Отчет по практике: Специфика работы психолога в учреждениях разного типа. Характеристика практической психологической деятельности психолога Опыт работы районного психологического центра позволяет говорить о нем как о полезной форме психологической службы

Введение …………………………………………………………………………...3

Глава 1. Профессиональные качества психолога…………………………...…5

Глава 2. Личностные качества психолога………………………………………9

Глава 3. Этика профессиональной деятельности психолога……………...…13

Заключение …………………………………………………………...………….17

Список литератур ы

Введение

Профессиональная деятельность психолога в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я – концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне Я – концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «не умею».

Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Данная тема особенно актуальна для будущих психологов. Ведь психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные умения психолога определяют успешность его практической деятельности, а профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Цель - оценить профессиональные и личностные качества будущего специалиста, а также его деятельность с точки зрения профессиональной этики.

Задача данной темы - рассмотреть основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

Глава 1. Профессиональные качества психолога

Важнейшее качество психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области философии, истории, педагогики, культурологи, права, экономики, филологии, социологии, математики и информатики, концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приёмы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

В области психологии специалист должен:

1.понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2.владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3.понимать специфику предмета психологии, её связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4.знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5.знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6.понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7.знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8.знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9.знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10.знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11.иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах её развития;

12.знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13.знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14.знать основные закономерности психологии образования;

15.знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16.иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17.знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18.знать основы психодиагностики психологического консультирования;

19.знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

20.владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углублённых знаний и практических умений. К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психофизиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и акмеология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова условно выделяют следующие этапы профессионального развития психологов.

1. Восторженно - романтический. Проявляется в период первого знакомства с психологией.

2. Этап самоутверждения. Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».

3. Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.

4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов и накопление отрицательного опыта их использования.

5. Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает», что для творческой работы и импровизации в своём труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Профессиональное развитие – это личное дело психолога, его история и профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев.

В отличие от этого профессиональная квалификация характеризует компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом для оценивания качества профессиональной деятельности.

Глава 2. Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

Специфика деятельности психолога в организации. Направления деятельности психолога в организации. Профессиональная компетентность психолога в организации.Работа психолога по запросу и плановая работа. Модели работы консультанта в зависимости от категории нуждающихся.

Работа психолога по запросу и плановая работа. Годовой план работы психолога составляется руководителем психологической службы и утверждается директором по персоналу.

План работы состоит из следующих разделов:1. Психологическая диагностика кандидатов на занятие вакантных должностей и оптимизация критериев профотбора различных должностных категорий персонала.2. Участие в работе аттестационной комиссии.3. Анализ социально-психологических процессов в коллективе.4. Динамическое психологическое наблюдение за сотрудниками.5. Обучение различных категорий персонала основам психологических знаний.6. Проведение подготовительных мероприятий для планирования работы на следующий год.- изучение общей социально-психологической обстановки на предприятии;- выделение проблемных зон, работа в которых является первоочередной.

Специфика деятельности психолога в организации. Направления деятельности психолога в организации .Организационно-методологические принципы психологической службы - это совокупность профессиональных принципов и пра­вил взаимоотношений психолога с заказчиками, клиентами и дру­гими пользователями психологической информацией. Можно ска­зать проще - это "моральный кодекс отношений, связанных с исполнением психологом организации (предприятия) своих долж­ностных обязанностей".

Необходимость в разработке организационно-методологичес­ких принципов психологической службы вызвана тем, что:

отношения в этой достаточно специфичной сфере служебных

отношений должны строго регламентироваться общими для

всех принципами;новые сотрудники психологической службы должны быстро изучить систему моральных ценностей, согласованных с тре­бованиями администрации;

разнообразие вероисповеданий и морально-этических концеп­ций требует создания универсальных правил;следует четко определить взгляды на единоначалие, конфи­денциальность психологической информации и роль психоло­га в управлении предприятием;собственник, хозяин предприятия иногда хочет проводить на предприятии политику, отличную от общепринятой в государ­стве;руководители предприятия меняются, психологическая служ­ба должна работать по устойчивым правилам, на основе уза­коненных нормативов.

Исходя из собственного опыта и опыта работы школьных пси­хологов, коллег из Вооруженных Сил и МВД; взяв за основу нор­мативные документы психологической службы Государственного таможенного комитета, мы пришли к выводу о необходимости разработки организационно-методологических принципов психо­логической службы, состоящих из трех основных частей:цели и задачи психологической службы;правила пользования психологической информацией; морально-этические принципы работы психолога.

Цели и задачи психологической службы Суть психологической деятельности - в научно-методическом обеспечении кадровой и воспитательной работы, то есть психолог выступает чуть ли не идеологом всей работы с кадрами, ее творцом, реализатором и, видимо, впоследствии, "коз­лом отпущения".Смысл деятельности психолога - в оказании по­мощи сотрудникам, испытывающим различные психологичес­кие или социально-психологические трудности. Психологам, ра­ботающим в русле моделей, построенных на этой идее, часто присущ специфический взгляд на сотрудников: они интересны

ему прежде всего с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять.Суть психологической деятельности - в со­провождении работника в процессе всей его работы. Понятие сопровождения не новое, но сегодня оно приобрело особую популярность. Многие авторы пользуются близкими по смыслу терминами, например, "содействие» Такой подход к работе практического психолога позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью систе­мы организации.

Психологическое сопровождение - это профессиональная де­ятельность психолога. Она осуществляется в рамках системы уп­равления персоналом предприятия (организации) и направлена на создание социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудни­ка в ситуациях служебного взаимодействия.

Объектом психологической практики в данном случае высту­пает профессиональная деятельность и личностный рост сотруд­ника, предметом - социально-психологические условия успеш­ной профессиональной деятельности и личностного роста.

Система работы с персоналом - это совокупность принци­пов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.Система работы с персоналом состоит из пяти взаимосвязан­ных подсистем. Каждая из этих подсистем безусловно включает в себя психологическую составляющую:

Кадровая политика определяет генеральную линию и принци­пиальные установки в работе с персоналом на длительную перс­пективу. Сюда входят организационно-методологические прин­ципы психологической службы в организации (на предприятии).

Подбор персонала заключается в формировании резерва кад­ров на замещение вакантных рабочих мест, определяется требованиями к кадрам, сформулированными в подсистеме кадровой политики, и моделями рабочих мест, включающими психологи­ческие требования к претендентам на вакантные должности.

Оценка персонала - определение степени соответствия работ­ника вакантной или занимаемой должности. При наличии вакант­ной должности определяется потенциал работника, который по­зволяет судить о его способности занять эту должность. Анализ соответствия (занимаемой определенный период должности) про­водится путем оценки как потенциала работника, так и степени его индивидуального вклада с учетом результатов труда. При этом важно точно обозначить роль и место психолога в работе аттестационной комиссии.

Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное дви­жение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штат­ном расписании предприятия.

Обучение персонала предполагает обеспечение соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.

В рамках каждой из подсистем управления персоналом можно выделить следующие направления деятельности психолога:

I. Прикладная психодиагностика. Диагностика является первым и необходимым компонентом модели, однако она не должна становиться самоцелью. Диагнос­тика включает в себя разделы:Психодиагностика при приеме на работу. Ее цель - опреде­лить степень способности кандидата соответствовать требовани­ям трудовой деятельности (в зависимости от участка работы). Периодическая психодиагностика сотрудников, работаю­щих в организации. Эта диагностика, в отличие от диагностики при приеме на работу, в первую очередь нацелена на помощь ра­ботникам в личностном росте и в сохранении психического здо­ровья. Она проводится в два этапа:- Первичная психодиагностика сотрудников. Ее цель - выя­вить группу лиц, нуждающихся в психологической помощи. Ди­агностика проводится со всем персоналом. Углубленное психологическое обследование. Оно проводит­ся с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверж­дения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем. Гипотеза выдвигается на основании данных первичной психоди­агностики.

II. Психокоррекционная и развивающая работа. Те сотрудники, у которых не выявлено социально-психологи­ческих и личностных проблем, обучаются в форме лекционных занятий и закрепляют необходимые навыки на тренингах.С теми работниками, у кого выявлены определенные пробле­мы, проводится коррекционная работа.

1.Принципы деятельности специального психолога.

2.Основные направления деятельности специального психолога.

3.Оценка эффективности деятельности специального психолога.

2.1.1.Принципы деятельности специального психолога

Под деятельностью психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии Н.Я. Семаго и М.М. Семаго понимают оказание специальной психологической помощи, поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную по многим показателям, в том числе и психологическим, «массу» детей. Такая специализированная помощь должна опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненормативности».

Цель деятельности специального психолога - на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития разработать адекватные им коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально - психологической адаптации ребенка в образовательной среде.

Задачи деятельности специального психолога состоят в следующем:

· определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно - развивающей работы с ребенком;

· прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;

· реализация собственно психологической коррекционно - развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.

Обобщив ряд работ, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предложили следующую систему принципов :

Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции.

Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и конкретными диагностическими и коррекционными средствами, построенными на основе той же методологии. Ведь нередки случаи, когда мы говорим о «периодизации по Д. Эльконину», «высших психических функциях», других основополагающих понятиях, но в то же время пользуемся тестами и методиками, разработанными в иной теоретической парадигме, используем в своей коррекционной работе подходы и тактики третьей стороны.

Принцип структурно-динамической целостности выражается в представлении о том, что отдельные стороны психической организации (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, существуют в единой структурной организации и столь же целостно реагируют на все внешние воздействия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности ребенка к развитию, к взаимодействию с окружающей образовательной средой.


В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка должна изучаться и оцениваться как с точки зрения возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и гетерохронией (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Применение данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития.

Принцип терминологической адекватности является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии, и не только ее. Среди специалистов, работающих с детьми с проблемами развития, обучения и поведения, на сегодняшний день существуют значительные расхождения в определении, что же стоит за обобщающим термином того или иного понятия.

Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде. Оценка эффективности деятельности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор является наименее разработанной. По мнению Н.Я. Семаго критерием эффективности деятельности специального психолога может стать именно успешность адаптации ребенка в образовательной среде.

Приоритетность образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении. Статус психолога необходимо понимать как вспомогательного по отношению к педагогу специалиста - специалиста, решающего дополнительные (а не основные) задачи образования. Наиболее важным показателем, который должен быть учтен психологом в его деятельности, является оценка возможностей овладения ребенком соответствующими программами развития и обучения (дошкольной, школьной, любой другой образовательной) и оптимизация образовательных воздействий, связанных с этой возможностью.

Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога фактически вбирает в себя ряд таких положений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в восприятии проблем ребенка и другие. В наиболее общем виде междисциплинарность деятельности специального психолога заключается в том, что, являясь по сути дела, «центровым» и координирующим специалистом по отношению к ребенку и его проблемам, психолог должен знать и понимать не только отдельные отрасли психологии, но и определенные сферы педагогики, социологии, медицины. Для специального психолога понимание клинического подхода практически во всем разнообразии отраслей медицины (а не только психопатологии и неврологии детского возраста) является принципиально необходимым.

Этические принципы и связанный с ними принцип профессиональной компетенции. Они особенно важны в деятельности психолога в системе специального образования - специального психолога, который в своей повседневной работе многократно сталкивается с бесконечно сложными этическими проблемами (в разговоре с родителями, специалистами, в том, как и какими словами он будет защищать права ребенка).

К этическим принципам, на наш взгляд, следует отнести и рефлексию собственной профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность как составляющая этики любого специалиста в настоящее время приобретает огромное значение. В условиях не всегда адекватно понимаемой демократизации образования, когда в образовательную практику буквально хлынул поток самых разнообразных практик и технологий, важно уметь ограничить круг своей компетенции, чтобы не превысить своих возможностей, в конечном итоге - не навредить ребенку.

2.1.2. Основные направления деятельности специального психолога

Основные виды деятельности специального психолога – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа (Абрамова, 1993, 2001; Болотова, Макарова, 2001).

Психологическая диагностика - основной задачей психолога здесь является оценка развития каких-либо психологических качеств у конкретного человека, постановка диагноза его психического развития. В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 г. швейцарским психологом Германом Роршахом.

Психологическое консультирование. Этот вид деятельности специального психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей.

Основное средство консультирования - это беседа, построенная определенным образом. Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. В процессе консультации специальный психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения - расширение психологических знаний и повышение психологической культуры. Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа - это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии по­знавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Специальный психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде.

2.1.3. Оценка эффективности деятельности специального психолога

До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога. Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности специального психолога в отдельности.

Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г С. Абрамовой, «эффективность работы специального психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки». По - видимому, адекватность применяемых психологом методик может про­веряться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:

Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

Эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

Эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

При оценке эффективности психологического консультирования можно указать следующие важнейшие показатели (Г. С. Абрамова, 1994):

Субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

Объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;

Устойчивость изменений в последующей после получения пси­хологической помощи жизни человека.

Роман Коршунов
Содержание деятельности педагога-психолога в рамках медико-психолого-педагогической службы ДОУ

1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.

1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

1.5. Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.

1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут) .

1. С педагогами .

2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ) .

2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ .

2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года) ; разработка рекомендаций.

2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам) .

2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом .

2.7. Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

1. С родителями.

3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года) .

3.2. Индивидуальное консультирование родителей.

3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу) .

3.4. Просветительская работа среди родителей.

3.5. Организация и проведение родительских собраний, семинаров, мастер-классов.

РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования :

Постоянный сбор информации о субъектах контроля, т. е. выполнение функции слежения;

Изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс .

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога -психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария : критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга . В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики : формализованные и мало формализованные методы.

Формализованные методы : тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.

Малоформализованные методы : наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности . Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее) . Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога -психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

1. Зона компетенции педагога -психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог -психолог осуществляет :

Психологическую диагностику познавательных процессов детей

Психологическую диагностику личностных качеств.

Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога -психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования до-школьников.

Младший возраст (3-4 года) :

Понимание речи;

Активная речь;

Сенсорное развитие;

Развитие пространственных представлений;

Рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.) ;

Поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками) .

Средний возраст (4-5 лет) :

Слуховое восприятие (различение неречевых шумов) ;

Зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений) ;

Пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов) ;

Мелкая моторика;

Связная речь (умение выразить свою мысль) ;

Развитие мышления;

Анализ продуктивной деятельности - рисунок , лепка, аппликация, словотворчество и т. д. ;

Игра - уровень игры, преобладающий вид общения;

Социальные навыки - общение со взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет) :

Слуховое внимание;

Зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла;

Зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;

Общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

Развитие графической деятельности ;

Латеральные предпочтения;

Мыслительная деятельность ;

Игровая деятельность ;

Анализ продуктов деятельности ;

Коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) :

Зрительно-моторная координация;

Ритмическое чувство;

Переключение движений;

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели) ;

Звуковой анализ слов;

Умение определять состав числа;

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

Составление сюжетного рассказа по серии картин;

Понимание логико-грамматических конструкций;

Установление причинно-следственных связей;

Ориентировка на листе бумаги.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться первые психологические службы и психологические консультации.

В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации - служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.

Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление - воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Рассматривая организацию как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько организационных уровней и соответствующих этим уровням задач:

  • уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;
  • уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;
  • уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

1.3.2. Основные сферы деятельности практических психологов

В настоящее время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:

  • - система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур;
  • - система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);
  • - клинические и другие медицинские учреждения;
  • - экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);
  • - центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.

Работа в каждой из этих сфер предполагает следующие варианты реализации психологом своего профессионального предназначения (О.В.Соловьева, 1997): психологическая консультация, клуб и социальная организация. Работая в психологической консультации, психолог ведет прием клиентов, предлагая им определенные средства социально-психологического воздействия. Своеобразие работы в клубном пространстве связано с тем, что любая клубная структура объединяет свободно собравшихся людей, поэтому психологу приходится считаться с их интересами. Работа в организации предполагает закрепление за психологом ряда служебных функций, реализация которых порой выходит за рамки его профессиональной ответственности.

Психологи в экономической сфере изучают психологические закономерности функционирования различных форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие задачи:

  • - научное исследование персонала и анализ организационной структуры - профессионально-психологический отбор и расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей; социально-психологическое изучение коллектива;
  • - оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных и межгрупповых конфликтов;
  • - развитие персонала - выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, определение и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту;
  • - планирование и оптимизация профессиональной среды - эргономический анализ деятельности, изучение факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособности работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев;
  • - оказание психологической помощи специалистам в предупреждении и разрешении личностных проблем; повышение социально-психологической компетентности; коррекция неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств;
  • - психологическое изучение потребителя продукции предприятия (организации), психологическое обеспечение рекламной деятельности.

Клинические психологи, работая в основном в структурах медицинских учреждений, изучают причины различных отклонений в поведении людей, психосоматических расстройств и заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных дефектов и дискомфорта, индивидуальных и социальных дисфункций и ведут с ними психокоррекционную и реабилитационную работу, разрабатывают совместно с другими специалистами (педагог, психиатр, социальный работник) различные развивающие программы и программы сопровождения.

Психологи в сфере народного образования изучают и оптимизируют психологические факторы, влияющие на успешность обучения и самочувствие обучаемых; развивают их познавательные способности; осуществляют консультирование преподавателей, обучаемых и их родителей по вопросам учебно-воспитательного взаимодействия, преодоления личностных проблем; проводят психологическую экспертизу учебных средств, дидактических приемов и методов учебных занятий на предмет их эффективности.

При этом общим полем деятельности педагога и психолога является личность учащегося, классный коллектив и учебная деятельность. Действуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам - педагогам решать следующие задачи:

  • - построение учебной деятельности, психологически адекватной познавательной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета;
  • - актуализация педагогом внутренних (психических) ресурсов ученика;
  • - адаптация содержания и методики представления учебного материала к психологическим особенностям учащихся.

Психологи-консультанты, проводящие обслуживание населения в рамках специализированных центров и служб психического здоровья, в службах семьи и брака, помогают клиентам, обращающимся за помощью, приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей и обращения с реальностью; улучшить адаптацию к меняющимся условиям; разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основные сферы деятельности практических психологов в нашей стране?
  2. Какие задачи решают психологи в экономической сфере?
  3. В чем состоит содержание деятельности клинических психологов?
  4. Каковы задачи психологов в сфере народного образования?

Литература

  1. Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М., 2003.
  2. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е изд. - М., 1996.
  3. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Моск. ун-та. - Серия 14. - 1989. - № 4.
  4. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. - М., 2006.