Образовательный ценз как главное условие допуска. Принимаем на работу педагога. Предоставление выходных дней с учетом режима деятельности

Происхождение словосочетания

Словосочетание образовано от слова ценз (лат. census от лат. censeo - делаю опись, перепись), и в XIX и начале XX века использовалось и в другом значении, как обобщённое название формального уровня образования, квалификации или диплома («Первоначальный образовательный ценз русских профессоров был значительно ниже иностранных» ). В настоящее время использование словосочетания в этом смысле считается некорректным , и словосочетание обозначает лишь ограничительное условие.

Примеры

В Бразилии неграмотные не могут быть избраны. В Англии лицам, окончившим университеты, предоставлялись дополнительные голоса.

Российская империя

Образовательный ценз при приёме на государственную службу был введён указами 24 января 1803 года и 6 августа 1809 года. Устав 1803 регламентировал должности, требующие специальных познаний: никто не может быть «определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище». Указ 1809 года вводил экзамены при производстве в коллежские асессоры и статские советники .

Для имевших права поступления в гражданскую службу «по происхождению» (дворяне, а также дети: личных дворян, священнослужителей, купцов 1-й гильдии, приказных служителей, учёных и художников), минимальным требованием было получение образования в возрасте от 10 до 18 лет «в отечественных публичных заведениях или хотя бы в домах своих под надзором родителей и опекунов, но всегда в России» .

Примечания

См. также

Ссылки

  • в Словаре по экономике и финансам

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы России
  • Образцов, Борис Александрович

Смотреть что такое "Образовательный ценз" в других словарях:

    Образовательный ценз - требование избирательного закона, в соответствии с которым активное и/или пассивное избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования. См. также:… … Финансовый словарь

    Образовательный ценз - см. Ценз … Энциклопедия права

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - требование закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный (зафиксированный соответствующим документом) уровень образования … Юридический словарь

    Образовательный ценз - уровень формального образования, требуемый для получения тех или иных прав, в частности права заниматься педагогической деятельностью... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ … Официальная терминология

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ Юридическая энциклопедия

    образовательный ценз - требование закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный (зафиксированный соответствующим документом) уровень образования. * * * см. Ценз … Большой юридический словарь

    Образовательный ценз - см. в ст. Цензы избирательные … Большая советская энциклопедия

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования … Энциклопедический словарь экономики и права

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. В РФ О.ц. в… … Энциклопедия юриста

Образовательный ценз

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. В РФ О.ц. в сфере избирательного права не предусмотрен.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Ценз Ценз (лат. census, от censeo - делаю опись, перепись), 1) в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. Согласно античной традиции, введение Ц. приписывается царю Сервию Туллию (6 в. до н. э.),

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

55. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Систему образования в России составляет совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, учреждений по воспитательной работе с

Из книги Энциклопедия юриста автора

Возрастной ценз ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ - установленный в законодательстве возраст, при наличии которого предоставляется право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).В РФ право избирать предоставляется по всем видам выборов с

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Гражданства ценз ГРАЖДАНСТВА ЦЕНЗ - установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.Г.ц. - один из самых

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Грамотности ценз ГРАМОТНОСТИ ЦЕНЗ - один из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из

Из книги автора

Образовательный ценз ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень

Из книги автора

Оседлости ценз ОСЕДЛОСТИ ЦЕНЗ - в конституционном праве установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту

Из книги автора

Партийный ценз ПАРТИЙНЫЙ ЦЕНЗ - в ряде государств с однопартийными режимами требование, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к правящей политической партии. Иного рода П.ц. существуют в настоящее время в ряде стран с

Из книги автора

Профессиональный ценз см. Служебный ценз.

Из книги автора

Ценз пола ЦЕНЗ ПОЛА - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в

Из книги автора

Языковой ценз ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНЗ - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в

Из книги автора

8. Образовательный статус русского языка Без воссоздания и развития почти полностью утратившей свою самобытность национальной русской школы невозможно сколько-нибудь длительное существование других национальных школ, всегда уважаемых и поддерживаемых в России, – все

Из книги автора

Государственный образовательный стандарт нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников (Закон РФ «Об

Из книги автора

Образовательный процесс целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Образовательный процесс представляет собой целостную динамическую систему, спланированно

Труд работников образовательных учреждений, как и труд любого иного работника, регулируется нормами Трудового кодекса РФ, но трудовые отношения с работниками данной категории имеют свои особенности, описанные и другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Этим особенностям и будет посвящена данная статья.

Кого относят к работникам образовательных учреждений?

Прежде всего, к таким работникам относят педагогический состав образовательного учреждения. Кроме того, как и любая организация, данные учреждения имеют в своем штате и директора, и специалиста, занимающегося материальным обеспечением учреждения (завхоз), и технических работников (уборщиц), и обслуживающий персонал (повара), и медицинского работника, а также, в зависимости от вида образовательного учреждения, вожатых, воспитателей и пр. Однако в статье мы рассмотрим особенности трудовых отношений исключительно с лицами, замещающими должности, основные обязанности которых связаны с учебно-воспитательным процессом, педагогической, научно-преподавательской работой. Лица, которые работают в образовательном учреждении на должностях обслуживающего персонала, но их работа не связана с педагогической деятельностью, не подпадают под рассматриваемую категорию работников.

Например, статьей 20 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 02.08.2009) к числу работников высших учебных заведений помимо должностей научно-педагогического состава (профессорско-преподавательского состава, в числе которых должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента; а также научных работников) отнесены и инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал.

Таким образом, разграничением того, какую должность в штате образовательного учреждения отнести к педагогам, служит содержание должностных обязанностей, в числе которых должна быть педагогическая, воспитательная, преподавательская работа.

Особенности регулирования труда педагогических работников

Особенности труда педагогических работников урегулированы главой 52 ТК РФ. В частности, к ним относят:

    образовательный ценз, только при соответствии которому работник допускается к педагогической деятельности;

    особенности рабочего времени и времени отдыха;

    требование об обязательном периодическом повышении квалификации, прохождении аттестации;

    обязательное прохождение медосмотров;

    особенности состава оплаты труда;

    особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;

    льготы и меры социальной поддержки, устанавливаемые государством для педагогических работников.

Рассмотрим каждую из указанных особенностей.

Образовательный ценз для замещения должностей педагогического профиля

Образовательный ценз определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 1 ст. 331 ТК РФ).

Нормативная база, устанавливающая образовательный ценз для педагогических работников

1. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543).

2. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521).

3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).

4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в ред. от 10.03.2009).

Для негосударственных образовательных учреждений вышеперечисленные типовые положения являются примерными, то есть необязательными.

Указанными типовыми положениями установлено, что к педагогической деятельности допускаются:

    в среднем специальном учебном заведении - лица, имеющие высшее профессиональное образование;

    в образовательном учреждении начального профессионального образования - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;

    в вузе - лица, имеющие высшее профессиональное образование;

    в общеобразовательном учреждении - лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности НЕ допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

    имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Особенности рабочего времени и времени отдыха

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Педагогические работники в соответствии с трудовым законодательством имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленную статьей 333 ТК РФ, статьей 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 17.07.2009; далее - Закон об образовании) и типовыми положениями о каждом виде образовательного учреждения (см. «Нормативная база, устанавливающая образовательный ценз для педагогических работников» на с.), которая составляет не более 36 ч в неделю.

Продолжительность рабочего времени в зависимости от учебной нагрузки

Продолжительность рабочего времени педагогических работников зависит от учебной нагрузки педагогического работника, которая в соответствии с типовыми положениями, как правило, ограничена верхним пределом, который оговаривается в трудовом договоре.

Так, учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1 440 академических часов, а учебная нагрузка педагогических работников вузов - не более 900 ч.

Объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательных учреждений (школ, гимназий и пр.) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени в настоящее время устанавливается постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (в ред. от 18.08.2008). Согласно данному акту, например, воспитателям дошкольных учреждений и работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования продолжительность рабочего времени установлена на уровне 36 ч в неделю; а учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений, учителям-дефектологам и учителям-логопедам - 20 ч в неделю.

Предоставление выходных дней с учетом режима деятельности

образовательного учреждения

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее - Положение об особенностях режима рабочего времени педагогических работников) режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако следует учитывать, что специфический режим работы образовательных учреждений (с наличием каникул, включая длительные летние каникулы, работы учреждения по шестидневной рабочей неделе, то есть и в субботние дни) установлен, прежде всего, для обучающихся или воспитанников учреждения. Работников учреждения он касается только в части! Например, периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим (например, при установлении карантина в учреждении), климатическим (как правило, в зимний период при понижении температуры воздуха ниже установленного значения) и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

Обратите внимание! Согласно п. 4.1 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для работников рабочим временем. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Отсутствие установленного перерыва для приема пищи

Согласно п. 1.4 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Предоставление удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска

Статьей 334 ТК РФ предоставлено право педагогических работников на ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (в ред. от 16.07.2009) педагогическим работникам образовательных учреждений установлен удлиненный основной ежегодный отпуск, который в зависимости от занимаемой должности и образовательного учреждения составляет 42 и 56 календарных дней.

Ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней установлен для педагогических работников:

    общеобразовательных учреждений;

    межшкольных учебных комбинатов;

    учебно-производственных мастерских;

    образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

    вузов и образовательных учреждений дополнительного образования специалистов (повышения квалификации);

    психологических служб системы образования;

    учреждений здравоохранения (в части определенных должностей, связанных педагогической деятельностью).

Ежегодный отпуск продолжительностью 42 календарных дня установлен для лиц, занимающих должности педагогического работников следующих видов образовательных учреждений:

    дошкольные образовательные учреждения;

    образовательные учреждения дополнительного образования детей;

    учебно-методические кабинеты;

Возможность использования годового неоплачиваемого отпуска


Статьей 335 ТК РФ и статьей 55 Закона об образовании установлено право педагогических работников на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Указанный отпуск предусмотрен законодателем в целях обеспечения педагогическим работникам эффективного отдыха от учебного процесса, постоянной психической и физической нагрузки и пр.

Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В отношение педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, действует Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (утверждено приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570).

Годовой неоплачиваемый отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения. Как правило, начало такого отпуска приурочивается к началу учебного года, а его окончание - к окончанию учебного года. Такой порядок предоставления неоплачиваемого отпуска позволяет найти временного педагогического работника для замещения работника, находящегося в длительном отпуске, и поэтому такой отпуск практически не отражается на учебном процессе. В случае предоставления отпуска в течение учебного года вероятность сбоев в учебном процессе повышается в несколько раз и отражается, прежде всего, на прохождении программы обучения.

Очередность и время предоставления годового неоплачиваемого отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску и другие вопросы, не урегулированные законодательством, определяются уставом образовательного учреждения. Кроме того, несмотря на то что длительный отпуск педагогических работников сроком до одного года является неоплачиваемым отпуском, устав образовательного учреждения может предусматривать возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств. Однако на практике таких случаев очень мало.

Гарантии, которые закреплены законодательством за работниками, находящимися в длительном отпуске

Во-первых, за педагогическим работником сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Во-вторых, во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

В-третьих, педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

С требованием определённого уровня образования.

Происхождение словосочетания

Словосочетание образовано от слова ценз (лат. census от лат. censeo - делаю опись, перепись), и в XIX и начале XX века использовалось и в другом значении, как обобщённое название формального уровня образования, квалификации или диплома («Первоначальный образовательный ценз русских профессоров был значительно ниже иностранных» ). В настоящее время использование словосочетания в этом смысле считается некорректным , и словосочетание обозначает лишь ограничительное условие.

Примеры

В Бразилии неграмотные не могут быть избраны. В Англии лицам, окончившим университеты, предоставлялись дополнительные голоса.

Российская империя

Образовательный ценз при приёме на государственную службу был введён указами 24 января 1803 года и 6 августа 1809 года. Устав 1803 регламентировал должности, требующие специальных познаний: никто не может быть «определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище». Указ 1809 года вводил экзамены при производстве в коллежские асессоры и статские советники .

Для имевших права поступления в гражданскую службу «по происхождению» (дворяне, а также дети: личных дворян, священнослужителей, купцов 1-й гильдии, приказных служителей, учёных и художников), минимальным требованием было получение образования в возрасте от 10 до 18 лет «в отечественных публичных заведениях или хотя бы в домах своих под надзором родителей и опекунов, но всегда в России» .

Напишите отзыв о статье "Образовательный ценз"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1259 дней)) в Словаре по экономике и финансам

Отрывок, характеризующий Образовательный ценз

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.

Такой вопрос возникает неслучайно. Знание информационных технологий, федеральных государственных образовательных стандартов, высокие результаты по новой системе оценки качества образования, соответствие новым правилам аттестации педагогических кадров, высокие требования к компетенции учителя — все это необходимые условия для успешной работы педагога в рамках современной системы образования. Каждый ли педагог готов к реализации таких нововведений?

Даже современным и прогрессивным педагогическим работникам требуется немало времени и сил, чтобы освоить инновационные технологии системы образования. Следует отметить, что работа педагога является достаточно эмоционально напряженной, в связи с этим нередко можно наблюдать синдром эмоционального выгорания у педагогов, которые проработали в школе много лет. Негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, работе — могут быть признаками синдрома эмоционального выгорания и негативно повлиять на весь процесс обучения детей. С другой стороны, у педагогов, которые имеют большой педагогический стаж, свои преимущества:

  • как правило, высокий профессиональный уровень обучения;
  • большой опыт общения с учащимися;
  • грамотная подача учебного материала и т. д.

Отметим юридический аспект вопроса. Существуют ли основания, которые позволяют директору освободить от должности учителя с более чем 40-летним опытом педагогической деятельности?

Для ответа на вопрос обратимся к следующим нормативным актам.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ).

2. Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (далее — Закон).

Кто имеет право на осуществление педагогической деятельности?
В Законе существует целая глава, которая регулирует особенности труда педагогических работников. Статьи ТК РФ и Закона определяют, что к педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют образовательный ценз. Это означает, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (ст. 46 Закона). Аттестация педагогических работников проводится для того, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории (п.1 ст.49 Закона). Аттестация педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности. По результатам аттестации учителя комиссия принимает следующие решения:

  • соответствует педагог занимаемой должности или нет;
  • установить первую (высшую) квалификационную категорию или отказать в установлении соответствующей категории (Приказ Министерства образования и науки России от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

Если комиссия решила, что педагог не соответствует занимаемой должности , то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя вследствие недостаточной квалификации. Расторжение договора в данном случае является необязательным. Директор может предложить учителю пройти курсы повышения квалификации или перевести работника с его согласия на другую должность.

Перечень лиц, которые не могут быть допущены к образовательной деятельности:

  • лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК РФ).

Трудовое законодательство запрещает ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста. Исключением из этого правила являются руководящие работники высших учебных заведений (ректоры, проректоры, руководители филиалов). Для них определен возрастной ценз. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. В исключительных случаях является возможным продлить срок пребывания ректора высшего учебного заведения в должности до 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Во всех остальных случаях уволить работника преклонного возраста, который справляется со своими обязанностями, успешно сдал аттестацию, работодатель не имеет права.