Дополнительное образование детей в общеобразовательных учреждениях. Что нам делать с дополнительным образованием? Что дает дополнительное образование детям подросткам

В соответствии с Конституцией Российской федерации каждый гражданин имеет право на обучение. Система бесплатного образования, которая гарантирована государством, включает три уровня: дошкольное, среднее и высшее. Но этого бывает недостаточно. Дополнительное образование существует как система удовлетворения потребностей граждан в определенных программах, объем которых выходит за пределы государственных стандартов. Эта форма обучения может предлагаться как на платной, так и на бесплатной основе.

Что такое дополнительное образование

Существуют определенные стандарты обучения, цель которых - предоставить одинаковый объем и качество базовых знаний, которые необходимы для жизни в обществе. Однако у каждого свои потребности в знаниях и возможности их удовлетворения.

Именно для тех людей, у которых потребности в познании выходят за общие стандарты либо ими не предусмотрены, предлагаются разные возможности получить дополнительное образование.

Какие существуют дополнительные формы обучения?

Для получения образования, выходящего за пределы основного, существуют государственные учреждения дополнительного образования:

  • Дома творчества.
  • Клубы по месту жительства.
  • Кружки, студии, ансамбли и другие формы творческой деятельности.
  • Курсы повышения квалификации.
  • Высшие учебные заведения.

Негосударственное дополнительное образование - это частные школы, курсы и творческие коллективы, прием в которые осуществляется на платной основе. Негосударственные, некоммерческие организации, существующие на базе благотворительности, также часто не взимают плату за обучение.

Принцип дополнительного образования - свободный выбор

Каждый человек, и ребенок, и взрослый, может выбрать любую форму деятельности в той сфере, которая его интересует.

Часто дополнительные возможности проявляются как хобби. Говорят, что в счастливой жизни совпадают хобби и работа. В сообществах, организованных по принципу свободного выбора, будь то студия, творческий или образовательный коллектив, собираются увлеченные одной деятельностью люди. Создается творческая атмосфера, позволяющая развивать и совершенствовать таланты людей.

Дополнительное образование детей создает лучшие условия для раскрытия их творческого потенциала. Поскольку основано на желании и потребностях ребенка. Художественное творчество, мастерские, школы изобразительного искусства создают условия не только для получения дополнительных знаний детьми, но и определенную систему роста и проявления различных успехов. Соревнования, фестивали, конкурсы дают возможность личности быть замеченной и получить первые знаки признания востребованности его таланта.

Система дополнительного обучения

Свобода выбора и самовыражения не означает стихийности дополнительного образования. Что это означает? Оно базируется на определенной системе и оформляется как программа дополнительного образования.

Любое обучение должно быть целесообразной деятельностью. Программой образования и ставится цель, а также определяются задачи и методы ее достижения.

В процессе обучения дополнительное образование детей помогает им овладеть определенными навыками и умениями. Степень владения ими и результаты деятельности представляются на творческих выставках и иных мероприятиях. Если программа дополнительного образования успешно выполнена, обучающийся, как правило, получает определенный сертификат либо создает творческий проект, продукт своей деятельности.

Образование и дополнительные возможности человека

Раскрытие своего потенциала возможно в любом возрасте. Творческие коллективы и секции формируют среду людей по интересам. Например, спортивные секции - как правило, доступная для любого человека форма организации свободного времени. Участие в различных соревнованиях и достижение результатов дает шанс раскрыть свои спортивные данные. Путь в профессиональный спорт, как правило, начинается именно в системе дополнительного образования.

Получить первое высшее профессиональное образование бесплатно имеет право каждый гражданин. Как, впрочем, в последующем он может получить любое количество специальностей на платной основе. Специализированные курсы, повышение квалификации - все это относится к сфере дополнительного образования.

В любом возрасте человек может раскрывать свои таланты и способности. Дома творчества не ограничивают людей по возрасту. Известно много случаев, когда человек, всю трудовую жизнь отработав по одной специальности, после выхода на заслуженный отдых раскрывает в себе новые таланты.

Дополнительное образование - это свобода выбора человека с целью его самореализации в жизни.


Понятие дополнительного детского образования появилось в 90-е годы прошлого века и отражено в принятом тогда законе об образовании. В него входит поэтапный, систематизированный, целенаправленный процесс воспитания и обучения школьников с использованием дополнительных программ.
Дополнительное образование детей (ДОД) при этом стало обязательным компонентом общего образования. Но его особенностью является то, что разные виды ДОД соответствуют наклонностям, интересам и целям каждого учащегося.

История появления ДОД

Долгие годы в нашей стране действовали многие элементы дошкольного образования в качестве внешкольного обучения. Различные секции, кружки, мастерские, клубы и летние оздоровительные учреждения существовали ещё в 19 веке. Есть они и в настоящее время, но их особенности и функции неоднократно менялись. Поэтому сегодня различные формы внешкольного обучения и дополнительное образование детей - понятия хоть и близкие, но различающиеся.

Виды учреждений ДОД

На данный момент существуют четыре варианта организации дополнительного образования.

  • Случайный набор в общеобразовательной школе кружков и секций, не составляющих единую структуру. Их работа зависит лишь от кадров и материальной базы. Эта модель наиболее распространена на территории России.
  • Объединение секций общей направленности, которое часто становится частью школьного базового образования.
  • Поддержание тесной связи и разработка совместной программы работы между общеобразовательной школой и центрами детского творчества, спортивными и музыкальными школами, театрами, музеями и т. д.
  • Наиболее эффективная концепция развития дополнительного образования детей предполагает образование учебно-воспитательных комплексов, в которых общее образование гармонично сочетается с дополнительным.

Программы дополнительного образования

Подобные программы каждое учебное заведение разрабатывает самостоятельно. За основу оно может взять типовую программу, разработанную государственным органом и сориентированную на стандарты дополнительного образования. Если учебное учреждение включает в разрабатываемую программу элементы военной подготовки, то её нужно согласовать с властными структурами, имеющими соответствующие полномочия от правительства. Создавая подобную программу, образовательное учреждение в процессе её реализации может само определять содержание курса, форму проведения и продолжительность занятий. Необязательно, чтобы реализацией таких программ занимались сами общеобразовательные учреждения, но она может происходить в самостоятельных центрах (студиях, клубах, станциях, дворцах), которые специализируются на дополнительном обучении школьников разного возраста.
При реализации программы дополнительного детского образования учреждение должно следовать определённым принципам:

Подборка полезных сайтов, которые могут существенно облегчить жизнь школьникам и родителям и помочь в решении насущных школьных проблем. 1. История г...

  • родители или дети могут сами выбирать как учреждения, так и сами программы дополнительного образования, ориентируясь на интересы и способности ребёнка;
  • ребёнку необходимо предложить на выбор несколько подобных программ;
  • педагоги, реализуя программы дополнительного образования, должны сохранить психическое и физическое здоровье учеников;
  • во время обучения индивидуальные особенности учеников должны развиваться;
  • занятия должны протекать на фоне творческого взаимодействия учеников с педагогами;
  • процесс реализации таких программ должен протекать непрерывно, должна соблюдаться их преемственность, а при необходимости их было бы возможно корректировать.

Благодаря этому каждый ученик получает право на получение полноценного дополнительного образования, способствующего развитию его личности, и подталкивающего ребёнка к познанию и творческой деятельности.

Основные функции и цели ДОД

Независимо от формы реализации ДОД, его цели направлены на воспитание в каждом школьнике всесторонне развитой, полноценной личности, творчески и профессионально реализованной. Обучение в границах ДОД не принудительное, что можно считать его большим достоинством.
Основные задачи:

  • формирование и последующее развитие разных детских творческих способностей;
  • воспитание таких моральных качеств, как духовные ценности, уважение к старшим, любовь к труду, патриотизм;
  • обучение культуре общения и прочих коммуникативных навыков: умения поддержать беседу, вежливости, уважения к собеседнику, способности прислушиваться к замечаниям и принимать критику;
  • помощь детям в выборе профессии и возможность развития приобретённых навыков;
  • удовлетворение культурных и коммуникативных потребностей школьников;
  • физическое развитие;
  • ограждение школьников от агрессивного и пагубного воздействия общества.

Из задач и целей дополнительного образования детей логически вытекают и его основные направления. Для всестороннего развития учеников, их последующей личностной и профессиональной реализации важно любое направление дополнительного образования.
Современная педагогика насчитывает шесть таких направлений:

  1. Социально-педагогическое, включающее в себя работу с одарёнными детьми, волонтёрство, уход за людьми, требующими специального обращения.
  2. При художественном направлении активно развиваются задатки творчества у детей - способностей к литературному труду, изобразительному искусству и т. д.
  3. Техническое направление подготавливает школьников к соответствующим профессиям.
  4. Туристическо-краеведческая ветвь предназначена для детей, стремящихся к изучению родного края и путешествиям.
  5. Естественнонаучное направление, делающее уклон на изучение химии, физики, биологии и прочих естественных наук.
  6. Спортивно-физкультурная ветвь, направленная на физическое развитие (сила, выносливость, ловкость, гибкость).

Каждое из этих направлений способно реализовать в полной мере цели и основные функции, предписанные дополнительному детскому образованию. Вполне естественно, что ДОД реализуется в давно ставшей привычной для детей, родителей и педагогов факультативной форме, а также в виде различных спортивных секций, творческих кружков, танцевальных студий, выездных и пришкольных детских лагерей.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Организация ДОД

Дополнительное образование детей является очень важным и актуальным вопросом, которому обязан уделять достаточно внимания любой педагог. И хотя о его важности написано и сказано очень много, но, к сожалению, большинство педагогов продолжают недооценивать ДОД, даже при том, что универсальные методы обучения, основные разновидности деятельности структур, направленных на ДОД, и основные преследуемые цели прописаны в российском законодательстве.
Особенно должны быть интересными новинки, появляющиеся в дополнительном детском образовании и касающиеся не только методов воспитания и обучения, но и деятельности самих школьников. Ведь и педагогика, как гуманитарная наука, не прекращает своего развития. Непрекращающийся технический прогресс вызывает появление новых профессий, поэтому и система ДОД не должна отставать и развиваться, удовлетворяя потребности обучения детей.
Независимо от того, какие аспекты обучения претерпевают изменения, они обязательно отслеживаются. Такой мониторинг ДОД чрезвычайно важен и делается для того, чтобы мгновенно улавливать новые тенденции, одновременно отслеживая поведение детей в рамках любой из программ ДОД.

Образование и дополнительные человеческие возможности


Свой потенциал, таланты и способности человек может раскрыть в любом возрасте.
В секциях и творческих коллективах формируется среда по интересам. Например, в спортивных секциях для большинства людей может быть вполне доступная организация свободного времени. В процессе участия в соревнованиях и улучшения результатов человек может раскрыть свои спортивные таланты.
К сфере дополнительного образования следует отнести и специализированные курсы, посвящённые повышению квалификации. В домах творчества нет ограничений посетителей по возрасту. Достаточно часто случается, что человек всю жизнь работает по какой-то специальности, а выйдя на пенсию, неожиданно открывает в себе новые способности. А дополнительное образование лишь расширяет человеку свободу выбора, помогает более полной реализации.

1 0

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.

Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.

Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

    В небольшом собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

    Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

    Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

    Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

    Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Как выбрать направление дополнительного образования?

Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.

Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.

Помните стишок про Лиду Агнии Барто?

«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».

И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку , главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.

Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.

Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.

Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:

  • Что делает ваш ребенок, когда находится один?
  • Какие действия он повторяет за взрослыми?
  • Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.

Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.

Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.

Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.

Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.

Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.

Должно ли быть у ребенка свободное время?

Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.

Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.

Теперь важно определить рамки свободного времени.

    Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.

    Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.

    Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.

Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.

И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.

Светлана Садова

Леонтович Александр Владимирович
канд. психол. наук, зам. директора МГДД (Ю) Т, председатель Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», Москва

Зачем нам государственная система дополнительного образования? В большинстве стран такого явления нет - и ничего, прекрасно живут. Такой вопрос тут же вызывает яростные возгласы работников системы, родителей, которые сами занимались в кружках, а теперь водят туда своих детей. В нашем сознании дополнительное образование - важнейшее социальное достижение нашей страны, оно должно быть бесплатным.
Оппоненты же задают вопрос: почему государство должно оплачивать основную часть расходов на индивидуальные образовательные запросы семей? Настолько ли дополнительное образование результативно и эффективно, что способно внести значимый вклад в образование молодого поколения? И здесь расхожими лозунгами об «уникальности», «незаменимости» домов творчества не отделаешься.
Главная проблема дополнительного образования в современной России в том, что не определены его государственные функции и распределение ответственности между обществом и государством. Заявления даже первых лиц государства о его пользе носят лозунговый характер и не указывают на механизмы, благодаря которым общие задачи могут быть выполнены в реальной образовательной системе.

Что должно делать дополнительное образование? Отвлекать детей от улицы и снижать криминогенность? Помогать школе повышать успеваемость? Стать домом для тех детей, которые «выпадают» из школы, - «странненьких», кто стал объектом насмешек для сверстников и нелюбимым пасынком для учителей? Местом реализации возможностей одаренных? Площадкой для диагностики склонностей к той или иной профессиональной деятельности? Местом, где государство создает условия для того, чтобы дети увлеклись теми профессиями, которые больше всего ему нужны? Этот список можно продолжить. И каждый ответ подразумевает либо необходимость масштабных государственных инвестиций, либо создания рыночных моделей, использующих родительские деньги, либо присутствия спонсора.
Привычный, но невнятный ответ - что дополнительное образование - и то, и то, и пятое и десятое. Может быть, по факту это и так, когда каждый находит в нем свое, самое необходимое, чего не найдешь больше нигде. Прошло время лозунгов, когда мы говорили, что «дополнительное образование - зона ближайшего развития образования в целом», что «дополнительное образование дополняет образование до полного» и др. Нынешний момент требует от нас четкого определенного ответа: что делаем, зачем это нужно и сколько это стоит в денежном выражении. Поэтому и такое сложное явление, как дополнительное образование, так или иначе нужно привести к одному знаменателю. Который внесет понятную определенность и не разрушит многообразия.
Сначала разберемся в истоках. Откуда оно в России взялось и почему в других странах не стало государственным? Заметим (в скобках), что ряд азиатских стран, ориентирующихся на инновационное развитие экономики и достигшие в этом направлении несомненных успехов (т. н. «азиатские тигры» - Южная Корея, Тайвань, и др., а также Китай), и сейчас активно развивают систему внешкольного образования, считая ее одним из главных ресурсов модернизации.
Исторический экскурс.
Истоки современной системы дополнительного образования прослеживаются в просветительских устремлениях российской интеллигенции второй половины XIX в. Именно тогда по инициативе просветителей, земских управ, церковных деятелей в губерниях получили массовое развитие такие формы, как общества содействия народному образованию; народные дома; библиотеки и читальни; воскресные школы; народные чтения; книжные склады; профильные (естественнонаучные, спортивные, технические, театральные) кружки и общества. В эту эпоху был сформулирован внятный государственный заказ на внешкольное образование, что нашло отражение в принятии ряда законодательных актов, поддерживающих общественные инициативы в этой области (например, «Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов» (1888 г), «Правила о народных чтениях» (1891 г), разрешавшие проводить их повсеместно с одобрения местного административного, духовного и учебного начальства.
В это время была сформулирована ключевая для нашей страны идея - использование свободного времени детей для их интеллектуального и личностного развития, - определившая как особенности развития внешкольной работы в последующие десятилетия, так и во многом - современные взгляды общества на роль и место дополнительного образования. В Европе в это время получили большее развитие утилитарные представления рыночной экономики о сфере свободного времени людей (и детей в частности) как рыночной нише, в которой предлагаются разнообразные услуги по организации свободного времени. В этих условиях стали развиваться формы индустрии отдыха и туризма, особо не обремененные проблемой интеллектуализации досуга. Апофеозом этого подхода стало такое явление, как Диснейленд.
А в России в конце XIX - начале XX в. бурно развивается теория внешкольной работы, апробируются различные ее формы, работают профессиональные, филантропические, просветительские, кооперативные и другие общественные объединения. Достаточно упомянуть Первый Всероссийский съезд деятелей обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы (1908); Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу (1911); Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1912-1913). Печатаются труды педагогов и общественных деятелей: В.П. Вахтеров. «Внешкольное образование народа» (1896); В.И. Чарнолусский. «Основные вопросы организации внешкольного образования в России» (1909); С.О. Серополко; «Внешкольное образование» (1912); Е.Н. Медынский. «Энциклопедия внешкольного образования» (1923).
Особенно хочется отметить работу группы С.Т. Шацкого (А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова П.Ф. Лесгафт и др.), опыт которой принято считать прообразом современного дополнительного образования. В основу работы группы был положен метод проекта Дьюи и принцип создания разновозрастного коллектива взрослых и детей в процессе организации совместной трудовой деятельности. С.Т.Шацким был организован целый спектр форм внешкольной работы на Красной Пресне: 1905 - Дневной приют для приходящих детей; 1906 - Общество «Сетлемент»; 1909 - Общество «Детский труд и отдых»; 1911 - Трудовая коммуна «Бодрая жизнь». Целью этой работы было удовлетворение культурных и социальных потребностей детей рабочих; воспитание через труд и детско-взрослые сообщества.
В 1917 году пришедшие к власти большевики определили внешкольное образование как одно из главных направлений своей образовательной политики. Осознавая важность работы с молодым поколением, они поняли высокий воспитательный потенциал этой вида работы (в данном случае - массового формирования гражданина нового общества) и ее перспективность в деле мотивации школьников к обучению профессиям, которые были необходимы для индустриализации страны. Н.К. Крупская писала: «Внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития. Мы должны инициативу детей подхватывать, помогать ребятам и в их творческой работе, руководить ими, направлять их интересы (...). Мы должны укреплять всячески детские технические станции, организовывать экскурсии на предприятия, на электрические станции и пр. Надо во Дворцах культуры устраивать рабочие комнаты, где бы ребята могли делать то, что им хочется» . Первый нарком образования, широко образованный и обладающий широким культурным кругозором, А.В. Луначарский в статье «Что такое образование?» писал: «Внешкольное образование есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не просто времяпровождением, не простым процессом. Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т. д. Сделайте все это доступным населению, втяните во все это население, чтобы оно могло учиться и учить тому, как нужно учиться, чтобы оно могло отдавать свою душу, отдавать все ценное в общую сокровищницу» .
Сразу после революции начинается создание первой в мире государственной системы внешкольного образования: в ноябре 1917 года в Народном комиссариате просвещения создается отдел внешкольного образования, выходит Постановлении Наркомпроса РСФСР от 04.06.1919 «Об организации дела внешкольного образования в Р.С.Ф.С.Р.».
В это время в стране была принята модель единой трудовой политехнической школы; все школьники осваивали единую программу и система внешкольного образования выполняла функцию повышения вариативности образования, поэтому стала площадкой для развития новых (как теперь бы сказали - инновационных) форм образования. В довоенные годы внешкольное образование дало две системные инновации, изменившие лицо образовательной системы: специализированные внешкольные учреждения, организованные совместно с отраслевыми предприятиями, и многопрофильные учреждения - Дома и Дворцы пионеров.
По инициативе И.В. Русакова и педагога-биолога Б.В. Всесвятского в июне 1918 года в Москве, в Сокольниках создана станция любителей природы. С 1920 г. - Центральная Биологическая станция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева. 1926 г. - Центральная станция юных техников (Москва); 1923 - 1925 гг. - под влиянием идей электрификации страны, плана ГОЭЛРО открываются электротехнические кружки в Орле, Ростове-на-Дону, Смоленске и др.; 1928 г. - Центральная детская техническая и сельскохозяйственная станция Украины (Харьков); 1935 г. - Детская железная дорога (Тбилиси), Дом колхозных ребят (Кировская область), детская водная станция (Архангельск, 1935), детская автотрасса (Москва, 1937), детский сахарный завод (Винница, 1937). С 1935 г. во всех крупных городах создаются многопрофильные внешкольные учреждения - Дворцы пионеров - Харьков (1935), Ленинград (1936), Москва (1937) и др. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений. 1970 в СССР работало: 3780 Дворцов и домов пионеров и школьников (занималось около 2 млн. детей и подростков), 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 33 детские железные дороги, 1,1 тыс. клубов юных техников, одной из функций этих учреждений была популяризация научно-технических знаний, адаптированных к разным возрастам. В это время в большинстве крупных городов были построены по индивидуальным проектам городские Дворцы пионеров и школьников.
Еще одну системную инновацию дало получившее большой размах в послевоенные годы движение юношеских научных обществ и малых академий наук. Это движение имело следующие этапы: 1960-е годы - системное развитие поисковой, экспериментальной и исследовательской работы школьников; 1962 г. - создание первой Малой академии наук «Искатель» (Симферополь); 1975 г. - Первый Всероссийский слет актива научных обществ (Москва). Действует 318 городских научных обществ учащихся и малых академий наук. Это движение стало синтезом инициированной педагогами детской инициативы и патроната со стороны научных организаций и ученых.
Что же произошло с этой уникальной системой в постсоветское время? С началом перестройки зашаталась единая программа советской школы. Идеи об обновлении образования захлестнули общество и учительскую среду. Уменьшилась регламентация образовательной системы, новые школы стали открывать в заявительном порядке, педагоги получили возможность реализовать самые смелые идеи, без оглядки на ревизоров и отделы народного образования. Развернулось мощное движение новаторских школ, их творческие руководители и педагоги взяли на вооружение многие лучшие наработки внешкольного образования. Широко известен опыт лицеев, гимназий, авторских школ, возникших в этот период, которые фактически явились интегрированными комплексами общего и дополнительного образования.
Сама же система внешкольного образования, переименованная в дополнительное, оказалась «на обочине», полузабытая государством (о воспитании, детских общественных организациях, подготовке научно-технической элиты на время забыли) на «остаточном» принципе финансирования. Дополнительное образование не вошло ни в государственную программу информатизации, ни в Приоритетный национальный проект «Образование», ни в другие государственные программы. Во многих учреждениях за последние десятилетия мало что изменилось (разве что исчезли пионерская и комсомольская организации), - от методик преподавания и тематики занятий до устаревшего оборудовании. Это дало повод некоторым чиновникам называть дома и центры творчества «музеями дополнительного образования». При этом имеются глубокие разработки по содержанию и формам дополнительного образования А.К. Бруднова, Л.Г. Логиновой, Г.П. Будановой, Л.Н. Буйловой, В.А. Березиной, В.П. Голованова, Н.В. Кленовой и многих других авторов, системный опыт организации IT-обучения, организации летних профильных школ, исследовательских экспедиций и т. д., но на уровень определения государственной политики в этой области, к сожалению, им не удалось выйти.
Но ведь традиции и потенциал есть! Поэтому сейчас стоит задача - вернуть передовой край науки, техники, искусства в систему дополнительного образования. Это представляется необходимым: ситуация в чем-то напоминает послереволюционное время ХХ века (см. выше): средняя школа унифицируется, государство ставит задачи модернизации экономики, звучат призывы к усилению подготовки школьников в области научно-технических дисциплин. Как и в эпоху единой трудовой школы, система дополнительного образования может и должна стать основой вариативности нашего образования.
С нашей точки зрения, можно выделит три главных аспекта в значении и ценности дополнительного образования в масштабах государства.
Первый уровень - работа учебных групп дополнительного образования детей, которая строится на основе конкретного предмета (танцы, моделирование, футбол и др.) и нацелена на освоение учащимися определенного вида деятельности. В этом - важнейший ресурс индивидуализации, выявления и наращивания способностей личности; возможность глубокой компенсационной работы для дезадаптированных в школе учащихся.
Вокруг предмета деятельности складывается такое сообщество, какое сложно создать в школе или на производстве (и это второй уровень в смыслах дополнительного образования). Это педагоги дополнительного образования и специалисты из отраслевых структур - науки, спорта, культуры и др. Их усилиями в учреждениях дополнительного образования складывается особая полипрофессиональная образовательная среда, принципиально расширяющая жизненные и образовательные горизонты детей.
Третий уровень связан с поддержкой новых, только зарождающихся, несистемных практик, образующих нишу широкой социокультурной инновационной деятельности в системе образования и в обществе в целом. Гибкость нормативной системы дополнительного образования позволяет таким практикам окрепнуть и перейти в статус официальных институтов.
Многолетняя традиция внешкольного дополнительного образования в нашей стране связана с тремя задачами: воспитание, личностное развитие, реализация политики государства по профориентации молодежи в области актуальных для государства профессий. Дополнительное образование является специфическим для России культурным явлением, и с этой точки зрения бессмысленно оценивать его «целесообразность» или «эффективность», как бессмысленно говорить о целесообразности празднования Рождества в христианской культуре. Оно - данность, прочно вошедшее в нашу ментальность. Поэтому нужно искать реальные пути синтеза прошлого и будущего - традиций и вызовов нашего времени.
Что же нужно сделать для развития дополнительного образования?
Многие программы развития учреждений или отраслей напоминают развесистые деревья, на которые разработчики программ навесили все, что смогли вспомнить. При этом отсутствуют генеральная линия развития и конкретные механизмы ее реализации. С нашей точки зрения необходимо выделение нескольких направлений, целенаправленное развитие которых потянет за собой развитие всей системы. Вот эти направления.
Определение миссии дополнительного образования как сферы личностного развития детей и субъектно-деятельностного подхода как его методологического основания.
Определение механизмов запуска инновационных процессов в развитии содержании, форм и методов дополнительного образования.
Выявление специфики управления в системе дополнительного образования, в том числе через взаимодействие с существующими в ней педагогическими школами.
Развитие механизмов привлечения кадров в систему и создания условий для их работы.
Разберем их по порядку.
Дополнительное образование обеспечивает достижение личностных результатов обучения.
Школа, как всеобщая государственная система, решает вопрос воспитания «нормального» члена общества - чтобы он соблюдал законы, ходил на выборы, работал в меру своих возможностей и т.д. В школе разработаны и постоянно совершенствуются инструменты оценки знаний, умений и навыков учащихся - контрольные, ЕГЭ. Они позволяют сравнить знания (как нам говорят) детей, выявить школу, показавшую «высшие достижения». Массовую школу гораздо меньше интересует личностное развитие каждого ребенка; она по этому показателю не отчитывается.
Именно поэтому ведущим подходом к оценке результативности общего образования стал компетентностный подход. Он был разработан во второй половине ХХ века английским психологом Дж. Равеном, его «заказали» работодатели, заинтересованные в получении эффективного инструмента оценки реальных возможностей потенциальных сотрудников. В рамках этого подхода компетентность определяется как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность - характеристика результативности образования, прежде всего с точки зрения утилизации человека обществом, полезности для него конкретного человека.
Но один из основополагающих документов современного образования - образовательный стандарт общего образования, требует достижения высоких личностных результатов обучения. Задачу личностного развития успешно решает именно дополнительное образование. Поэтому его центральной задачей мы считаем развитие субъектности учащихся. Субъектность мы определяем как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности. Чувствуете разницу? Здесь мы идем от человека, его возможностей и устремлений. Такой подход к образованию называется субъектно-деятельностным.
Именно направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования и делает его необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющей достигать высоких личностных результатов обучения. Поэтому мы считаем, что оценка качества и результативности дополнительного образования, как и вся его организация, не может основываться на компетентностном подходе.
Личностные результаты определяются развитием ценностных оснований учащихся. Одним из способов их диагностики (возможно, центральным) может являться оценка результатов творческой деятельности. Именно деятельность, ее уровень, направленность; проявляемые при ее реализации волевые качества, способности к взаимодействию в наибольшей мере характеризуют характер ценностных ориентаций и возможность их реализации в поступках. Поэтому успешность в деятельности, освоение отдельных ее этапов, является одной из значимых характеристикой развития личности, которая, в совокупности с некоторыми другими «измерителями» может дать достаточно объективную картину уровня личностного развития.
Следует понимать, что принципиальная особенность личностных результатов состоит в их относительности. Если в предметных результатах, скажем, по математике, мы можем применить абсолютную оценку - знает или не знает ученик конкретный материал, то с абсолютным ориентиром для определения личностных результатов ситуация гораздо сложнее. Есть возрастная норма, которая характеризует типичный, средний для данного возраста уровень самостоятельности, ответственности, направленности на самореализацию и т.д. При этом каждая личность уникальна и неповторима, ее развитие характеризуется степенью ее уникальности: в этом ее главная ценность для самой себя и окружающих. В данном отношении любые абсолютные критерии оценки личности подтолкнут нас к разработке «стандарта личности», набору качеств, которыми должен обладать «нормальный» человек. Главным объектом измерения при определении личностных результатов обучения должна стать, с одной стороны, степень соответствия возрастным нормам, а с другой стороны - динамика развития; «приращение» личностных параметров на определенном промежутке времени; фиксация глубины и масштаба проявлений личности в деятельности.
Итак, компетентностный подход определяет в качестве главной задачи развитие способности действовать в реальных жизненных ситуациях, т.е. основой для него является задача вписать конкретного человека в существующий социум, оспособить его средствами действий в реальной (уже существующей, кем-то и для чего-то созданной) жизненной ситуации. Субъектность же начинается от конкретного уникального человека, личности, от самостоятельно поставленных им целей и задач, поэтому именно развитие субъектно-деятельностного подхода определяет специфику дополнительного образования.
Дополнительному образованию нужно создать условия для развития инноваций.
Сейчас на каждом шагу говорят о необходимости инновационного развития. При таком развитии результативность работы резко возрастает благодаря применению какого-нибудь новшества. Оно начинает применяться в массовом порядке и становится источником распространения нового, более эффективного уклада.
Именно такую ситуацию нужно создать в дополнительном образовании. Необходимы новшества, новые идеи, подходы и т.д. Они, как правило, не могут родиться внутри системы - их нужно «подсмотреть» и привнести из другой отрасли хозяйства, другой культуры. Создать механизм появления в учреждениях дополнительного образования новых решений - из сфер педагогических технологий, новых специальностей, производственных технологий и т. д. Поэтому необходимо широко распахнуть двери дополнительного образования - для учителей, ученых, художников, спортсменов; создать для них комфортные, творческие условия для работы. Чтобы они принесли с собой все самое новое, самое передовое из своих профессий, адаптировали это новое для работы с детьми и таким образом создали инновационные образовательные практики, нужные детям и родителям, интересные государству.
Дома творчества - гораздо более благодатная почва для этого, чем школа. В школе - учебный план, образовательный стандарт, государственный экзамен. Если увлечешься чем-то новым - есть риск не выполнить эти нормативы. А в доме творчества педагог может сам определить образовательную задачу, разработать «измеритель» - методику его диагностики, предложить новшество, благодаря которому он обеспечит для детей уникальные возможности, и - реализовать все это на практике. Естественно, проэкспертировав образовательную программу у специалистов, с тем, чтобы она не могла нанести вред детям. В этом - принципиальное преимущество дополнительного образования.
Для этого нужно два условия. Первое - сделать минимальной внешнюю регламентацию работы домов творчества, предоставить возможность им самим разрабатывать регламенты и порядок своей деятельности. Второе - дать деньги на разработку и реализацию новых программ (например, астрокосмического образования школьников), предусмотрев, что на часть этих средств учреждение может заказать разработку отдельных модулей, пособий, тренажеров у профессионалов - в вузах, на предприятиях. Тогда оно само сможет привлечь носителей новаций, - тех, которые необходимы. Благо ст. 15 нового закона «об образовании» это позволяет, устанавливая статус сетевых образовательных программ, разные модули которых могут быть реализованы на базе разных учреждений.
В дополнительном образовании необходима особая модель управления.
Специфика дополнительного образования предполагает особый тип управления, как образовательным процессом, так и коллективом педагогов. Для поддержания и развития творческой, личностноориентированной, развивающей образовательной среды невозможно административное управление, ведущей функцией которого является контроль. Коллектив учреждения дополнительного образования обычно представляет собой сообщество творческих людей разных профессий, которые друг другу ничего не должны, поступками которых движут личные убеждения, желание передавать свой опыт детям. Такому коллективу соответствует модель ценностно-смысловой общности, разработанной в отечественной психолого-педагогической науке рядом авторов (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.), когда мотивация сотрудника к результативной работе определяется не эффективностью контроля и системой поощрений/наказаний (моральных и материальных), а личной ответственностью за результаты перед собой и обязательствами перед референтными, пользующимися его уважением коллегами.
Только такая модель построения управления пробуждает творческую активность педагога, стимулирует его применять новые формы организации обучения, ориентирует не на формальный, а на личностный результат образования его учеников. Работать становится интересно, перспективы захватывают. Главной задачей управления становится создание дружественной, комфортной среды с помощью специальной системы административной и методической поддержки. Педагогу необходима свобода в разработке программ, форм и технологий образовательной деятельности.
Сейчас бывает так, что оформление выезда или проведение занятия в новой форме требует таких усилий по оформлению документации, что педагог от них отказывается, предпочитая традиционные «урочные» формы, выхолащивающие суть дополнительного образования. Поэтому система управления должна быть построена так, чтобы мотивировать педагога к саморазвитию, освоению новых форм и методов образовательной работы, применению новых, подчас неожиданных решений. На практике это требует наличия специалистов (юристов, экономистов, бухгалтеров и др.), перед которыми педагог ставит задачи исходя из педагогической целесообразности и которые творчески решают их в условиях наличной нормативной базы. На практике часто происходит наоборот: бухгалтер действует только в рамках наработанных схем и если педагогу необходимо что-то, выходящее за их пределы, ему предлагается самому предложить путь законного оформления соответствующей бухгалтерской отчетности. Здесь необходимо разделить сферы ответственности педагога и других специалистов и сформулировать соответствующие должностные обязанности.
Развитие моделей управления в этом направлении позволит дополнительному образованию стать реальной площадкой создания новых, востребованных и перспективных практик, которые скажут новое слово в нашем образовании и приведут к обновлению общества в целом.
Педагогические школы в системе дополнительного образования.
Известно, что наука развивается научными школами. Так, С.И. Гессен писал: «Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа»1. Это справедливо по отношению ко всем сферам творческой деятельности, и, конечно же, к образованию. Оно представляет собой совокупность научных представлений и практических методик педагогической деятельности, которые передаются от одного поколения учителей к другому. Мы знаем много педагогических школ, существующих на протяжении многих поколений (Вальдорфская педагогика, система М. Монтессори, развивающие образование Эльконина-Давыдова и др.). Их разнообразие задает вариативность образования, возможность каждого ребенка найти для себя наиболее подходящую образовательную среду, а в целом - устойчивость развития национальной культуры.
Дополнительное образование представляет собой сферу, в которой сложились и на протяжении десятков работает ряд педагогических (по аналогии с научными) школ (например, юннатское движение, техническое моделирование и др.). Здесь свои традиции, методические системы. Педагогами являются, как правило, выпускники кружков прошлых лет. Они вносят свой несомненный вклад в нашу культуру. В последнее время нередко звучат вопросы об актуальности традиционных направлений дополнительного образования, необходимости их модернизации, а подчас - и замены. Проблема модернизации может быть с успехом решена за счет привлечения кадров специалистов с помощью описанных выше механизмов. А ценность педагогических школ как фактора вариативности и потенциала развития нашего образования несомненна.
Мы считаем, что необходимо утверждение перечня именных педагогических школ в системе дополнительного образования и целевая поддержка их развития.
Дополнительному образованию нужны особые педагогические кадры.
Об этом мы уже немного говорили выше. Ребенок должен получить в кружке то, что он принципиально не может получить от учителя, которому дали дополнительные часы в группе продленного дня или для «подтягивания отстающих». Это должны быть совершенно другие горизонты - дверь за пределы школы, во взрослый мир профессий, увлечений, путешествий, оценок жизни, взрослых бесед.
Поэтому педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, высоким профессионалом в своей области, испытавшим потребность в педагогической деятельности, в увлечении своим делом молодого поколения. Выглядит несколько несуразным (особенно в научно-технической сфере) понятие «штатный педагог дополнительного образования»: большая часть педагогов не должна иметь много часов нагрузки, они должны иметь возможность поддерживать связь с коллегами, участвовать в работе научных советов, художественных органов и т.д. Руководитель центра творчества должен видеть в педагоге прежде всего профессионала и адаптировать под него нормативно-методические требования, а не превращать с помощью административного пресса ученого в «обезличенного» педагога дополнительного образования, выполняющего общие для всех направленностей требования к методике ведения занятий и скрупулезно выполняющего все СанПины, инструкции и приказы.
И самое главное - как привлечь специалистов в дом творчества? Здесь материальный стимул не является главным. Нужно создать ситуацию, когда специалист после своего рабочего дня или в свой выходной с радостью спешит в дом творчества на встречу с детьми. Для него создана комфортная атмосфера, отсутствует мелочный контроль его работы. Подготовлены технические средства, есть помощник, который доброжелательно выполнит любые просьбы, специалист, который поможет заполнить журнал, подскажет, как подготовить документы на экскурсию или переоформить образовательную программу, какие изменения произошли в нормативной базе и что это влечет. Когда есть возможность в неформальной обстановке, за чаем, обсудить с коллегами методы работы с детьми, планы развития тематического направления. Думается, что в каждом учреждении должна быть специально предусмотрена такая работа.
Риски, или что мешает развитию дополнительного образования.
Какие же опасности подстерегают сегодняшнее дополнительное образование?
1. Прежде всего - муниципальное финансирование, когда в большинстве регионов местные власти определяют нормативы финансирования, а у них, как правило, нет денег. Поэтому благополучие учреждений всецело зависит от доходов региона и воли местной власти. Здесь необходимо разделение ответственности: предоставление образовательных услуг общеразвивающего характера целесообразно за счет муниципальных средств и платы родителей; решение государственных задач в области развития научно-технического творчества, поиска и отбора одаренных детей и подобных им должны финансироваться из федеральных целевых госпрограмм.
2. Существует опасность сведения системы дополнительного образования до «вспомогательной» подсистемы общего или среднего профессионального образования при нечетком определении его специфической миссии и предмета работы. И существующие сейчас тенденции регламентации деятельности, определения эффективности системы по «кальке» школ и колледжей способствуют этому. Необходимо нормативное закрепление миссии и специфики дополнительного образования, субъектно-деятельностного подхода как методологического основания работы системы и инструмента оценки ее эффективности, порядка формирования нормативной базы учреждений.
3. Вырождение программ дополнительного образования в развлекательно-досуговые, коррекционные, репетиторские. Этому способствует отсутствие на данный момент уровневой дифференциации программ дополнительного образования (в частности не определен статус программ внеурочной деятельности, реализуемых школами, которые часто являются дополнительными занятиями по предмету). Учреждению выгоднее учить по простым, ознакомительным программам, не требующим дополнительного оборудования. Поэтому необходима независимая экспертиза программ дополнительного образования перед ее утверждением директором учреждения (в отличие от программ внеурочной деятельности) и дифференциация норматива финансирования в зависимости от уровня.
4. Снижение качества образовательных программ и их реализации при редукции методических служб учреждений дополнительного образования вследствие политики сокращения административно-управленческого персонала. Необходимо закрепление на уровне документов норм по методическому сопровождению образовательного процесса (количество групп на ставку методиста), либо независимая экспертиза качества программ и их реализации, влекущая необходимость постоянного методического сопровождения реализации программ.
5. Противоречие между финансированием учреждений дополнительного образования по реализуемым ими образовательным программам и реальными выполняемыми ими функциями - проведением мероприятий, организацией клубных форм работы, работой с разовыми посетителями и др., которые систематическим образом не финансируются. Это приводит к загрузке квалифицированных педагогов несвойственными им организационными функциями и падению уровня образования в учебных группах.

Таким образом, нам представляется, что перспективы развития дополнительного образования состоят в развитии особой нормативно-управленческой системы, создающий условия для широкого развития инноваций на основе специальных механизмов межведомственного взаимодействия. Она должна быть ориентирована на привлечение и создание условий для работы специалистов из различных отраслей, поддержки педагогических школ, сложившихся в системе. Главный результат реализации дополнительных образовательных программ должен состоять в повышении личностных результатов учащихся, которые могу быть зафиксированы с помощью комплекса диагностических методик, основанных на субъектно-деятельностном подходе. Именно личностное развитие как генеральная цель (которая задает ребенку возможность ставить и решать собственные задачи в планировании деятельности, взаимодействии с окружающими, выстраивании собственной образовательной (а в дальнейшем - профессиональной) траектории, повышении результативности учебы, преодолении собственных комплексов и компенсации психологических и физических проблем, реализации особых потребностей) является миссией и смыслом современного дополнительного образования детей.

Понятие «дополнительное образование детей» появилось в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации, регулирующий сферу приобретения знаний - «Об образовании в РФ». Оно подразумевает целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ.

Детей (ДОД) является обязательной составной частью общего. Его особенность состоит в том, что обучение происходит в соответствии с интересами, наклонностями и личными целями каждого школьника.

История появления ДОД

В России система ДОД формировалась в течение долгих лет на основе элементов внешкольного обучения. Еще в девятнадцатом веке для детей создавались всевозможные кружки, секции, клубы, мастерские, летние оздоровительные учреждения. Подобные заведения существуют и по сей день, однако их функции и особенности организации неоднократно пересматривались. Сегодня внешкольное обучение (в различных своих формах) и дополнительное образование детей - понятия разные, хотя и соприкасающиеся.

В начале двадцатого века выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий основал на базе детского приюта культурно-просветительное общество для детей из малоимущих семей, сирот и беспризорников. Главной идеей этого общества, носившего название «Сетлемент», было удовлетворение культурных потребностей и развитие творческих способностей детей, которые не могут позволить себе такую недосягаемую роскошь, как специальное обучение.

Деятельность С. Т. Шацкого носила не только культурно-просветительный, но и общий воспитательный характер. Сироты и дети из неблагополучных семей подвергались достаточно сильному пагубному влиянию криминогенной среды. Детский алкоголизм, воровство, проституция - это далеко не все проблемы, которые стали менее глобальными благодаря обществу «Сетлемент» и другим подобным учреждениям.

Именно тогда и наметились перспективы развития дополнительного образования детей. Стало ясно, что во внешкольном обучении и воспитании нуждаются не только отпрыски из обеспеченных семей, которых родители готовят к безоблачному будущему, но и те ребята, которых судьба одарила менее щедро. Более того, вторые испытывают потребность в нем гораздо больше, ведь к их воспитанию нужен особый подход.

Особенно мощный и сильный толчок в своем непрерывном развитии дополнительное образование детей получило после революции. Стирание граней между бедными и богатыми сословиями привело к равноправию, благодаря чему каждый школьник мог получить то обучение, которое считал для себя нужным, полезным и интересным. Поскольку подготовка высококвалифицированных кадров была одной из главных общественных задач, система обучения (в том числе и внешкольного) стала стремительно развиваться.

Цели ДОД, его основные функции

Цели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их достижения состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.

Основные задачи:

  • Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей.
  • Воспитание высоких моральных качеств - патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважения к старшим.
  • Привитие культуры общения, выработка коммуникативных качеств - вежливости, уважения к собеседнику, умения поддержать разговор и принимать критику, прислушиваться к замечаниям.
  • Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств.
  • Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников.
  • Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума.
  • Физическое развитие.

Из целей и задач дополнительного образования детей проистекают его основные направления, одинаково важные для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации. В современной педагогике их шесть:

  1. Социально-педагогическое. Включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды.
  2. Художественное. Предусматривает активное развитие творческих задатков - склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д.
  3. Техническое. Готовит детей к овладению профессиями, связанными с технической деятельностью.
  4. Туристско-краеведческое. Создано для тех, кто испытывают тягу к путешествиям и изучению родного края.
  5. Естественно-научное. В основе лежит изучение естественных наук - химии, биологии и т. п.
  6. Физкультурно-спортивное. Ориентировано на развитие физических качеств - силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье.

Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Проводится ДОД на факультативах, во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, танцевальных студиях, детских лагерях (пришкольных и выездных) и т. д.

Организация ДОД

Каждый педагог должен уделять достаточно внимания такому актуальному вопросу, как и детей. О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивает. При этом основные виды деятельности организаций, занимающихся ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые должны преследоваться в данных учреждениях.

Порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детворы и родителей. Востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.

Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.

Появление новых профессий, связанных с непрерывным техническим прогрессом, обязывает систему ДОД постоянно развиваться и удовлетворять нужды детей и общества.

Все изменения в системе ДОД, каких аспектов обучения они ни касались бы, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением и успехами воспитанников в рамках того или иного направления ДОД.

На заметку

Учителя, педагоги-организаторы, тренеры и преподаватели различных кружков, которые интересуются вопросами ДОД, на портале «Дополнительное образование детей» могут получить всю необходимую информацию.

Информационный сайт дополнительного образования детей - настоящий кладезь всех необходимых сведений о внешкольном обучении и воспитании. Здесь можно найти рекомендации по организации ДОД, методические материалы, а также труды заслуженных педагогов.

Родителям портал дополнительного образования детей поможет выбрать направление занятий, которое будет способствовать полноценному и гармоничному развитию личности ребенка.