"Мцыри": история создания поэмы. История создания поэмы «Мцыри Мцыри читать в сокращении по главам


Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, "где, сливался, шумят,/ Обнявшись, будто две сестры,/ Струи Арагвы и Куры". Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, "вручивших" "свой народ" единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветет она и благоденствует, "не опасался врагов,/ За гранью дружеских штыков".

"Однажды русский генерал/ Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез./ Тот занемог..." Понимая, что в таком состоянии живым он ребенка до Тифлиса не довезет, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь "готов во цвете лет изречь монашеский обет". И вдруг, накануне торжественного события, приемыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторбе время Мцыри все-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель. Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощен, как будто перенес долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пиши. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой "конец", к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов. Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы "быть в краю отцов/ Не из последних удальцов". Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестер, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края. И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, еще отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идет, бежит, мчится, ползет, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днем, и ночью, по солнцу, по звездам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведенные в "тюрьме", в застенках, а именно так воспринимает приемыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе "луч-путеводитель", то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесенные барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приемные дети природы. Урожденный свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда "виден и Кавказ". Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка-а вдруг донесет до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Очень краткое содержание (в двух словах)

В Грузии ранее был монастырь, через который проезжал русский генерал с пленным мальчиком с Кавказа. Тот умирал и один монах предложил о нём позаботиться. Его оставили в монастыре, и вскоре он выздоровел. Звали его Мцыри. Все думали, что он станет настоящим­ монахом, но незадолго до его посвящения в монахи, он сбежал. Через некоторое время его нашли при смерти. Мцыри рассказал, что это были его лучшие дни в жизни. Он видел горы, поля и реки, встретил девушку, дрался с барсом. Он пытался дойти до родного края, но сделал круг и вернулся к монастырю. Перед смертью, он попросил похоронить его с видом на его родину - Кавказ.

Краткое содержание (подробно)

Когда-то на месте слияния рек Кура и Арагва стоял монастырь (Обнявшись, будто две сестры,/ Струи Арагвы и Куры). Теперь там можно найти только развалины и больше не слышно пения иноков, нет благовонного дыма кадильниц. Один только седой старец ходит между могильных плит и сметает с них пыль. Однажды мимо монастыря проезжал один русский генерал, ехавший из гор в сторону Тифлиса. С ним ехал пленный мальчик лет шести. В дороге мальчик заболел и отказывался от пищи (Без жалоб он,/ Томился, даже слабый стон/ Из детских губ не вылетал). Его пожалел один монах и приютил в монастыре.

Мцхетские монахи вылечили его, окрестили и воспитывали в праведном духе. Сначала мальчик был нелюдим, убегал ото всех, бродил одиноко и все смотрел на восток. Вскоре он привык к монастырскому заточению, позабыв родной язык, стал свободно изъясняться по-грузински. Казалось бы, упорный и бескорыстный труд монахов не пропал даром (Уже хотел во цвете лет/ Изречь монашеский обет). Но в канун торжественного дня Мцыри исчез. Он незаметно выскользнул из крепости монастыря именно тогда, когда снаружи бушевала гроза. Его искали всей монастырской ратью три дня к ряду, но все напрасно.

Через некоторое время его все же нашли в окрестностях Мцхета какие-то чужие люди. Юноша лежал на выжженной зноем голой земле, страшно бледен, худ и изранен. В нем опознали монастырского служку и привели в обитель. Придя в себя, он отказался от пищи и расспросов. Он выглядел изнуренным, как после длительной болезни. Догадавшись, что его «конец» близок, монахи позвали того самого старца, который когда-то выходил и окрестил Мцыри. Он был очень привязан к мальчику. Узнав, что Мцыри на роду написано умереть молодым, старец хотел, чтобы тот исполнил свой христианский долг и исповедался.

Как оказалось, юноша вовсе не раскаивался в своем поступке, а наоборот, гордился им. Потому что на воле он понял, что мог жить как все его предки, в согласии с дикой природой. В своей исповеди Мцыри спросил старика, зачем тот спас его. Ведь он не хотел расти в этом монастыре, вдали от родины. Он не хотел расти без детских игр, без матери и без отца. Все это терзало ему душу, и он поклялся хоть когда-нибудь побывать на родине. Увы, его мечтам не суждено было сбыться, он умирал на чужбине рабом и сиротой.

На волю он бежал не за разгульной жизнью, к которой был равнодушен, а затем, чтобы глотнуть хоть каплю свободы. Там ему открылись пышные поля, холмы и скалы, бурлящие потоки и седой Кавказ. Он вспомнил отчий дом, родной язык, родной аул, вспомнил отца, сестёр и братьев. Зная, что его предки были зоркими, как орлы, сильными, как горные барсы и мудрыми, как змеи, Мцыри не побоялся вступить в схватку с царственным зверем. Победив в этой схватке, он доказал себе, что мог бы быть достойным сыном своих предков.

Перед смертью его тяготило лишь одно – клятвопреступление. Ведь он еще отроком поклялся, что найдет тропу в родные края. Когда он сбежал из монастыря, ему казалось, что он на правильно пути. Он бежал, мчался, полз, карабкался на восток. И день, и ночь, двигаясь на восток от Мцхета, он опять же вернулся туда, откуда начал свой побег. И Мцыри понял, что он сделал круг и вернулся снова с монастырь (И страшно было мне, понять/ Не мог я долго, что опять/ Вернулся я к тюрьме моей).

По его мнению, это неслучайно. Мцыри считает, что за годы, проведенные стенах монастыря, он стал не только физически слаб, но и потерял в душе путеводный луч. Он знал, что каждый горец от рождения обладал безошибочным чутьем «своей» тропы. А цивилизация соорудила в его душе «внутреннюю тюрьму», из которой он уже не смог вырваться. Именно это угнетало его душу, гораздо больше рваных ран на груди, нанесенных диким барсом. Именно это убило в юноше инстинкт жизни. Он рожден был свободным, но умирал смиренно, как раб. Никого в этом не винил, кроме себя (Да! Заслужил я жребий свой!/ Могучий конь в степи чужой). Последняя просьбы Мцыри к своим «тюремщикам» была похоронить его в углу, откуда виден был Кавказ.

Здесь вы можете прочитать краткое содержание поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Эта романтическая поэма была написана в 1839 году и опубликована при жизни поэта в 1840 году. Поэма «Мцыри» — один из последних классических образцов русской романтической поэзии.

МЦЫРИ – краткое содержание

Глава 1.

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.

(1-я Книга Царств)

«Немного лет тому назад» в месте, где сливаются две реки - Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря «теперь один старик седой», который и рассказывает историю жизни Мцыри.

Глава 2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути.

Он был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно:

…Без жалоб он томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре. Вначале мальчик «бродил безмолвен, одинок», но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мальчика звали Мцыри. Уже будучи юношей, Мцыри должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего. Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

Глава 3.

Исповедь Мцыри.

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла,

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Глава 4.

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую он вел в монастыре, была для его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как и все дети, хотел иметь семью:

И видел у других

Отчизну; дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Мцыри дал себе клятву бы на миг прижаться своей грудью к груди хоть незнакомой, но родной. Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

Глава 5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания своей юности.

Глава 6

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

Мцыри любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами - словом, гордой природой Кавказа.

Глава 7

Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.

А мой отец? он как живой

В своей одежде боевой

Являлся мне, и помнил я

Кольчуги звон, и блеск ружья,

И гордый непреклонный взор,

И молодых моих сестер…

Глава 8

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, «для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы» . Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату. Он радовался дружбе «краткой, но живой // Меж бурным сердцем и грозой».

Глава 9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам, «как зверь, был чужд людей».

Глава 10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

Глава 11

Кругом меня цвел Божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Мцыри любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

Глава 12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как «сладко вольный».

Глава 13

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей.

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Встреча с девушкой настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего.

Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

Глава 14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать.

…Я цель одну -

Пройти в родимую страну -

Имел в душе…

Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

Глава 15

Мцыри заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал.

…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы «вырвал слабый… язык» .

Глава 16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

…Сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Глава 17

Мцыри выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага.

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Глава 18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук.

…Он завыл.

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков…

Мцыри побеждает в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству:

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..

Глава 19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, которые до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

Глава 20

Мцыри вышел из леса уже утром. Ветер принес звуки человеческого жилья - где-то недалеко был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир.

Внезапно местность показалась ему знакомой. Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Мцыри отказывается верить, что вышел снова к монастырю - своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости его догадки.

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Глава 21

Мцыри сравнивает себя с темничным цветком:

…Вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждал лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печально тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия…

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

Глава 22

Также как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

Хотел я встать - передо мной

Все закружилось с быстротой;

Хотел кричать - язык сухой –

Беззвучен и недвижим был…

Я умирал. Меня томил

Предсмертный бред.

В бреду Мцыри казалось, что он лежит на дне глубоком реки, и этот бред был ему приятен. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему:

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье,

И холод и покой.

Я созову моих сестер:

Мы пляской круговой

Развеселим туманный взор

И дух усталый твой.

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

О милый мой! не утаю,

Что я тебя люблю,

Люблю, как вольную струю,

Люблю, как жизнь мою…

Мцыри в бреду, его находят монахи.

Глава 24

Мцыри опечален лишь одним — тем, что похоронен будет не в «земле родной».

Глава 25.

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку - рука горячая.

Знай, этот пламень с юных дней,

Таяся, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему…

Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

Мцыри завещает похоронить его под акацией:

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Сюжет поэмы Мцыри тесно связан с кавказскими реалиями.

«Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог...»

Один монах пожалел ребенка и оставил его у себя. Мальчик выздоровел и стал жить в монастыре. Поначалу Мцыри (по-грузински значит «послушник») был диковат и всех боялся.

«Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной».

Время шло, и мальчик забыл свой родной язык и привык жить в плену. Он не знал никакой другой жизни, поэтому был готов в самом расцвете лет принять схиму и стать монахом. Но перед самым торжественным событием послушник исчез из монастыря в то самое время, когда все святые отцы, попадав ниц перед алтарем, не могли даже поднять глаза, поскольку боялись грозы, которая разбушевалась.

Пропавшего Мцыри искали три дня, а потом нашли его в степи. Он был без чувств, ослаблен, истощен и изранен, словно побывал в бою. И пришёл к нему чернец, тот монах, который спас его когда-то. Старик, полагая, что юноша не выживет, решил исповедать его. На что Мцыри ему отвечает:

«Людям я не делал зла
И оттого мои дела
Немного пользы вам узнать.
А душу можно ль рассказать?»

«Знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть…

…Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы
Где люди вольны, как орлы».

Он говорил о своей родине, о пышных полях, зеленых холмах и тёмных скалах. Во время ненастья он вдруг вспоминает своего отца – отважного бойца в кольчуге, ему видится блеск его ружья, вспоминает он и песни своих сестер, и принимает решение, наперекор всему найти путь домой.

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».

Уже давно Мцыри мечтал о воле, хотел взглянуть на просторы лугов и полей, его неумолимо тянут к себе горы Кавказа. Он рассказывает, как убежал из монастыря во время грозы, и в ту пору, когда святые отцы, боясь непогоды, молят Бога защитить их, он дружит с грозой. Он не боится ни молнии, пытаясь словить её рукой, ни змеи, которую встречает меж камней, и сам чувствует себя змеем, соединившись с природой, в попытке спрятаться от людей.

Наутро, проснувшись, Мцыри обнаруживает себя, лежащим на краю бездны. Он любуется природой, и спускается с высоты к горному потоку, чтобы утолить мучавшую его жажду, и слышит около ручья песню молодой грузинки, идущей за водой. Мрак очей красавицы смутил юношу, и мысли его помутились, что он потерял сознание, а когда очнулся, она была уже далеко. Потом Мцыри засыпает и во сне опять видит прекрасную девушку.

Проснулся он уже ночью, превозмогая голод, желая лишь одного, увидеть родину, он отправляется в путь. Но в лесу Мцыри теряет облик гор и сбивается с дороги и даже с вершин деревьев он видит один лишь лес. Он рыдает впервые в жизни, упав на траву, и от дикой тоски грызет землю.

На поляне он видит барса, который глодает свежую кость. Мцыри вооружается палкой, и вот барс, почуяв врага, нападает на него. Они сражаются на смерть.

«Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
не из последних удальцов».

Юноша побеждает зверя. Во время боя он сам ощущает себя диким барсом. Он уважает противника, считая, что тот встретил смерть без страха, лицом к лицу. Но и сам Мцыри изранен, тело его изодрано мощными когтями. Но он собирает остаток сил, чтобы увидеть родину, и опять идет.

«Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!»

Он вышел к аулу, всё казалось знакомым, и он в ужасе понял, что вернулся к своей «тюрьме», что зря блуждал три дня, и зря надеялся увидеть родной Кавказ.

«И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой…»

Словно не желая верить в своё поражение, он надеялся, что это всего лишь сон, но звон колокола стер пелену с его глаз. Мцыри понял, что родины своей ему не увидеть никогда. Отчаявшись, он упал в бреду на песок.

Теперь, когда его нашли, он сожалеет лишь о том, что его тело будет тлеть на чужбине. Его страсть к Родине настолько велика, что его предсмертное желание лишь о том, что он, не думая, променял бы на пару минут в горах, где прошло его детство на целую вечность и рай.

Он просит старика, чтобы похоронили его под Акацией в саду, откуда можно видеть Кавказ, чтобы навечно заснуть с мыслью о родной стороне.

«И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»

Вашему вниманию - краткое содержание «Мцыри» Лермонтова. В поэме рассказывается о трагической истории мальчика-горца, которого взял в плен русский генерал. Пока военный вез ребенка с собой, малыш сильно заболел. Монахи обители, возле которой проезжал генерал, пожалели маленького горца и оставили жить у себя, где он и вырос. Так молодой Мцыри жил вдали от родины. Эта жизнь представлялась ему жизнью узника, мальчик неистово скучал по родной стороне.

"Мцыри" Лермонтов краткое содержание (свобода)

Постепенно Мцыри выучил чужой язык, он кажется готовым принять иные обычаи, его уже собирались посвятить в монахи. И в этот момент, накануне его посвящения, в сознании семнадцатилетнего юноши пробуждается сильный душевный порыв, который заставляет его бежать из монастыря. Подобрав удачный момент, Мцыри сбегает. Он бежит, не разбирая дороги, его переполняет ощущение воли, юноша вспоминает свое детство, родную речь, своих близких. Мальчик находится в окружении красивой кавказской природы, видит прекрасную грузинку, которая наполняет у родника кувшин водой, восхищается ее красотой и, в заключение, сражается с мощным барсом, который наносит ему раны.

«Мцыри» краткое содержание (возвращение в монастырь)

Беглеца ищут всем монастырем, но находят его через 3 дня совершенно посторонние люди в окрестностях (Мцхет - древняя расположенная в месте слияния рек Аргавы и Куры). Мцыри лежал без чувств и его принесли в обитель. Уже находясь в знакомых стенах, юноша приходит в сознание. Он очень истощен, но все равно отказывается от еды. Мцыри осознает, что его побег не увенчался успехом. Это убивает в нем стремление жить, ту жажду, с которой он смотрел на родные края, грезя когда-нибудь вырваться из плена. Он не отвечает ни на чьи вопросы, молча встречая свою кончину. Чернец, который крестил юношу, решает исповедовать Мцыри. Мальчик в красках рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.

«Мцыри» краткое содержание (терзания героя)

Только одно гложет душу Мцыри. Будучи еще молодым, он обещал самому себе, что когда-нибудь покинет стены монастыря и найдет дорогу в родные края. Он вроде бы идет в правильном направлении — на восток, но в итоге просто делает большой круг, возвращаясь на то место, откуда он начинал свой побег. Он не может до конца смириться со своей участью: хотя люди вокруг выходили и вырастили его, но они принадлежат к другой культуре, и поэтому Мцыри не может назвать этот край своим домом. Юноша говорит монаху, что в душе всегда стремился к свободе. Мцыри винит чернеца в своем спасении, ему кажется, что лучше умереть, чем жить рабом и сиротой.

«Мцыри» краткое содержание (последняя просьба героя)

Умирая, Мцыри просит перенести его в один из уголков монастырского сада, откуда видны горы его родного края. Покидая этот мир, он хочет хотя бы видеть самое близкое его душе. Юноша совершенно не жалеет о совершенном поступке. Наоборот, он гордится им. На воле он жил так, как жили и его предки - в согласии с дикой природой.

«Мцыри» краткое содержание (вывод)

Мцыри - романтический герой, стремящийся к свободе, с неистовой страстью желающий попасть в родные края. И хотя погибает он в монастыре, вдали от родных мест, юноша всё равно достигнет своей цели, но уже в ином мире.