Якобсон п м психология чувств. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якобсон. Эмоциональная сфера в структуре личности

    Якобсон Павел Максимович - (1902 9.07.1979) отечественный психолог. Биография. С 1918 г. по 1922 г. учился в Московском университете. Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания, Академии художественных наук, Государственном институте … Большая психологическая энциклопедия

    Якобсон, Павел Максимович - (1902 1979) Российский психолог. Закончил психолого философское отделение Московского университета (1922), доктор психологических наук (1962). В 1926 г. становится научным сотрудником Академии художественных наук, доцентом кафедры психологии… … Кто есть кто в российской психологии

    Якобсон фамилия. Известные носители: Якобсон, Александр Анатольевич (р. 1959) израильский историк, публицист и политический деятель. Якобсон, Анатолий Александрович (1935 1978) советский и израильский литературовед и писатель,… … Википедия

    ЯКОБСОН - Павел Максимович (1902 1979) российский психолог, специалист в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества, мотивации поведения человека. Д р психологических наук (1962). Окончил психолого философское отделение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    - (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 … Википедия

    Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

Раздел № 3. Тема № 3 . «Темперамент и характер личности».

Темперамент личности .

Понятие «темперамент» (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт – от лат. tempero - смешивать в надлежащем соотношении) Понятие «Темперамент». Физиологическое соответствие темперамента нервной системе. Темперамент в качестве общего проявления (выражения) нервной системы (НС) в поведении и в деятельности человека. Темперамент в качестве закономерного соотношения устойчивых индивидуальных нервно-физиологических особенностей личности, характеризующих разнообразные стороны динамики психической деятельности и поведения личности, - т.е. определяющих т.н. динамические характеристики психических процессов . Понятие «психодинамика личности». Темперамент в качестве базового параметра психодинамики личности. Психодинамика личности и нервная система (НС). Роль в психодинамике личности общей (включая периферическую) нервной системы (процессы нервного возбуждения/торможения) и центральной нервной системы (безусловные и условные рефлексы). Соотнесение, "по смыслу и значению", понятия «темперамент» ("вид темперамента") с понятием «тип нервной системы».

Свойства темперамента , влияющие на все психические процессы и психические состояния человека, на его познавательную, волевую, эмоциональную и мотивационную психическую деятельность. Свойства темперамента как наиболее устойчивые индивидуальные физиопсихические особенности личности, сохраняющиеся неизменно многие годы, часто всю жизнь. Базовые свойства темперамента : 1) индивидуальный темп и ритм психических процессов, 2) степень устойчивости эмоций, 3) экспрессивность и энергичность движений, 4) напряжённость волевого усилия и др. физиопсихические характеристики, относящиеся ко всем сторонам психической деятельности личности.

Понятие «вид темперамента» . Вид темперамента как форма базовой вариации закономерно связанных между собою сочетаний свойств нервной системы. Четыре основных варианта (типа) сочетаний свойств нервной системы, физиологически образующие собою четыре базовых вида темперамента. Различные сочетания (вариации) закономерно связанных между собой свойств темперамента (типичных проявлений нервной системы), выступающее в качестве видов темперамента.

Классификация видов темперамента др. греч. врачей-анатомов Гиппократа и Галена. Выделение таких четырёх основополагающих видов темперамента как: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Понятие «степень выраженности отдельных свойств темперамента». Понятие «смешанный вид темперамента». Типичность в темпераменте, во-первых, тех «крайних полюсов», между которыми возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношения разных его свойств. «Отнесение» каждого человека к определенному виду темперамента. Бесконечное разнообразие индивидуальных различий между людьми по свойствам темперамента. «Разная степень выраженности» у представителей одного и того же вида темперамента базовых функциональных свойств нервной системы (сила/слабость, уравновешенность/неуравновешенность, подвижность/малоподвижность (слабая подвижность) нервных процессов)). Зависимость вида темперамента индивида от его врождённых анатомо-физиологических особенностей. Генетическое наследование темперамента.


Непосредственная и прямая зависимость видов темперамента от типов сочетаний свойств нервной системы: И.П. Павлов, М.С. Сеченов, В.М. Бехтерев, В.С. Мерлин. Нейродинамическая концепция темперамента. Темперамент как физиологическая основа психики. Физиопсихические «измерения» проявлений темперамента. Психодиагностические тестовые методики, направленные на выявление свойств темперамента личности: Г. Айзенк, В.М. Русалов, Я. Стреляу и др. Понятие «общий тип нервной системы». Общий тип нервной системы в качестве суммы свойств данной конкретной нервной системы. Нервная система (НС) в качестве физиологической основы темперамента. Нервная раздражимость как основа нервной организации и нервного реагирования индивида. Темперамент и физическая активность индивида. Воздействие темперамента на поведение субъекта.

Темперамент и деятельность личности. Понятие «индивидуальный стиль деятельности» и зависимость стиля деятельности субъекта от его темперамента. Стиль деятельности личности как совокупность индивидуально успешных приёмов и способов выполнения действий, выработанных человеком в целостном процессе деятельности . Научная теория Е.А. Климова о взаимосвязи темперамента с индивидуальным стилем деятельности. Зависимость динамических особенностей всех свойств личности от вида её темперамента. Основные области проявления (выражения) свойств темперамента: 1) общая физическая и психическая активность данной личности; 2) особенности физиологических реакций и моторно-двигательной системы конкретной личности; 3) индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности.

Четыре, исторически сложившихся в психологической науке, теории темперамента.

1. Гуморальная теория темперамента (Гиппократ и Гален), – осуществление классификации темпераментов по критерию «доминирующей в данном организме жидкости» (определённой жидкости больше среднестатистической нормы). Сравнительная природа «гуморального ("жидкостного") критерия». Объяснение Гиппократом и Галеном индивидуальных различий между людьми несколькими типами (вариантами) т.н. «смешения» основных гуморальных компонентов или «соков организма», таких как кровь, жёлтая желчь, слизь и чёрная желчь. Обоснование Гиппократом и Галеном гуморальных различий людей. Больше обычного в жидкостном составе организма преобладает кровь (по-гречески «сангвис» или «сангва»), – этот человек – сангвиник. Более выражена желто-красная желчь (по-гречески «холе»), – этот человек – холерик. Доминирует слизь (по-гречески «флегма»), – этот человек – флегматик. Наиболее проявляется желчь черная (по-гречески «мелано холе» или «мелайн холе»), – этот человек – меланхолик.

2. Конституциональная теория темперамента (Э. Кречмер и У. Шелдон). Выделение таких основных видов темперамента как атлетик, астеник и пикник. «Смешанные» вариации телосложения (темперамента), – согласно Э. Кречмеру. «Увязывание» всех этих видов (и их смешанных вариантов) с определенными, наиболее распространенными формами телосложения и физиологическими показателями (рост, вес) людей (по Э. Кречмеру).

Модификация конституциональной теории темперамента, – учение о соматотипах людей (У. Шелдон). Понятие преобладающих в организме клеточных структур (смысловая аналогия с гуморальной теорией). Выделение следующих соматотипов: эндоморф, мезоморф, экзоморф (по У. Шелдону). Так называемые «промежуточные» конституциональные соматипы, – согласно У. Шелдону.

3. Физиологическая теория темперамента (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, их ученики и последователи) – как наиболее принятая в мировой научной практике на современном этапе развития научного знания . Выделение И.П. Павловым таких функциональных свойств нервной системы (НС) как: 1) темп нервных процессов, 2) ритм нервных процессов, 3) амплитуда нервных процессов и т.п.

«Схема» темперамента согласно И.П. Павлову (см. таблицу ниже).

Таблица «Виды и проявления темперамента человека по И.П. Павлову»

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

П.М.ЯКОБСОН

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Юность - довольно продолжительный период в жизни человека (от 15 до 22 лет). Годы обучения в школе называют ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.

Ранняя юность приносит много нового в эмоциональную жизнь учащегося по сравнению с годами подростничества. Исчезают в значительной мере те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные серьезными изменениями в личности, изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре, ожиданиях юноши или девушки. И все это накладывает свою печать на черты эмоциональной жизни школьника этого возраста.

Характеризуется период ранней юности тем, что в это время завершается известная ломка в биологическом развитии человека -половое созревание. У девочек половое созревание закончилось задолго до начала этого периода, у мальчиков - несколько позже. Это для всех них уже прошедший этап; возникла адаптация к тому новому физиологическому состоянию, которое характеризует жизнедеятельность организма. Правда, бывают случаи, когда мы

встречаемся в этом возрасте с еще незакончившимся, затянувшимся процессом полового созревания и черты поведения, свойственные подростку, проявляются у старших школьников. Но эти случаи редки.

В годы ранней юности начинается физический расцвет организма. Замедляется от года к году рост тела в высоту, зато у юношей становятся шире плечи, мощнее грудь, крепнет мышечная система, лучше работают сердце, сосуды, дыхательный аппарат. В юношеском организме появилось устойчивое равновесие в деятельности эндокринной системы. Исчезает во внешнем облике та долговязость, которая была свойственна многим подросткам, пропадает и угловатость движений.

Совершенствование нервного аппарата, высшей нервной деятельности в целом приводит к более точным, более адекватным реакциям на различные воздействия действительности. Это проявляется в хорошем развитии моторики юноши, в более совершенной координации движений, в их ловкости.

Появившаяся выносливость организма приводит к тому, что в годы ранней юности становятся возможными высокие спортивные достижения в плавании, в теннисе, в фигурном катании и т.д. Можно сказать, что перед нами - период благополучного биологического развития организма (заболеваний меньше, болезни преодолеваются легко).

В психическом развитии юноши и девушки происходят серьезные изменения: меняется деятельность их мышления, памяти, внимания, область их интересов, волевых устремлений, чувств и эмоций.

У школьников юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. Старшеклассники требуют доказательств и обоснования тех утверждений, которые они слышат от учителей, окружающих и близких. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с деятельностью непроизвольного запоминания у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Все это способствует тому, что в эти годы происходит значительный рост знаний и умений учащихся. Они успешно решают многие сложные вопросы, возникающие при изучении точных дисциплин: математики, физики, химии. Это относится как к теоретическому осмысливанию материала, так и к решению сложных задач и выполнению лабораторных заданий.

Возросший уровень мыслительной деятельности, развитие приемов размышления и рассуждения, рост умения обобщать

проявляются и в том, что старшие школьники глубже понимают социально-исторические явления и естественно-научные вопросы.

Все эти моменты, характеризующие развитие старшего школьника, - совершенствование его моторики, развитие его мышления, его общий интеллектуальный рост - создают предпосылки для усвоения в этом возрасте довольно сложных умений и навыков. <...>

В обычных условиях плохое настроение редко глубоко укореняется в этом возрасте, так как вера в открывающиеся возможности жизни не покидает юношей и девушек.

Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков; как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали у подростков; нет также и скоропалительного суждения о людях, их качествах и чертах, таких необоснованно образующихся пристрастий, которые свойственны подростку.

Но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно, что в этот период не бывает внутренних конфликтов и противоречивых переживаний. То обстоятельство, что юноша испытывает большой прилив жизненных сил и стремление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте и не всегда отчетливо осознаваемых конкретных жизненных целях на ближайшее время, приводит иногда к внутреннему недовольству и к метанию от одних целей к другим. Многое хочется узнать, пережить, испытать, многое надо проверить и хочется проявить себя.

Все это выражается в переходах от намеченного плана самовоспитания к проявлениям малорегулируемого поведения, в переходах от серьезных, целеустремленных занятий к бездумному времяпрепровождению. <...>

Возможность таких внутренних переходов, неожиданного "бунта" против принятых норм поведения, правил общения, желание стать в оппозицию к принятому, недоверие к суждениям людей не исключены в этом возрасте. Это обстоятельство надо учитывать воспитателю, когда он сталкивается с непривычной, неожиданной эмоциональной реакцией юноши на те или другие факты и события.

И подросток думает о своем будущем, представляет себе, кем он будет, мечтает об увлекательной деятельности, которой он будет заниматься. Но для юношей и девушек все эти задачи становятся более реальными: и потому, что они скоро перестанут учиться в школе (а подросток еще будет учиться) и им надо уже теперь решать вопрос о своих конкретных шагах на ближайшее будущее, и потому, что они значительно лучше осознают требования к тому или другому призванию и свои собственные положительные и отрицательные качества. А вместе с тем юноши и девушки более отчетливо осознают цели жизни, тот смысл ее,

который они хотели бы внести в свою деятельность, в борьбу за свое будущее.

Поэтому наряду с тем, что в юношеские годы уже с иных позиций рассматривается вопрос о будущей профессии и это является проблемой, которая рождает отчетливо выраженное эмоциональное отношение, появляется стремление уяснить и более общие моменты будущей жизни, а именно, подумать о целях жизни, о том, что может явиться предметом устремленности, приложения кипучих сил юности. Будущая перспектива возникает у юноши на фоне тех социальных интересов, запросов и устремлений, которые в этом возрасте приобретают большую широту и интенсивность.

Происходящие в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. В свою очередь это приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное, преувеличенное представление о себе самом и о своем месте среди окружающих и сверстников. Утверждение себя среди других ведет к тому, что в побуждениях юноши значительное место занимает стремление к "самопоказыванию", к "самовыставлению", носящее в ряде случаев невольный характер.

Такое эмоционально окрашенное желание как-то выделиться среди сверстников приобретает самые разнообразные формы. Это могут быть чисто внешние формы поведения - какие-то особенности манер, тона речи, выбираемых выражений, способа обращения, особенности одежды, прически и т.д. И это могут быть стремления выделить себя в каких-то свойствах характера, чертах умонастроения, излюбленных пристрастий, отношения к окружающим и т. д.

Стремление как-то выделиться, проявить свою "оригинальность" может в ряде случаев принимать незрелые формы, превращаться в оригинальничанье в манерах, в высказываемых мнениях. <...>

Но рядом с этой, часто наносной формой поведения появляется уже серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам. Иногда это приводит школьника к придирчивому рассмотрению того, в чем он хорош, в чем плох, превращается в подлинный анализ своих "слабостей". И это ведет не только к переживанию, часто глубокому, своих недостатков, но и к стремлению улучшить какие-то свои качества, переделать себя, заняться самовоспитанием. <...>

Развившееся умение владеть собой проявляется в юношеском возрасте также и в лучшем владении выражением своих чувств и настроений. Это относится и к появлению более богатой и точной палитры интонаций, большему числу оттенков в выражении лица и движениях тела. Наблюдая юношей и девушек в театральных кружках при выразительном чтении, в пении романсов, чтении стихов, отчетливо видишь разницу между ними и подростками.

Владея своими чувствами, юноши и девушки умеют и маскировать их.

Отличие маскировки чувств от их скрывания заключается в том, что скрывание предполагает только сдерживание (более или менее удачное) внешних проявлений чувства, а маскировка предполагает замену естественного выражения одного чувства другим, часто противоположным по своему содержанию. Так, проявление иронии по поводу какого-то факта или произведения искусства может маскировать имевшую место растроганность; так, бурное оживление, веселье могут маскировать смущение.

Характерным моментом является то, что часто у целых групп школьников появляется своя собственная манера выражать эмоциональное отношение к разным фактам жизни. Появляется своеобразный жаргон: словечки, специфические выражения. Если, с одной стороны, это представляет собой поиск "оригинального стиля" поведения (хотя он отнюдь и не оригинален), то, с другой стороны, это является для некоторых юношей и девушек той защитной маской, которая позволяет им легче скрывать свой интимный мир чувств от непрошеных и любопытных взоров.

Юноши и девушки тоньше, точнее, лучше, чем подростки, улавливают оттенки переживаний, умеют "читать чувства"; они понимают и "нешаблонные" формы выражения чувств. Все это создает основу для возникновения лучшей эмоциональной восприимчивости. Изменения, которые происходят в эмоциональной жизни юношей и девушек, прежде всего относятся к этой стороне их эмоциональной сферы.

Появляется большая эмоциональная восприимчивость к ряду явлений действительности, многие действия и поступки людей, мимо которых проходил, например, младший школьник, начинают вызывать отчетливый эмоциональный отклик. Так, характер взаимоотношений людей в семье, в быту, на производстве, при выполнении ими общественных заданий начинает становиться объектом чувств не только потому, что юноша лучше, чем младший школьник или подросток, понимает их значение, но и потому, что эти факты сами по себе волнуют его.

Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию.

Огромная область человеческих переживаний, которая не воспринимается младшим школьником и воспринимается в недостаточной мере подростком, может стать предметом сопереживания у юноши и девушки. Тут и лирические переживания, связанные с любовью и восприятием природы, романтические чувства, вызываемые необычностью изменений в судьбе героев произведений, глубокие идейно-политические чувства, возникающие при мыслях о судьбах отдельных народов или всего человечества, и многое, многое другое. Огромная сфера прекрасного, запечатленная в

различных произведениях искусства разных жанров и выявляющая динамику изменений в жизни людей, в их чувствах и устремлениях, становится также объектом сопереживания. При этом определенные темы, определенные жанры искусства и способ трактовки их художниками бывают объектами наиболее острого эмоционального отклика. Лирическая песня, романс, лирические стихи в ряде случаев открывают для юноши и девушки весь интересный и сложный мир поэзии и музыки.

Благодаря росту способности к сопереживанию восприятие чувств других людей также меняется. Появляется "сердечное" понимание, умение тонко откликнуться на "движения души" другого человека, особенно сверстника. Рост "сердечного" понимания приводит к тому, что социальные связи с окружающими людьми могут получить новые черты, новые формы и тем, в свою очередь, обогатить эмоциональный опыт юноши-школьника. Здесь, в этой области эмоциональной сферы, формируются основы зрелости, формируется личность, которая будет проявлять себя именно в области таких чувств.

Интерес к внутреннему миру другого человека, желание получить отклик на свои запросы, смутные стремления, на свои переживания чаще всего выражается в остром интересе к литературе.

Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. -
М., 1988.-С. 145-170.


Обратно в раздел

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.