"образ хлестакова в комедии "ревизор" - сочинение. Роль Хлестакова и средства создания его образа в комедии Гоголя «Ревизор С какой целью автор создает образ хлестакова

Роль Хлестакова и средства создания его образа. Хлестаков - центральный персонаж комедии. Писателю удалось изобразить героя, способствующего развитию действия. В этом заклю­чалось новаторство Гоголя, так как, несмотря на то, что Хлестаков не является ни героем-резонером, ни сознательным обманщиком, ни геро­ем любовной интриги, его образ мотивирует развитие сюжета. Гоголь находит новый импульс, который способствует этому развитию. В его комедии все держится на ситуации самообмана, которая становится воз­можной именно благодаря такому герою.

Образ Хлестакова - это воплощение идеальной пустоты и идеаль­ной глупости. Можно сказать о том, что в нем отсутствует его соб­ственное содержание. Он - ничего из себя не представляющая лич­ность без внутреннего наполнения. Поэтому он с легкостью может перевоплощаться и играть роли, которые ему навязываются. Хлеста­ков плетет интригу, но мы-то видим, что он сам не сознает этого. Он радуется оказываемым ему почестям и даже не пытается узнать при­чину столь парадного приема; он не подозревает о том, что его при­няли за ревизора; он просто делает то, что предлагают ему окружаю­щие, - и своими действиями еще больше утверждается в их глазах в роли чиновника из Петербурга.

Хлестаков не столько сознательно или умышленно обманывает ге­роев комедии, сколько вводит их в заблуждение. При первой встрече с городничим он пытается запугать его, чтобы не оказаться в тюрьме, хотя и сам напуган в не меньшей степени. В доме Городничего Хлестаков лжет так же непреднамеренно, он стремится возвыситься в глазах слу­шателей и поэтому придумывает себе головокружительную карьеру от мелкого чиновника до фельдмаршала. Кроме роли ревизора, главноко­мандующего, руководителя департамента, он принимает также облик благодетеля для города, литератора и даже жениха Марьи Антоновны, дочери Городничего. Он принимает тот или иной облик в соответствии с ситуацией, в которой он оказывается; и поэтому можно говорить, что он практически неуязвим. Его можно сравнить с хамелеоном, который меняет свой окрас не для развлечения, а для выживания.

Подобное определение его сущности находит отражение в сравне­нии Хлестакова с водой, принимающей форму сосуда, в который ее на­лили, что было точно подмечено Ю. Манном. Благодаря искренности и чистосердечию, с которыми Хлестаков играет навязанные ему роли, он с легкостью выходит из любого положения, которое могло бы уличить его во лжи. Марья Антоновна вспоминает, что «Юрий Милославский» - сочинение господина Загоскина, в то время как новоиспеченный ре­визор утверждает, что это он его автор. Что же Хлестаков? А он на ходу придумывает оправдание этой неувязке, объясняя это наличием двух произведений с одним названием. Хлестаков еще раз допускает неточ­ность в своей нехитрой лжи, когда, опьяненный вином и своим внезап­ным успехом, произносит реплику: «Как вбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель». Но чиновники не замечают эту оплошность, принимают ее за оговорку. Они поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узнают его. В их принятии вымышленного ими вздора за правду, а истины за ложь, и зак­лючается самое комическое (и трагическое) з произведении.

Портрет Хлестакова создается автором с помощью приведенного им в начале комедии комментария в «Замечаниях для господ актеров», реп­лик других героев и его собственных слов. Таким образом, перед чита­телем предстает следующий образ: молодой человек лет двадцати трех, «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…Речь его отры­виста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно». Даже слуга его Осип не считает своего барина путным человеком, а видит в нем всего- навсего простого «елистратишку». Когда Городничий в первый раз ви­дит перед собой этого невзрачного невысокого человека, которого он «ногтем бы придавил», у него возникает сомнение, что перед ним стоит настоящий ревизор. Но так как из-за поспешности рассуждений чинов­ников ими было принято решение, что в городе действительно инког­нито появился ревизор, поскольку Хлестаков пока единственный при­езжий, да и ведет себя странно, Городничий и остальные чиновники не обращают внимания на несоответствие внешности и «занимаемой» им должности. Таким образом, образ Хлестакова развернуто показан на

фоне городских чиновников, что позволяет рассматривать его личность также и в сравнении с другими характерами. Его глупость и пустота по­казана в сопоставлении с глупостью чиновников, и еще неизвестно, кто из них проигрывает в данном сопоставлении.

Созданный Гоголем образ Хлестакова способствует проникновению в комедию миражной интриги, смысл которой заключается в изображе­нии погони чиновников за миражом, в растрачивании ими своих сил впустую. Благодаря миражной интриге выявляется бесовская сущность Хлестакова. Он, подобно черту, принимает облик, предложенный ему просителем, и создает иллюзию выполнения просьбы. Также что-то мистическое просматривается в неожиданном появлении Хлестакова и в его внезапном отъезде - из ниоткуда в никуда.

Хлестаков - емкий и глубокий образ, в котором заключена большая человеческая правда. Хлестаковы еще не вывелись, и недаром его имя стало нарицательным. Уже много говорилось о том, что Хлестаков, по сути, пустой человек. Но сколько интересного и поучительного мы вы­носим из его образа и как глубоко заставляет он нас задуматься над са­мими собой!..

Образ лжеревизора в комедии Гоголя совсем не является главным, но это ключевой персонаж, на взаимодействии с которым выписываются характеры всех героев, чиновников маленького уездного городка. Хлестаков явился тем пробным камнем, на котором показана вся комичность и чиновничьего беспредела, и всей жизни России того времени. Именно на глупости этого мелкого чиновника, оказавшегося здесь проездом, вырисовывается вся глупость и никчёмность местной аристократии и чиновничьей элиты.

Изначально показан глупый взбалмошный молодой человек с излишними претензиями к жизни, которые, как мы понимаем, являются его стилем поведения. Затем мы видим на его примере реальность такого характера и в других героях пьесы.

Характеристика Хлестакова

Начальная характеристика Хлестакова дана уже самим автором, как рекомендация для актёра, который будет воплощать этот образ на сцене. Он характеризуется, как пустой и крайне глупый человек. Однако по ходу действия пьесы, образ Хлестакова открывается более полно, во всём его комическом разнообразии.

Не случайно первое появление на сцене этого образа связано не с самим молодым человеком, а с его слугой, который долго рассуждает о хозяине. Характеризует его - «добро бы что путное, а то ведь елистратишка простой», подразумевая очевидно самый незначительный чин и то, что хозяин ведёт себя глупо и заносчиво не по статусу. Местным же хозяином гостиницы они и вовсе характеризуются - «вы-де с барином мошенники, а барин твой - плут». Более точную характеристику и дать трудно. В споре же с хозяином проявляется не просто глупость, а несуразная детская наивность в попытках всё еще произвести должное впечатление и обмануть всех.

(Художник Л. Константиновский, иллюстрация к "Ревизор", 1951 )

Именно эти попытки удаются ему с успехом при случае общения с местными чиновниками. Для местных чиновников боязнь разоблачений своих неблаговидных поступков на службе и врожденное чинопочитание закрывают, казалось бы, очевидную глупость приезжего. А Хлестакова, как говорится, уже понесло.

В общении с городничим и местной элитой наш герой проявляет недюжинную фантазию и безрассудную наглость, которая могла бы быстро разоблачена в обычном обществе, но в данном случае сходит за правду. Не менее глупыми оказываются и дамы, и полицейские, да и сам хозяин города, которого автор охарактеризовал, как «человека весьма не глупого».

Образ Хлестакова, как главного персонажа комедии

И всё-таки, Хлестаков своей ролью в пьесе, взаимодействуя с остальными персонажами, является главным героем. То как его характеризуют остальные герои, в положительном хвалебном или в отрицательном ироничном ключе, раскрывает и их собственные характеры.

Волею случая оказавшись в роли столичного ревизора, Хлестаков нисколько не смущаясь берётся за эту роль и исполняет её сообразно собственным примитивным представлениям об привычках и образе жизни высокого начальства. Однако то, что его не могут разоблачить говорит о том, что именно такими привычками и было наделено всё чиновничество.

(Вайнштейн Марк Григорьевич "Хлестаков и Городничий", 1945-1952гг )

Ему легко верят и подобострастно пытаются угодить, тем более видя в нём птицу «высокого полёта». Неглупый городничий, видавшие виды полицейские, барышни легко признают в нём столичного прожигателя жизни. Очевидно это является по замыслу Гоголя гиперболой того бомонда, что он наблюдал в реальной жизни. А финальная немая сцена оказывается апогеем комичности и самими действующими лицами воспринимается, как лишь возможное повторение всего случившегося.

Даже сам факт разоблачения никак не повлиял на изменение сознания собственной ошибки и глупости ни местных воротил, ни самого лжеревизора. Одна лишь досада у обеих сторон в досадной ошибке и в том, что этот чиновник не оказался именно тем, за кого себя выдал. Одна лишь досада, что «разнесёт по всему свету историю». А сам факт ошибки ни для кого уроком не оказался, потому что сама ошибка была лишь в личности приехавшего фата, но никак не в его поведении, действиях, рассказах и хвастовстве. Как высказался городничий - «Сам и не рад, что поил, как если и половина им сказанного окажется правдой!» Именно это и является главным смыслом, вложенным в образ главного героя, автором. Глупость чиновников вскрывает саму порочность всей бюрократической системы государства.

Создавая комедию «Ревизор», Николай Гоголь задался целью собрать воедино все самое дурное, что он видел в русском обществе. Это произведение на фоне драматургии XIX века отличалось довольно сложной проблематикой. План сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» составить непросто, поскольку герой этот довольно сложен и противоречив, о чем говорил не раз даже сам автор.

Смех обличает зло

Гоголь полагал, что лучшим способом обличить зло является сатира. Доказательством этого убеждения являются его лучшие произведения. При написании сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» необходимо хорошее знание содержания пьесы и умение анализировать на основании высказанных ими фраз и характерного поведения. Кем является центральный персонаж в этом произведении?

Характеристика

Хлестаков - маленький человек, однако не в том смысле, который привыкли вкладывать в это словосочетание. Он не имеет ничего общего с пушкинским станционным смотрителем или Акакием Акакиевичем того же Гоголя. Ничтожность Хлестакова в его неспособности работать, лени, ограниченности, в нежелании обеспечивать себя и создавать условия хотя бы для удовлетворительного существования.

Начало сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» - характеристика этого непривлекательного героя. А он является, прежде всего, тем человеком, кто презираем не только окружающими, но и самим собой. При написании сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"», следует также учесть, что Гоголь создал в своем произведении персонаж, который испытывает хроническое недовольство собственной жизнью, но при этом не желает предпринять каких-либо попыток, дабы изменить что-либо в лучшую сторону. И когда автор сказал, что он в этой пьесе стремился изобразить самые неприглядные стороны русского общества, он, возможно, имел в виду, что подобных "Хлестаковых" он встречал на своем жизненном пути немало.

Мечты

Хлестаков ведет праздный образ жизни, хотя при своем финансовом положении едва ли может себе это позволить. Он не пытается изменить жизнь к лучшему и не надеется на свои силы. Единственное, на что он способен возлагать надежды, так это на счастливый случай. На мысль о том, что со времен Гоголя мало что изменилось, наводит образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Краткое сочинение на эту тему все же стоит дополнить описанием общества, в котором находится этот персонаж, и обязательно включить этот пункт в план.

Друг Пушкина

Трагедия Хлестакова заключается в том, что мир, в котором он обитает, непостижим для него. Он не способен понять связь вещей и даже в общих чертах представить, в чем заключается деятельность министров, о чем пишет великий русский поэт, который вдруг стал его «другом». Для Хлестакова Пушкин - такой же человек, как и он сам, только, возможно, более удачлив.

Другие герои

Очень важно анализировать то, какое место занимает образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Сочинение по плану предполагает сравнение этого персонажа с прочими. Ведь городничий и его приближенные являются довольно неглупыми и знающими жизнь людьми. Однако их нисколько не смущает самоуверенное вранье и бахвальство Хлестакова. Они тоже как будто начинают верить в то, что все в жизни решает случай.

Философия Хлестакова

Для того чтобы стать директором департамента, нет надобности прилагать какие-либо усилия. Необходимо лишь везение. Личные заслуги, труд и ум ничего не стоят, от них не зависит благосостояние человека. Для того чтобы добиться цели, нужно всего лишь переждать, а при случае «подсидеть» кого-нибудь. Таковы убеждения главного героя.

В чем отличие Хлестакова от других героев комедии? Первый обладает откровенной пошлой глупостью. Ему не хватило совсем немного сообразительности, чтобы ввести в окончательное заблуждение представителей городского управления. Но в то же время, если бы его ложь была сознательной, он бы не смог обмануть Антона Антоновича, который весьма гордился своим тонким знанием людей. Хлестаков отличается от прочих персонажей тем, что его ложь имеет абсолютно беспорядочный характер. И эта особенность делает его исключительно непредсказуемым.

Типичный человек своей эпохи

Хлестаков создан из противоречий. Его бессмысленное и порой безумное вранье, с одной стороны, соответствует времени, которое изображено в комедии Гоголя. Хлестаков - это типичная фигура николаевской эпохи. Его образ полно иллюстрирует это время, раскрывая человеческие пороки, которые особенно развились в атмосфере сложной социальной и политической ситуации в России. Чиновники осознают, что он глуп, но с высоты своего чина не могут рассмотреть внимательно человеческие качества. С другой стороны, следует сказать, что Хлестаков - "явление" общечеловеческое. Подобный персонаж может возникнуть в любое время и в какой угодно обстановке.

Авторский замысел

"Хлестаковщина" присутствует в каждом герое комедии. И в этом заключается главный замысел Гоголя. Центральным является образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Сочинение с цитатами, в котором будут также присутствовать характеристики других героев, следует написать, чтобы постичь гениальную авторскую идею. Лень, глупость и мечта о «золотой» рыбке присутствуют в душе каждого героя комедии, но в разной концентрации. И эти пороки, по мнению писателя, являлись распространенными в русском обществе, а потому и крайне губительными.

Образ Хлестакова являет собой гениальное художественное обобщение Гоголя. Смысл этого образа заключается в том, что он представляет собой сочетание грандиозных претензий и ничтожества, «значительности» и пустоты.

Хамелеон

Даже тогда, когда его морят голодом в гостиничном номере, и над ним висит угроза ареста, он продолжает льстиво упрашивать слугу принести ему немного провизии. Когда же просьба его исполнена, он забывает о своем недавнем унижении и искренне радуется обеду. А еще спустя пару минут начинает мнить себя важным господином.

Один из основных исследователей творчества Николай Гоголя сравнил однажды главного героя этого произведения с водой, которая имеет свойство принимать форму любого сосуда. В некотором смысле уникальным в литературе является образ Хлестакова в комедии «Ревизор».

По плану сочинение можно разделить на следующие пункты:

  1. Характеристика.
  2. Сравнительный анализ с другими персонажами.
  3. Роль Хлестакова в обществе.
  4. Хлестаков - типичная личность своей эпохи.

Главный герой комедии - это концентрация характерных черт той эпохи. Но, к сожалению, "Хлестаковы" и сегодня существуют. Они, как и "Ноздревы", прообразы одного из героев «Мертвых душ», еще «не скоро выведутся, и все еще ходят среди нас, быть может, только в другом кафтане».

Вариант 1:

Хлестаков… Принято считать его мошенником и обманщиком. Но так ли это на самом деле? Человек всю жизнь свою куда-то опаздывает, не успевает, все у него нескладно, ничего-то он не умеет, во всем он неудачник… При этом он мечтает. И в мечтах своих он силен, умен, богат, властен и неотразим для женщин.

Реальность печальна – проигрался Хлестаков в пух и прах. Только чудо спасет нашего мечтателя от голодной смерти и долговой ямы.

И чудо происходит. Обстоятельства складываются настолько благоприятно, что Иван Александрович не может удержаться от соблазна. И власть имущие лебезят перед ним, и первые красавицы N-ска готовы упасть в его объятия – или предоставить своих дочерей. И нет сил и желания уже остановиться и задуматься о последствиях – несет, несет круговерть льстивая и продажная…

Сам Хлестаков, впрочем, глуп и труслив. И единственное, что оправдывает его в наших глазах – еще большая глупость и трусость окружающих его персонажей. Однако он умеет ловко подстроиться под ситуацию, выдать желаемое за действительное. Хотите видеть важного чиновника – будет вам важный чиновник. Хотите давать взятки – он их примет. Хотите выгодного брака или влиятельного любовника – и это он вам пообещает. Остановиться в потоке лжи невозможно, только – уехать, что Хлестаков и делает. Весьма своевременно.

Хлестаков – не главный герой пьесы. Он, скорее, явление природы, как пурга или засуха. Он просто своим существованием позволяет остальным показать себя во всей красе. Выставить на обозрение свои пороки и страсти. Вывернуться наизнанку под светом рампы.

Хлестаков пассивен на протяжении всего действия, он плывет по течению. Он не действует - он всего лишь побуждает окружающих скинуть маски. Самим своим существованием здесь и сейчас.

Хлестаков – лишь катализатор.

Вариант 2:

Именно такая непобедимая уверенность в своем праве на заботу других людей и приводит к тому, что Хлестаков легко втягивается в предложенную ему игру и не выводит из заблуждения других участников этой игры. Он настолько естественно держится в образе напыщенного болтуна, что чиновники не сомневаются: эта роль придумана нарочно для маскировки ревизии.

Модель поведения всех взяточников при этом примерно одинакова – они тоже прикидываются глупенькими. Поэтому события пьесы разворачиваются очень предсказуемо. Сочетание страха с надеждой на быстрый успех приводит к потере бдительности, в том числе и у дам.

Хлестаков - не положительный герой, хотя у него не было никаких дурных намерений. Этот образ особенно актуален в наше время, когда общество нацелено на потребление, а не на развитие личности.

Вариант 3:

Гоголь – один из самых беспощадных критиков моральных принципов и устоев тогдашней общественности. Примечательно, что всё описанное автором, все характеристики и жизненные сюжеты актуальны и по сей день. Как говорится: «все мы вышли из гоголевской шинели». То же самое, можно сказать и про комедию «Ревизор», в частности про Ивана Александровича Хлестакова, персонаж которого является центральным в произведении. Черты его характера, манера поведения, приключения в которые он ввязывался настолько жизненны и натуральны, что появилось собирательное название для подобного рода происшествий – «хлестаковщина».

Если разобраться с тем, кто же такой Хлестаков, станет очевидным, что – это, по сути, не злой персонаж, но чрезвычайной изворотливый, хитрый и умелый обманщик. Он даже близок к лицедейству. По прибытию в маленький городок, ему было тяжело сводить концы с концами. Оставшись в комнате один и послав слугу выпрашивать обед у хозяина трактира, вот какие мысли его посещают: «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, - нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой». Очевидно, что иногда, очень редко, у Хлестакова проскальзывают мысли здравого рассудка, проступает раскаяние. Подобное происходит не из-за высокой нравственности, а из-за ужасов нужды. Герой промотал в карты почти все отцовские деньги. Ему остается искать пути заработка, но наш персонаж не так благорассуден. Вместо этого он просто воспользовался ситуацией, притворился важным чиновником и обвел вокруг пальца жителей маленького городка. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Хлестаков опьянен ситуацией, мнимой властью и выпавшей ролью. У такого человека нет стержня, он плывет туда, куда его несет течение. Хитрит, чтобы выкрутиться, напускает пыли в глаза, хочет казаться, а не быть. К сожалению, как прежде, так и в наши дни, человек получивший высокий пост, не достигнув этого собственным трудом, а по воле случая, так и ведет себя. Мнит себя великим человеком, вершащим судьбы людей, замеливает глаза ложными достижениями, превозносится до небес, не замечая, что нет ничего из того, чтобы поддерживало его полёт. И нужно ответить честно каждому из нас, самому себе, не соблазнились ли бы мы, сорвать большой куш, когда он сам идет в руки? Как бы поступили, когда каждый из жителей спешил бы нам угодить, чествовать и «руку целовать». Не поддались бы? «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - говорит нам, пословица к произведению.

Вариант 4:

Ключевой фигурой в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" является Иван Александрович Хлестаков.

Писатель характеризует главного героя своего произведения отрицательно. Почему? Потому, что Хлестаков ведет себя настолько нагло и безответственно, что даже у читателя возникает чувство неприязни к этому персонажу.

При знакомстве с Хлестаковым мы узнаем, что он умудрился потратить все свои деньги из-за любви к азартным играм. Теперь он находится в уездном городе N, не имея возможности оплатить проживание в гостинице, в которой остановился. Городничий, принявший этого проходимца за ревизора, создает Хлестакову все условия, где мнимый ревизор может проявить свои "таланты" - вранье, честолюбие, стяжательство. Все это приводит к тому, что число обманутых Хлестаковым людей увеличивается с каждым днем, а сам анти-герой без зазрения совести пользуется тем, что никогда не могло принадлежать ему по праву.

Образ этого отрицательного героя стал нарицательным и сегодня мы можем наблюдать немалое количество таких "Хлестаковых", окружающих нас в повседневной жизни.

Вариант 5:

Одним из главных героев, а также самым ярким образом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» является Иван Хлестаков, он молод, худосочен и глуповат. О таких людях часто говорят: «без царя в голове».

Хлестаков служит в канцелярии, получая мизерное жалование и, мечтая о невероятных высотах, которые от рождения ему недоступны. Он фантазирует о том, как будет вести шикарную жизнь и станет любимцем дам, хотя этого, конечно, никогда не произойдет.

По воле случая он, проиграв все, что у него имелось, оказывается в гостинице уездного города N, где сталкивается с городничим. Тот принимает его за ревизора, и для фантазера и лгуна Хлестакова открываются недоступные прежде возможности. Он начинает чувствовать свою значимость, пусть даже и мнимую, и неудержимо врет о себе, своих достижениях и положении в обществе. При этом он даже не догадывается с кем конкретно его спутали, герою не хватает сообразительности использовать свое временное положение для собственной выгоды. Хоть и несознательно, но Хлестаков, исполняя роль, которую ему навязали, сумел подпитать всеобщий страх перед «большим человеком». Во время своей службы в канцелярии он не раз примерял на себя роль серьезных чиновников, наблюдая за их поведением. И вот ему выпала возможность почувствовать себя значительным и важным, и герой, конечно же, ею воспользовался, ведь его поверхностность не дает ему предугадать неприятности, которые могут за этим последовать. Стоит заметить, что Хлестаков не был аферистом по натуре, он просто принимал чужие почести и был уверен, что заслужил их, уже начиная верить в собственную ложь.

Городничий не смог распознать подлог, потому что Иван выдал себя за чиновника ненамеренно, без цели наживы, он простодушно считал себя тем, кем считали его окружающие. Но все, же спасла его случайность, он вовремя уехал из города и благодаря этому избежал расплаты за свое вранье.

Образа Хлестакова иллюстрирует пустого и никчемного человека, который ничего не давая обществу, хочет получать всевозможные блага и почести просто так.

Вариант 6:

Хлестаков Иван Александрович – один из ключевых персонажей комедии Гоголя «Ревизор». Сам по себе он – человек самый что ни на есть посредственный, не выделяющийся из толпы какими-либо положительными качествами, типичный «маленький человек». Волей судьбы он оказывается на гребне жизненной волны – по чистой случайности жители уездного городка Н принимают его за важного человека – столичного ревизора. И вот тут у нашего героя начинается настоящая жизнь - жизнь, о которой он так давно мечтал: первые лица городка приглашают его на званые обеды, лучшие женщины обращают на него внимание, а чиновники трепещут перед «значимой персоной».

И вот тогда, когда Хлестаков дорывается до жизни, о которой мечтал, начинает явственно проявляться его истинное лицо. Хлестаков безудержно лжет, представляя себя великим писателем и общественным деятелем, бессовестно берет взятки, морочит голову одновременно двум женщинам. В середине произведения мы видим его уже не безликим «маленьким человеком», а личностью по-настоящему безнравственной. В его характере мы видим легкомысленность и лживость, безответственность и глупость, поверхностность и просто-напросто отсутствие порядочности. Не зря все эти качества в комплексе окрестили хлестаковщиной.

Интересно и то, что по мере развития действия произведения развивается и характер основного героя – отрицательные черты его характера проявляются все больше и больше. Неизвестно, до чего бы дошел Хлестаков, если бы не опять-таки счастливая случайность – как раз перед тем, как обман героя был раскрыт, он уезжает из города. Вероятно, именно везение – это тот единственный ценный природный дар, которым наделила Хлестакова природа.

Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"

“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем” - такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, “который весь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты творческого гения отразил “зло своего времени”.

Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.

Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло - и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.

А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной* интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина!” Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.

Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков - фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.

В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует картину: “...Поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские “тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего “поскачут везде”. И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.

Итак, образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.