на конкретных методах, и в нем обязательно используются и общенаучные методы, и общеисторические. Реконструкция древнерусских времяисчисли-тельных систем невозможна без использования традиционных и новых источниковедческих методов (сравнительно-текстологического анализа, технологии баз данных и проч.). Однако в статье мы рассмотрим только основные методы историко-хронологическо-го исследования рукописных текстов, позволяющих проводить критическое исследование тех старинных датирующих записей, которые и представляют собой первичную для осуществления реконструкций информацию, сгруппировав их в зависимости от подхода, выбранного исследователем. Необходимо отметить, что данные методы могут применяться на любых этапах исследования, в зависимости от того, как это позволяет делать первичный материал, представленный в источнике.

Последовательность методических действий заключается в следующих основных этапах исследования: 1) поиск различных хронологических элементов в текстах источников; 2) сопоставление хронологических показаний разных источников с целью выявления разночтений в датировках; 3) реконструкция (по возможности) первоначального вида датирующих записей; 4) восстановление (по возможности) самих древних систем учета времени через установление системных связей. Методика универсальна и может применяться для любых видов источников, содержащих хронологическую информацию.

Максимально полное знание об этих системах и правилах их применения поможет историкам в решении вопроса о достоверности хронологической информации источников и в оценке надежности информации самих источников. Кроме того, оно будет способствовать установлению точной датиров-

ки исторических событий, а в некоторых случаях, если не атрибуции текста источника, то по крайней мере установление предпочтений составителя (ей) в использовании определенной времяисчислитель-ной системы.

Датирующие записи в летописях могут иметь различную форму и быть представлены виде: абсолютных («В лЪто 6663», «мЪсяця декабря въ 25»), относительных («княживъ лЪтъ 17»), контекстовых годовых («того же лЪта»), месячных («мЪсяця септября»), недельных («въ суботу»), дневных дат и церковно-хро-нологических обозначений («на ОуспЬше святки Богородици», «на 5 нед(е)ле по ВелицЪ дни»), могут представлять заимствования из других календарных систем («инъдикта въ 14», «преже 14 каланда августа»). Хронологическая информация источников может быть косвенной, т. е. выраженной не конкретными датами, а сведениями о природных явлениях или человеческих действиях, имеющих определенную привязку к временам года, месяцам, дням («на вЪсну же», «в си же времена в ГрЪчько земли цесарь, именемъ Михаилъ и мати его Ирина») и т. д.

Существуют несколько возможных подходов к их исследованию. Во-первых, их можно изучать в составе тех комплексов, которые зафиксированы на страницах источников, но также есть возможность их отрыва от комплексного сопровождения с целью сравнения с инородными элементами. Кроме того, часто становится необходимым проводить сопоставление разнородных хронологических комплексов целиком.

Наиболее действенным в группе комплексных методов является проверка календарно-математи-ческого согласования разнотипных элементов, входящих в состав датирующих записей (комплексов). Впервые в русской хронологии этот метод применил В.Н. Татищев . Обнаружение безупречного порядка в соединении таких элементов позволяет безошибочно устанавливать их системную принадлежность и получать так называемые опорные даты, открывающие широкие возможности дальнейшей реконструкции времяисчислительных систем, а также проведения точнейшей редукции. Установление нарушений в согласовании элементов также не является отрицательным результатом, поскольку может быть оценено не только как констатация ошибок древних авторов, но и как открытие иных способов старинного учета времени. Для перевода дат древнерусской истории этот метод широко стал применять еще в начале XIX в. академик И.-Ф. Круг , а через столетие Н.В. Степанов превратил его в важнейший способ проведения историко-хронологических реконструкций . Справедливости ради нужно отметить, что не всегда наличие разночтений в датировках является результатом применения иной времяисчислительной

системы, иногда оно становится иным принципом составления летописи (тематическим, эсхатологическим, ретроспективным) , и, тем не менее, даже в этом случае в летописях могли сохраняться остатки оригинальных, иногда архаичных способов счета времени.

Хронологическим комплексом может считаться также какой-то выделенный самим автором участок текста источника, например, отдельная годичная статья летописи или обособленный от других сюжет произведения. В таком случае требуется не только проверка согласования всех элементов комплекса между собой, но и согласование их с главным, определяющим характер всего комплекса показанием (в летописных статьях это номер года).

Одно событие может датироваться несколькими элементами, чаще всего наблюдаются сочетания двух-трех хронологических элементов, однако бывают и исключения. Максимальное количество различных хронологических элементов (32), расположенных в одной годовой статье, отмечено нами в 6724 г. Софийской первой летописи (СПЛ) в сюжете о войне князя Мстислава Мстиславича Удалого против Ярослава и Юрия Всеволодовичей, закончившейся битвой на реке Липице , однако в него входят несколько событий. Максимальное же количество хронологических элементов, датирующих одно событие, выявлено в статье 6644 г. Синодального списка Новгородской первой летописи (НПЛ-С), и описывает приход в Новгород на княжение черниговского князя Святослава Ольговича «мЪсяця июля въ 19, преже 14 каланда августа, въ недЬлю, на сборъ святыя Еуфимие, въ 3 час дне, а луне небеснЬи въ 19 день» .

Объектами проверки могут быть различные виды комплексов. Самый распространенный вариант сочетания элементов в комплексе - номер года от Сотворения мира (СМ), юлианское число и день недели. В качестве примера можно привести сообщение о битве литовского князя Витовта и татарских войск при реке Ворскле, размещенное в СПЛ под 6906 г. : «м(е)с(я)ца авгус(та) 12 д(е)нь, во вторник» . Противоречие этой датировки показаниям НПЛ (5 августа) позволило доказать ее вставной характер, восстановить первоначальный вид датирующей записи, выяснить причины появления других вариантов датировки и окончательно утвердиться в датировке битвы (12 августа 1399 г.) .

Другой вариант сочетания хронологических элементов в комплексе - номер года, месяцесловное показание, день недели. Примером может служить дата поражения владимиро-суздальских войск Андрея Юрьевича Боголюбского в битве с новгородцами, датируемая в НПЛ 6677 г. «въ четвьртыи же день въ среду... м"Ьсяця феураря 25 на святого епископа

Тарасия». Указанная дата соответствует 1170 г., в котором 25 февраля приходилось на среду. В данном случае вполне можно согласиться с Н.Г. Бережковым об использовании в этой статье НПЛ мартовского стиля константинопольской эры .

Еще один вариант соединения хронологических элементов - номер года, юлианское число и день недели пасхального года из расписания напрестольных Евангелий. Такое сочетание мы встречаем в сообщении НПЛ о приходе в Новгород и начале княжения князя Романа Мстиславовича, сына Мстислава Изяславича в 6676 г. «мЪсяця априля въ 14, въ въто-рую неделю по велице дни, индикта пьрваго» . Можно без каких-либо сомнений признать это сообщение датированным мартовским годом константинопольской эры, потому что в 1168 г. Пасха была 31 марта, т. е. 14 апреля действительно было вторым воскресеньем после Пасхи, на Фоминой послепасхальной седмице, и в этом году шел первый индикт.

Возможно и такое сочетание хронологических элементов - номер года и церковные хронологические элементы (индикты, Круги Луны и Солнца), которое также может помочь в восстановлении времяисчис-лительной системы. Сразу отметим, что в новгородских летописях нам ни разу не встретилось упоминаний Кругов Луны или Солнца, так же, как и вруцелета и проч. Из этой разновидности новгородскими летописцами для датировки используются только индикты, 17 известий, зафиксированных в 25 сообщениях разных летописей. В их применении наблюдается одна интересная закономерность. Дважды индикты использованы в статьях летописей в пределах Повести временных лет (6360, 6479), затем в XII в. - пять случаев применения индикта для датирования событий (6623, 6644, 6645, 6676, 6686), потом перерыв более чем в полтора столетия, и снова активное использование индиктов, вплоть до 6929 г. (6845, 6853, 6880, 6883, 6904, 6907,6914, 6917, 6916, 6929). Наличие индикта также может способствовать восстановлению времяисчислительной системы, поскольку индикты рассчитывались по сентябрьскому стилю константинопольской эры.

Такого рода комплексы можно считать идеальными, образцовыми, поскольку они позволяют не только точно установить датировку, но и реконструировать времяисчислительную систему. К сожалению, такие комплексы редко встречаются в текстах источников. Значительно чаще исторические происшествия датируются только юлианским числом или, реже, только днем недели, а большинство письменных древнерусских сообщений вообще не содержат никаких конкретных временных ориентиров, кроме годовых. Иногда мы имеем возможность дополнить недосказанность письменных сообщений знанием о календарных правилах христианской церковной обрядно-

сти. Существует мнение, что возведение в церковные чины осуществлялось по определенным правилам. Так, рукоположение в сан епископа, по Апостольским правилам, осуществлялось несколькими епископами (собором епископов), при этом совершалась особенно торжественная литургия, и происходило это обычно «в день Господень» (т. е. воскресенье). «Конечно, это соблюдалось не всегда, потому что заботой пастырей было немедленно по смерти епископа заместить его кафедру» . С учетом этого обстоятельства мы можем, например, понять происхождение «немого», казалось бы, в хронологическом смысле сообщения НПЛ: «Въ лЪто 6613. Поставлени быша еписко-пи: Лазорь, Мина, Амфилохии» . Дополнив эти известия юлианскими датами из южнорусского летописания (12 ноября, 10 декабря и 27 августа соответственно к каждому имени ), мы обнаружим в этой летописной статье НПЛ признаки сентябрьского календарного стиля, так как события последовательно выстраиваются от ноября до августа в пределах одного сентябрьского года. Если учесть воскресную приуроченность церемоний хиротоний, приходим к несомненному выводу о применении здесь константинопольского счета лет, поскольку все юлианские даты приходились на воскресные дни в 1105 г. (6613 г. - 1105 г. = 5508 лет). С такой же уверенностью можно признать искусственное появление этого сентябрьского комплекса в новгородском летописании, поскольку в его составе вслед за событиями, датируемыми 12 ноября и 10 декабря 1105 г., с механической грубостью и совершенно неуместно помещено событие с числом 27 августа 1105 г. Отметим, что середины XIX в. при изучении древнерусской хронологии стал широко применяться метод определения годовых границ комплексов (летописных статей), который и продемонстрирован в приведенном выше примере. Одними из первых последовательных его сторонников были Н.С. Арцыбашев и И.Д. Беляев .

Начало строительства и освящение церковных храмов также имели определенную календарную приуроченность, что в какой-то мере позволяет восполнить недостаток хронологической информации. Анализ летописных сведений позволил П.А. Раппопорту установить, что в XI - начале XIII в. освящение новых церковных построек чаще всего происходило в день памяти того святого (в день поминания того события), чье имя (название) присваивалось сооружению, например: «В л£ /8х]^...Тогб. л£ сщна бъ1 цркъ1 сборнага стага Бцач.. и сщна бъ1 на канунъ стое Бци Оуспеньга» . Изучение ориентации по частям света древнерусских церквей позволило тому же исследователю прийти к выводу, что «закладку церквей на Руси считали возможной производить лишь весной или летом, и, во всяком случае, не в конце

строительного сезона и не зимой» , часто она происходила в памятные дни, церковные праздники, дни памятей чтимых святых и проч. Так, например, понятно, что хронологически «безликое» известие НПЛ о закладке церкви святого Николы (на Липне), описанное в 6621 г. без календарной даты , может быть связано с конкретным днем памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (6 декабря, 9 мая), и поскольку первая дата относится к «нестроительному» сезону, поэтому днем основания Никольской церкви можно уверенно считать 9 мая. Эта мысль подтверждается и другими обстоятельствами, связанными со строительством этой церкви .

Другим вариантом комплекса может считаться какой-то фрагмент текста, выделенный самим автором источника или исследователем. Это может быть и одна годичная статья и несколько годичных статей, которые по версии исследователя могут принадлежать одному автору или летописному центру. В качестве самостоятельного комплекса могут выступать самостоятельные произведения, вставленные летописцами внутрь текста летописи, например, «Повесть о убьеньи Борисове», «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть о битве на Калке», «Повесть о житии Александра Невского»» и др. Такие комплексы также требуют проверки согласования внутри текста, и, что немаловажно, необходимо их согласование с главным показателем комплекса - годовой статьей. Чаще всего только небольшое число известий комплекса сопровождается хронологическими элементами, пригодными для проверки, в таком случае можно подключать косвенные или контекстовые данные.

Очередность перечисления юлианских дат и сезонов в пределах одной летописной статьи, а также прямые указания самих летописцев на момент начала или окончания годов позволяют определить календарный стиль датирующих записей, осуществить контекстовое датирование промежуточных между юлианскими датами известий, а также выявить инородные хронологические элементы, нарушающие структуру и пограничные рамки комплексов.

В качестве примера относительно согласованного комплекса можно привести статью 6644 г. НПЛ. Все хронологические элементы статьи укладываются в рамки мартовского года константинопольской

эры: «Индикта лЬта Ц14___мЬсяця маия въ 28. сЬде

2 мЬсяця... июля въ 15_ мЬсяця июля въ 19, пре-же 14 каланда августа, въ неделю, на сборъ святыя Еуфимие, въ 3 час дне, а луне небеснЬи въ 19 день... наставъшю индикта 15_ мЬсяця сентября... въ 5 декабря». В данной статье, во-первых, в рамках одного года произошла смена индиктов (с 14 на 15), во-вторых, нет разрыва в годах между июлем и сентябрям (они входят в один год), и, наконец, в-третьих, все хронологические элементы большого комплекса

внутри годовой статьи («мЬсяця июля въ 19_ а луне небеснЬи въ 19 день»), относящиеся к сюжету прихода на княжение в Новгород Святослава Ольговича, за исключением одного (святочного обозначения - «на сборъ святыя Еуфимие») согласуются между собой и относятся к 1136 г. .

Однако этот метод позволяет выявлять и нарушение хронологической последовательности внутри комплекса (например, одной годовой статьи). Так, в статье 6704 г. той же НПЛ наблюдается явное нарушения хронологии (апрель, 8 июля, 19 января, 13 сентября, указание на конец года - «Исходящю лЬту», Юрьев день - 26 ноября, всю зиму, той же зимой) . Очевидно, что эти события не могут уместиться в рамки одного года (ни мартовского, ни сентябрьского). Эта статья уже была разобрана довольно подробно , и можно согласиться с автором в том, что здесь применен иной принцип составления статьи - тематический. Скорее всего, составитель летописи «стремился компактно изложить события, касающиеся одного сюжета, не разрывая их вставками из других сюжетов».

Метод анализа изобразительных особенностей хронологических артефактов (анализ формы датирующей записи) позволяет выявить внутри комплекса по-разному оформленные хронологические элементы. Б.А. Рыбаков первым обратил внимание на него . Данный метод позволяет вести наблюдение за изменениями в формулировках датирующих записей. Их сходство и различие могут быть признаками общей или различной системной принадлежности. Так, развернутая хронологическая датировка типа «м(е)с(я)ца маия въ 4 д(е)нь», в определенный промежуток времени может сменяться на лаконичную - «маия 4». Это требует дополнительного внимания исследователя. Иногда это может быть связано с попыткой составителя сократить текст, чтобы уложиться в определенную тетрадь, но может быть и признаком существования определенного слоя в летописи. Лучше всего этот метод применять, когда уже определена система для большинства датирующих элементов комплекса, но при этом существуют случаи, не вписывающиеся в общую схему.

Еще одним не менее эффективным методом является метод содержательного анализа известий хронологического комплекса. В качестве примера можно привести фрагмент НПЛ за 6597-6599 гг. - на этом временном интервале явно наблюдаются хронологические погрешности. Можно отметить очевидные противоречия, так, в статье 6597 г. говорится о смерти княжны Янки (Анны) Всеволодовны, в следующем 6598 г. Янка вернулась из Византии с будущим митрополитом Иоанном-скопцом, а в 6599 г. новый митрополит скончался . Анализ содержания источника зачастую помогает выявить нарушения естественной хронологии событий.

В качестве хронологического комплекса может выступать весь письменный источник целиком (например, одна летопись), тогда комплексное исследование будет заключаться в «расслоении» текста памятника на части, каждая из которых имеет свои границы и особый набор хронологических элементов. В сочетании с результатами, уже полученными лингвистами по расслоению летописных памятников , это может дать дополнительный аргумент при атрибуции письменного источника. Этот метод (метод выделения хронологических слоев) позволяет учитывать не только своеобразие элементов датировки, но и их распределение по тексту источника.

Ко второй группе методов, которые могут использоваться при изучении хронологических элементов, относятся сравнительные методы, традиционно применяющиеся в источниковедении, т. е. основная цель этих методов - произвести сравнение хронологических показаний одних источников с другими. Причем сравниваться могут как разнотипные источники (летописи, византийские или западноевропейские источники или летописи и жития, месяцесловы и т. д.), так и однотипные (летописи одной или разных летописных традиций), важно, чтобы эти источники содержали сопоставимую информацию. Эти методы стали активно внедряться в исторической науке в связи с становлением и развитием «критической хронологии» в начале XIX в. . Сравнительные методы позволяют не только выявить сходства или различия хронологических данных разных источников, но и оценить степень достоверности тех или иных текстов с привлечением комплексных методов, в некоторых случаях помогают восстановить первоначальный вид датирующей записи и, наконец, реконструировать древнюю времяисчислитель-ную систему того или иного источника.

Среди этой группы методов наиболее эффективными, на наш взгляд, являются метод анализа несинхронных датировок и астрометрический метод. Суть первого метода сводится к поиску и анализу противоречивых хронологических показаний, датирующих одни и те же исторические события. Различия в датировках можно наблюдать даже в летописях, принадлежащих одной летописной традиции. Так, постройка церкви Благовещения в Новгороде на Рюриковом городище датируется в летописях по-разному. Церковь была возведена князем Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха, в 1103 г. СПЛ датирует строи-

тельство 6607 г., а НПЛ и НЧЛ относят его к 6611 г. . Такая разница подтверждает мысль о сохранении в новгородско-со-фийской группе летописей (в частности, в СПЛ) элементов византийско-болгарского счета лет (эпоха эры приходится на 1 сентября 5505 г. до н.э.) .

Еще раз подтверждение присутствия в новго-родско-софийской группе летописей этого архаичного летоисчисления мы обнаруживаем, использовав астрометрический метод. Метод, известный еще со времен В.Н. Татищева, на научную основу был поставлен в середине прошлого века М.П. Погодиным и Д.М. Перевощиковым . В начале прошлого столетия Д.О. Святский, применив астрономо-математи-ческие расчеты, выявил даты большинства астрономических и природных явлений прошлого, сопоставив их с показаниями летописей . Этот метод позволяет устанавливать наиболее точные даты знамений, описанных в летописях (солнечные и лунные затмения и др.). Так, НЧЛ и СПЛ под 6596 г. описывают знамение Солнца . Д.О. Святский установил, что солнечное затмение произошло 21 мая 1091 г. . С большой долей вероятности можно утверждать, что для датировки этого затмения летописцем было использовано византийско-болгарское летоисчисление .

Безусловно, что ни один из представленных методов не может застраховать исследователя от ошибки, однако сочетание историко-хронологических методов с текстологическими, лингвистическими, герменевтическими и иными будет способствовать достижению истины.

Таким образом, использование историко-хроноло-гической методики дает возможность получить достаточно полное знание о времяисчислительных системах Древней Руси и правилах их применения, поможет историкам в решении вопроса о достоверности хронологической информации источников, в какой-то степени - надежности самих источников. Кроме того, оно будет способствовать более точной датировке исторических событий, а в некоторых случаях атрибуции текста источника или установлении предпочтений составителя в использовании определенной времяис-числительной системы. Данная методика позволяет выявлять до сих пор мало исследованный потенциал новгородских летописей как исторических источников для реконструкции времяисчислительных систем прошлого.

Библиографический список

1. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических тру- ковную историю / пред. А.В. Храпова, прим. А.И. Брилли-дов. Т. 2: Лекции по истории древней церкви. Введение в цер- антова, А.И. Сидорова. - М., 2000.

2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей. - М., 2000. - Т. III.

3. Новгородская четвертая летопись // Полное собрание русских летописей. - М., 2000. - T. IV. Ч. 1.

4. Софийская первая летопись старшего извода // Полное собрание русских летописей. - М., 2000. - Т. VI. Вып. 1.

5. Ideler L. Handbuch der mathematischen und techni-chen Chronologie: Aus den Quellen bearbeitet. - B., 1826. - Bd. 1.

6. Заремба С.З. До питання про теорта i методику хронологических дослиджень // Украшський юторичний журнал. - 1974. - Вып. 2 (155).

7. Цыб С.В. Методика историко-хронологического исследования (на примере древнерусской хронологии) // Источник, метод, компьютер. - Барнаул, 1996.

8. Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: курс лекций. - Барнаул, 2008.

9. Татищев В.Н. История российская. - М. ; Л., 1962. -

10. Krug Ph. Kritischer Versuch zur Aufklärung der byzan-tichen Chronologie, mit besonderer Rücksicht auf die früher Geschichte Russlands. - St.-Petersburg, 1810.

11. Степанов Н.В. Календарно-хронологические факторы Ипатьевской летописи до XIII века // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. - 1908. - Т. XX. - Кн. 2.

12. Добровольский Д.А. Когда Всеслав ходил на Новгород? (опыт интерпретации летописной статьи 6575 г.) // Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания: материалы XXI Международной научной конференции. 29-31 января 2009 г. - М., 2009.

13. Данилевский И.Н. Замысел и название Повести временных лет // Отечественная история. - 1995. - № 5.

14. Гимон Т.В. Новгородское летописание XI - середины XIV в. как социокультурное явление: дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.igh.ru/upload/information_system_8/6/3/4/item_634/ gimon-dissertazia.pdf (Дата обращения: 05.02.2015)

15. Иванова Н.П. Статистический анализ частоты использования хронологических элементов, выявленных в Софийской первой летописи (старшего извода) // Известия Алт. гос. ун-та. - 2013. - № 4/2 (80). D0I:10.14258/ izvasu(2013)4.2-42.

16. Иванова Н.П. Анализ месяцесловных датировок исторических событий (по материалам Новгородской первой летописи) // Palaeoslavica. - 2009. - Vol. XVII. - № 2.

17. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. - М., 1963.

18. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. - Каменец-Подольск, 1906. [Электронный ресурс]. - URL: http://krotov.info/spravki/essays_vera/18_r_vera/rukopol.html (дата обращения: 05.02.2015)

19. Полное собрание русских летописей. - М., 1962. -

20. Полное собрание русских летописей. - М., 1965. - Т. 9.

21. Арцыбашев Н.С. Повествование о России. - М., 1838. - Т. I. - Кн. 2.

22. Беляев И.Д. Хронология Нестора и его продолжателей // Чтения в Императорском Московском Обществе истории и древностей российских. - 1846. - № 2.

23. Раппопорт П.А. Ориентация древнерусских церквей // Краткие сообщения института археологии. Вып. 139: Славяно-русская археология. - М., 1974.

24. Иванова Н.П. О причинах возникновения и укоренения культа святого Николая Чудотворца в Древней Руси // Первые исторические чтения Томского гос. пед. ун-та: материалы Международной конференции - Томск,

25. Иванова Н.П. Месяцеслов Синодального списка Новгородской первой летописи // Проблемы источниковедения / отв. ред. С.М. Каштанов. - Вып. 1 (12). - М.,

26. Иванова Н.П. Месяцеслов Новгородской первой летописи: монография. - Барнаул, 2013.

28. Гимон Т.В., Гиппиус А.А. Новые данные по истории текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. - Вып. 7 (17). - СПб., 1999.

29. Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: учебное пособие. - 3-е изд. расш., доп. - Барнаул, 2013.

30. Цыб С.В. Хронология домонгольской Руси. Ч. 1: Киевский период: монография. - Барнаул, 2003.

31. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. - М., 1850. - Т. IV.

32. Святский Д.О. Астрономические явления в русских летописях с научно- критической точки зрения // Известия Отделения русск. языка и словесн. Императорск. Акад. наук. - 1915. - Т. XX, Кн. 1-2.

33. Святский Д.О. Астрономия Древней Руси / предисловие, комментарии, дополнения М.Л. Городецкий. - М., 2007.

34. Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». - 2-е изд., испр. -СПб., 2011.

Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки.Методология – это учение о способах исследования исторических фактов. Методологию составляет совокупность методов. Метод – способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – факты. Историки пользуются множеством методов, в частности:

1. Историко-генетический метод – состоит в изучении исторических явлений в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния.

2. Историко-сравнительный метод – состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и выявлении сходства и различия между ними.

3. С помощью историко-типологическогометода выявляются общие черты исторических событий и выделяются однородные стадии в их развитии. Происходит классификация исторических явлений, событий, объектов.

4. Идеографический метод – состоит в описании событий, явлений.

5. Системныйметод – состоит в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития, анализе системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод – с его помощью можно последовательно проникнуть в прошлое с целью выявления причины события и восстановления его хода.

7. Синхронный метод – состоит в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время с целью установить связи между ними.

8. Хронологический метод (проблемно-хронологический) – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени или по периодам, а внутри них по проблемам.

9. Метод периодизации – позволяет установить периоды исторического развития на основе выявления качественных изменений в обществе обнаруживающих решающие направления в его движении.

При использовании данных методов необходимо опираться на следующие принципыисторического исследования:

1. Историзм обязывает рассматривать все события и явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. События с учетом данного принципа рассматриваются в контексте происходившего, а не по отдельности.

2. Объективность обязывает рассматривать все события и явления непредвзято, объективно, без предпочтений.

Функции истории

Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции.

Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем.

Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям.

Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего.

Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует формированию таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Мировоззренческая функциязаключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.

Функции.

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний. К конкретным методам относятся:

1) общенаучные;

2) собственно исторические;

3) специальные - заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат: - логический; - исторический.

Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:

1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич. порядке;

2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;

3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;

4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Методология истории

Метод - в переводе с греческого означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели. В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата. История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени..

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого. В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические подходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.