Анализ стихотворения А. Фета "Учись у них - у дуба, у берёзы". Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы» (А.А. Фет) Учись у дуба березы анализ

Фет видел основной составляющей жизни страдание, его идеи были во многом созвучны шопенгауэровским, да и в целом поэт не питал каких-то радостных надежд касательно этого мира, а в добавок ко всему имел немало личных трагедий. Конечно, Афанасий Афанасьевич не писал повсюду о страдании, но стихотворение Учись у них - у дуба, у березы выражает именно такое его отношение к миру.

Оно не полностью пессимистично, в нем описывается жизненный цикл, естественный ход времени, когда тревоги и волнения сменяются радостями. Поэтому, в целом, его даже следует назвать позитивным, в заключительной части дается надежда. При этом, конечно, строка «переболит скорбящая душа» не дает чрезмерной надежды, поэт просто вторит соломоновой мудрости не более чем.

Наверное, одним из наиболее существенных посылов этого стихотворения является стоицизм. Фет призывает себя и читателя, хотя, вероятно, в большей степени именно себя, учиться у стойких деревьев, которые сносят любые жизненные невзгоды молча. Деревья просто не могут говорит по физиологическим причинам, но мы вполне можем видеть в них пример стойкости, пусть и вынужденной.

Человек в этом смысле действительно может многому учиться и будучи подвергаем различным негативным душевным порывам, он может наблюдать за этим отстраненно, не вовлекаться в этот процесс. Поэт говорит «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути, представляет читательскому вниманию образец стойкости и смирения перед жизненными невзгодами.

На мой взгляд, довольно существенной является фраза «но верь весне». Конечно, если учитывать заключительную строчку, то возможно предположить будто Фет просто говорит мол нужно немного подождать и любые невзгоды и волнения пройдут со временем. Тем не менее, кажется, тут есть нечто еще, речь идет также и о метафизической вере в вечное преобразование мира к чему-то противоположному зиме.

Весна – символ возрождения и пробуждения, тогда как зима является символом гибели, застоя и в какой-то степени злого начала. Поэтому особенно ценно сохранять внутреннюю «веру в весну». Может быть деревья и молчат благодаря этому и могут так стойко сносить любые невзгоды, ведь они знают о приходе весны и эта внутренняя вера сохраняет их посреди зимы, они знают, настанет пора «ясных дней, для новых откровений».

Вариант 2

А.А. Фета принадлежал к представителям "чистой лирики". Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы.

Первая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь.

В стихотворении изображаются два дерева, которые изувечил мороз («треснула… кора», «последние листы»), но они молча переносят страдания. К такой же стойкости перед лицом тяжелых жизненных обстоятельств поэт призывает и читателя.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но деревья ждут прихода весны, которая придет и ее гений все наполнит жизнью и теплом. Так и человек, по мнению поэта, должен знать, что все неприятности рано или поздно закончатся и пройдут: «для ясных дней..., переболит скорбящая душа».

Для изображения зимы и холода А. Фет использует олицетворение «за сердце хватает», эпитеты «злей метель», «жестокая пора». Эти художественные приемы использованы для того, чтобы ярче изобразить суровость зимы и сопоставить ее с жизненными неприятностями, которые влияют на душевное состояние человека.

В концовке стихотворения звучит призыв поэта к читателю верить, потому что, как в природе суровую зиму сменяет теплая весна, так и в жизни человека неприятности не вечны, вслед за ними обязательно будут «ясные дни». И душа будет вновь открыта новому.

Таким образом, в стихотворении поэта весна - это не только время года, но гармонизирующее начало.

Особую поэтику стихотворения и ритмического рисунка создают перекрестные женские и мужские рифмы.

Анализ стихотворения Учись у дуба у березы Фета

Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы. Фетом были созданы циклы поэзий про различные времена года, а также «Вечера и ночи» и «Море», главной темой которой стало объединение человеческой личности и окружающего мира. К этой теме можно отнести и произведение «Учись у них у дуба, у березы».

Казалось бы обычная картина природы показана в работе, но автор преподносит её по своему. Таких поэтов можно сравнить с художниками, то те, рисуют красками, а эти описывают словами то, что видят.

Идею произведения можно определить с первых строчек, когда Фет показывает нам одних из главных деревьев. Дуб и береза, являются примером олицетворения соответственно мужской силы, и нежности женщины. Автор описывает жестокую зимнюю пору и состояние деревьев, словами "Они стоят, молчат; молчи и ты!" Фет наделяет деревья некой человеческой силой и выдержкой, призывая читателя учиться справляться с любыми невзгодами и проблемами. Эти побудительными строки задают настроение стихотворению и динамику.

Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой погоды, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», разогревают интерес читателя к дальнейшему развитию сюжета, но в конце мы видим уже некоторое просветление и надежду на весну, это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит "белая полоса". Автор использует много олицетворений, которые описывают суровость зимы:

«все злей», «сердито рвет». Эпитеты также выполняют роль описания-«холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы».

Стихотворение Афанасия Фета подчеркивает отношение автора к природе, стараясь тем самым прививать любовь и читателя.

Учись у дуба у березы - анализ стихотворения Фета

А.А.Фет нашел свое вдохновение в живой природе. Его талант уникален и неповторим. В своем стихотворении он поэтично описал красоту природы. Он словно художник расписывает все мелочи. Это у него получается живописно и красочно. Вместо кисти и красок у него слово. А. А. Фет любит то о чем пишет. Это его самая большая слабость и страсть.

Природу он воспринимает как источник позитивных эмоций, жизни, силы и философии. Особенно ярко эта любовь выражается в лирическом произведении «Учись у них – у дуба, у березы». В этом стихотворении А.А. Фет открывает для нас свою душу.

Стих очень особенный. Прочитав его один раз можно сказать, что в нем автор описал природу, растения. Но на самом деле все не совсем так. Если задуматься и внимательно изучить произведение можно заметить глубокую метафору, благодаря которой появляется новый смысл. В стихотворении А. А. Фета дуб олицетворяет собой силу и непоколебимую стойкость. Береза немного слабее дуба, но у нее имеется огромное стремление жить. Ее не могут напугать и сломить ветра и грозы.

Автор великолепного стихотворения хотел донести до своих читателей одну главную мысль, она состоит в том, что всегда необходимо бороться, не обращать внимания на преграды и никогда не сдаваться. Внимательно изучив произведение можно сказать, что оно наполнено оптимизмом. Оно учит нас не опускать руки и верить в хорошее и светлое будущее.

А.А. Фет считает, что людям необходимо многому научиться у природы. Он видит мир гармоничным и идеальным. Он предлагает нам воссоединиться с окружающим миром, уважать и почитать его.

В произведении «Учись у них – у дуба, у березы» в роли невзгод и неурядиц выступает «зима». Но не следует сильно расстраиваться, если произошло, что-то плохое потому, что за «зимой» всегда наступает «весна». Она считается символом счастья и радости.

Фет считает, что нет ни кого мудрее, чем природа. Она может выступать в качестве наставника и умного советника. Если человек настроится на одну волну с природой, тогда она обязательно подскажет ему, как следует поступать в той или иной ситуации. Автор призывает всех черпать вдохновение из этого натурального источника.

А. А. Фет в своем стихотворении сумел поэтично и в красках описать природу и наполнить его глубочайшим смыслом. Автора можно заслуженно считать поэтом-символистом ведь он умело отразил человеческие чувства и поступки в матушке природе.

Вариант 5

Лирику Фета принято считать многогранное и разнообразной, с ее помощью можно с легкостью прослеживать этапы становления автора как личности, его духовный рост, а также то, что с годами и зрелостью он не утрачивает свое отношение к жизни, романтичность натуры и желание понять все с философской точки зрения. Он воспринимает все с собственной позиции, которая становится понятна читателю, если перечитать большую часть произведений автора.

Одним из самых ярких произведений становится стихотворение, получившее название «Учусь у них – у дуба, у березы», в котором автор уже предстает перед читателем умудренным опытом и жизнью человеком, способным бороться за собственное счастье и делать осознанные выводы. Он пишет данное стихотворение в декабре 1883 года. В этот момент автору уже давно пошел седьмой десяток, он старается сохранить свой ум достаточно здравым, так как ему приходится бороться.

На этот момент на территории России и в русской культуры сформировались различные литературные течения, но при этом Афанасий Фет не причислял себя ни к одному из них. Он уверен, что его творчество не должно регламентироваться никакими рамками и условностями. Он уверяет читателя, что его произведения полностью отражают состояние его души и внутреннего мира. Последние годы жизни он глубоко задумывается над смыслом жизни и существования, он понимает, что променял нечто ценное на неважные мелочи. Автор уверен, что на смену упадка, рано или поздно придет духовное возрождение, именно эта тема поднимается в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы».

Человек старается уединиться с природой и найти ответы на поставленные ранее вопросы. Фет убежден, что у окружающего мира можно научиться многому, лирический герой наблюдает за заснеженными деревьями, которые радует его взгляд. Автор проводит параллель между деревьями и человеческим обществом. Отпечаток на происходящее накладывают также и личные воспоминания поэта, он борется с чувствами ненужности, в детстве он был отвергнут собственным отцом. При этом он не может найти поддержки в лице отчима, который занимается его воспитанием.

При этом автор сгущает драматизм начиная со второй строчки, что совершенно не свойственно оптимистично настроенному поэту. Он совершенно отчаян и обречен, не может найти смысла и выхода из сложившейся ситуации. Его отчаяние фактически доходит до грани, он старается отыскать ответы в общении с природой, старается отдохнуть и перевести дыхание. В конце автор так и не дает ответа, сможет ли он справится с возникшими проблемами и трудностями? Или же ему придется жить с внутренними трудностями и переживаниями?

Анализ стихотворения Восход солнца Есенина

Стихотворение «Восход солнца» - представляет любование автором одним из необыкновенно красивых явлений природы. Несмотря на юный возраст, он в точности воспроизводит процесс наступления рассвета

  • Анализ стихотворения Антоний Брюсова

    Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

  • Лирика Афанасия Фета наполнена разными идеями, темами и мотивами. Она красива и музыкальна, при этом не лишена глубокого смысла. Поэзия Фета демонстрирует этапы духовного становления автора. Тем не менее, даже к закату его творческой жизни произведения не теряют своей лёгкости и многозвучия. Одно из таких стихотворений - «Учись у них - у дуба, у берёзы». Пейзажная зарисовка скрывает в себе немало интересного, как и разбор от Многомудрого Литрекона.

    Стихотворение было написано автором в 1883 году, когда Фет был уже в преклонном возрасте. Прожив долгую жизнь, он посвятил себя литературному поэтическому ремеслу, выражая накопленную мудрость в своих стихотворениях. К концу 19 века в поэзии сформировалось множество течений, однако сам Фет не хотел относить себя ни к одному из них, потому что не хотел действовать в рамках какого-либо направления. Свободомыслие и неординарность стали ключевыми чертами поэзии Фета.

    Переплетая в своём творчестве сразу несколько идей и черт разных направлений, Фет создавал гибриды. «Учись у них» нельзя отнести только к пейзажной или только к философской лирике, это совмещение двух основных тем. Более того, в произведении отчасти присутствует религиозная тематика.

    Жанр, направление, размер

    Жанр произведения - пейзажно-философская лирика, потому что стихотворение отражает личные чувства и настроение автора, которые зародились от созерцания природы и размышлений на данную тему. Всё стихотворение пронизано эмоциональным восприятием автора окружающего мира. Как было уже сказано, Фет не причислял себя ни к одному направлению, но мы можем предположить, что перед нами романтизм, потому что произведение отражает духовную сторону жизни человека, философские размышления лирического героя.

    Размер стихотворения - пятистопный ямб, который достаточно часто встречается в русской поэзии. Ещё Самуил Маршак в своём стихотворении «Тебе пишу я этот дифирамб…» называл свой пятистопный ямб «конём крылатым».

    Образы и символы

    Основные образы в лирическом произведении выделены очень чётко: это природа, дуб, берёза. Деревья символизируют людей, дуб - мужское начало, берёза - женское, соответственно. Эти стойкие создания способны выдержать любую зиму, которая символизирует трудные времена в жизни человека, жестокую пору. Они позволяют себе слёзы, треск коры, но молчат и стоят несмотря на то, что метель и невзгоды уносят их последние листья - последние крохи лучшей жизни.

    Их укрепляет вера в весну, символизирующая светлое будущее, которое обязательно настанет. Как приходит за зимой весна, так и в жизни человека не бывает беспроглядной пучины тьмы, и ясные дни придут всенепременно.

    Темы и настроение

    Тему стихотворения можно определить как тему человека и природы, их неразрывной связи. Также в произведении прослеживается тема человеческой стойкости и веры, но не столько религиозной, а той, которая даёт людям силы жить и справляться с трудностями на пути.

    Общее настроение - наставляющее и воодушевляющее, далеко не пессимистичное, как может показаться при первом прочтении стихотворения. Автор уверен в своих словах, закладывая нравоучительный смысл.

    Основная идея

    Смысл, который заложил в своё произведении Фет, можно сформулировать следующим образом: людям необходимо учиться у природы, которая создала их, и частью которой они являются, им нужно быть сильными духом, а это возможно лишь с верой в себя и в будущее. По мнению автора, если деревья могут пережить лютые холода и ветра, человек тоже способен пережить любые проблемы и напасти.

    Средства выразительности

    Небольшое по своему объёму стихотворение вместило достаточно много средств выразительности. Всё произведение построено на олицетворении: у деревьев есть слёзы, их «за сердце хватает холод лютый», но они «стоят» и «молчат». Метель «сердито рвёт», она зла, что присуще, кажется, только людям.

    Много в стихотворении также и эпитетов: «лютый холод», «ясные дни», «новые откровения», «скорбящая душа», а также скрытых сравнений - метафор: «застыли слёзы», «гений промчится, дыша теплом и жизнью» и так далее.

    Фет создал уникальное по своему направлению и смыслу стихотворение, которое многих не оставило равнодушными. Оно раскрывает красоту природы и её силу. Не зря в школьной программе это произведение изучается относительно рано, так как молодым умам нужно впитывать мудрость русских классиков и учиться жизни на ярких примерах.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Афанасий Афанасьевич Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы» Урок литературы в 6 классе

    2 слайд

    Описание слайда:

    Литературная разминка Троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. олицетворение Приём противопоставления понятий, явлений, образов и т.д. антитеза Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, скрытое сравнение. метафора Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности. аллитерация, ассонанс Сопоставление изображаемого предмета или явления с другим. сравнение Определение при слове, влияющее на его выразительность. эпитет

    3 слайд

    Описание слайда:

    Самое лучшее представление о поэте могут оставить люди, близко знавшие его. Послушайте отрывок из письма, адресованного Фету его другом В.Соловьевым. «Дорогой и многоуважаемый Афанасий Афанасьевич! Приветствуют Вас звезд золотые ресницы, и месяц, плывущий по лазурной пустыне, и плачущие степные травы, и розы весенние и осенние; приветствует Вас густолистый развесистый лес, и блеском вечерним овеянные горы. И милое окно над снежным каштаном. Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук, и вечерние мошки, и кричащий коростель, и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А наконец, приветствую Вас и я…» Что можно сказать о человеке, к которому обращены эти строки? Почему Соловьев свое приветствие помещает самым последним? (Для Фета – все важны, человек – лишь часть природы)

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения История написания Стихотворение написано умудрённым опытом поэтом в 1883 году, когда ему было уже за 60 лет(А.А.Фет родился в 1820 году). В это период он уже вышел в отставку и занимался полностью своим любимым творчеством.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Анализ стихотворения. Тема. А.А. Фет принадлежал к представителям "чистой лирики". Его не зря называют поэтом природы. Определите тему. В данном стихотворении тесно переплетаются две темы: описание природы, её законов и размышление над жизнью человека, смыслом человеческого бытия.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Идея стихотворения Первая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которые приносит жизнь. Автор призывает учиться стойкости и выносливости у природы.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Композиция Стихотворение построено на основе антитезы. Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой зимы, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», противопоставляются надежде на весну: Но верь весне. Её примчится гений Опять теплом и жизнию дыша. Это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Композиция. Какой совет даёт нам с вами поэт, описывая зимние невзгоды и надежду на весну? На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит "белая полоса"

    10 слайд

    Описание слайда:

    Анализ образов Какие образы создаёт автор? Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. (Аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей) Дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество; береза символизирует женщину-нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула… кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: "Они стоят, молчат; молчи и ты!".

    11 слайд

    Описание слайда:

    Образ лирического героя Какие чувства переживает л.герой, настроение? Строится на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности, тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в торжество жизни. Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Средства выразительности Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: за сердце хватает холод лютый, деревья стоят и молчат, душа переболит Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы: холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы. Метафоры: застыли слёзы; «гений» весны, ветер рвет листы, дышать теплом и жизнью. Таким образом, поэт хочет подчеркнуть силу и мощь зимы, которым вынуждена противостоять природа.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Лексика, морфология В какой форме используются глаголы в 1 части, а - во 2-ой? В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени ("треснула", "застыли", "рвёт", "хватает", "стоят", "молчат"), а во второй – будущего ("промчится", "переболит"). Глаголы в повелительном наклонении ("учись", "молчи") - звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить "Но верь весне"): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора - живительным теплом весны.

    Анализ стихотворения

    Афанасия Афанасьевича Фета

    «Учись у них- у дуба, у берёзы»

    Работа учителя русского языка и литературы

    Репиной Екатерины Кирилловны

    (ГБОУ «Школа №600, Москва)


    План анализа стихотворения

    1. История создания произведения.

    2. Особенности жанра произведения.

    3. Тематика и проблематика.

    4. Сюжет. Композиция.

    5.Лирический герой.

    6. Средства выразительности.

    7. Фонетические приёмы.

    8.Лексические средства.

    9. Синтаксические приёмы.

    10. Стихотворный размер и способ рифмовки.


    История создания произведения. Тема.

    Произведение – результат глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия.

    Мы видим прямую параллель между человеком и деревьями, переживающими жестокую пору зимы.

    О чём это стихотворение?(Тема). О природе, о студёной зиме,

    о человеческих переживаниях,

    Учись у них-у дуба, у берёзы.


    Особенности жанра произведения

    Жанр данного лирического произведения- ЭЛЕГИЯ.

    Элегия -лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека,

    проникнутые настроением грусти.

    Это произведение печального, задумчивого характера.

    Они стоят, молчат; молчи и ты!

    Кругом зима. Жестокая пора!


    Проблематика произведения

    • Поэт показывает, какова природа переживаний лирического героя ,
    • философски ставит вопрос « умеет ли человек с достоинством переживать страдания»,
    • исследует проблему внутренней связи мира природы и мира человека,
    • размышляет над вечными проблемами бытия:
    • в чём смысл человеческой жизни,
    • что таит в себе природа,
    • какое место занимает она в человеческой жизни?

    Учись у них-у дуба,

    у берёзы


    Композиция произведения

    Зимняя природа

    «Они стоят, молчат; молчи и ты»

    Весенняя картина

    «Напрасные на них застыли слёзы»

    « промчится гений»

    « И треснула, сжимаяся, кора»

    «теплом и жизнию дыша»

    Зима какая?(«жестокая», очень холодная, лютая, беспощадная, сильный холод, завывает ветер, злое и ужасное состояние природы). Деревья противостоят лютой зиме. В природе-дисгармония.

    «ясных дней»

    В чём смысл противопоставления ?

    Весна какая? (тёплая, живительная, ясные вешние дни, светлый образ красоты, вера в торжество гармонии, добра, символ новой жизни, радости, тепла). Природа меняется, и лирический герой питает надежду на лучшее в жизни.

    Природа и человек составляют единое целое, человек через природу лучше понимает себя.


    Лирический герой

    • Какие чувства испытывает лирический герой?
    • Как меняется настроение лирического героя?
    • Как слились воедино состояние природы и внутреннее состояние человека?
    • Чем является природа для лирического героя?
    • Какие надежды вселяет в душу лирического героя приход весны?

    Лирический герой

    • Стихотворение А.А. Фета «Учись у них-у дуба, у берёзы» -это прежде всего
    • стихи о человеке,
    • его возможностях преодолевать те невзгоды и

    переживания, которые случаются в жизни каждого из нас.

    • Для лирического героя природа является советчиком, добрым наставником.

    Средства выразительности

    Поэт обращает внимание

    на дисгармонию в природе.

    Беду, неустроенность, тревогу,

    с помощью художественных тропов-

    эпитетов, олицетворений, метафор:

    «напрасные застыли слёзы»,

    «за сердце хватает холод лютый»,

    « скорбящая душа», метель «сердито

    рвёт последние листы».

    Использует стилистические фигуры-

    инверсии.

    Напрасные на них застыли слёзы


    Средства художественной выразительности

    Афанасий Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств:

    • художественные тропы,
    • стилистические фигуры,
    • лексические средства,
    • фонетические приёмы,

    синтаксические приёмы.

    Для чего?

    Чтобы выразить психологическое состояние душевной жизни лирического героя, чтобы обратить внимание на его переживания,

    чтобы подчеркнуть состояния природы.


    Фонетические приёмы

    А. А. Фет применяет аллитерацию и ассонанс.

    • ассонанс: Учись у них-у дуба, у берёзы (5 раз употребляется звук «у») .
    • Фонетические средства изобразительности помогают лучше понять
    • смысл стихотворения,
    • услышать его звучание,
    • создать звуковые и зрительные ассоциаци,
    • помогают оценить состояние природы и лирического героя

    произведения.


    Ассонанс и аллитерация

    Звук «у»-ассонанс

    Учись у них- у дуба, у берёзы

    Треснула, рвёт, пора, кора, верь, промчит, скорбящая, за сердце, откровение, напрасные, кругом

    Звук «р»- аллитерация

    Застыли слёзы, треснула, злей метель, последние листы, холод лютый, молчи, молчат, теплом, переболит

    Звук «л»-аллитерация


    Лексические средства

    Они молчат, молчи и ты

    В стихотворении мы видим употребление лексических

    повторов.

    Для чего их использует поэт?

    Лексические повторы («сердце рвёт», «за сердце хватает»,

    «Они стоят, молчат; молчи и ты»)

    передают психологическое состояние тревожности

    лирического героя, подчёркивают динамику событий..


    Синтаксические приёмы

    • В стихотворении использованы такие синтаксичесие средства, как инверсия, параллелизм, восклицательные предложения.
    • Инверсия-нарушение прямого порядка слов. В тексте мы находим такие примеры:
    • «напрасные застыли слёзы»,
    • «и за сердце хватает холод лютый»,
    • «переболит скорбящая душа».
    • Этот приём придаёт особую выразительность, помогает читателю полнее понять глубину авторской идеи.

    Стихотворный размер и способ рифмовки

    Поэт использует шести-и пятистопный ямб (чередование слогов-

    безударных и ударных).

    Ямб-двусложная стопа с чередованием безударного и ударного слогов.

    Смена рифмовки-перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

    Всё это придаёт музыкальность произведению.


    Готовимся к сочинению

    • Какие чувства вызывает это стихотворение?
    • Лирический герой. Каково его настроение?
    • Какие картины жизни мы видим здесь?
    • Какие чувства вызывает картина зимы, лютого холода?
    • Картина весны.Что мы можем сказать о настроении лирического героя?
    • Что такое весна в понимании А. А. Фета?
    • Что постигает поэт через природу?

    (Тончайшую психологическую правду о человеке).

    Почему с образом весны поэт связывает слова и словосочетание:гений, для новых откровений, переболит?

    Мир природы и чувств у А.А. Фета переплетаются


    Материалы к сочинению

    Используйте в своих сочинениях следующие рабочие материалы:

    • Тончайшую психологическую правду о человеке А. А. Фет постигает через природу. Поэт замечает и передаёт неуловимые состояния природы в период смены времён года.
    • Природа может придать человеку душевные силы, стать примером стойкости, доброты, щедрости. Необходимо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы.
    • В природе – ключ от всех тайн человеческого бытия.Она лучший учитель и наставник.
    • Человеку необходимо жить в гармонии с природой.
    • Главное в стихотворении-единение человека с природой.

    Готовимся к сочинению

    • Стремитесь обогащать свою речь, избегайте употребление повторов, используйте синонимы:
    • поэт, автор, мастер слова, певец русской природы;
    • создаёт, использует, стремится показать, поражает, сумел передать, раскрывает, воплотил, отразил, воспроизводит, достигает, подчёркивает, изучает;
    • написано, посвящено, принадлежит, даёт возможность, поражает.

    Речевые клише к сочинению

    • Это стихотворение посвящено...
    • Это стихотворение можно рассматривать...
    • В стихотворении улавливается настроение...
    • Автор использует...
    • В первой строфе...
    • Во второй строфе...
    • Можно сказать, что лирический герой...
    • В основе ритмического рисунка...(пятистопный ямб).

    Моё восприятие стихотворения

    При написании этой части сочинения можно использовать речевые клише типа:

    • читая это стихотворение, я думаю...
    • стихотворение научило меня...
    • мне нравится поэзия А. А. Фета, потому что...
    • прочитав это стихотворение, я задумался над тем...
    • мне думается,что...

    Использованные ресурсы

    1.БухштабТ. Л. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества.

    2.Сухих И. Мир Фета:мгновения и вечность.

    3. Скрипка Т.В. Анализ литературного произведения в

    формате ОГЭ и ЕГЭ. Издательство «Легион».

    5. Н. Беляева.Уроки по лирике А. Фета.(Я иду на урок литературы).